Образование
#былое

9 фактов о первых университетах

Кое-что из традиций осталось на века, а некоторые факты удивляют.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Факт №1


Университетами назывались любые сообщества

Места, где взрослые изучали науки, существовали и в Древнем Китае, и в Византии, и в Арабском халифате, но они не выдавали научных степеней и были устроены не по принципу корпораций.

Первые университеты стали появляться в европейских городах (Болонья, Париж, Оксфорд) в XI–XIII веках. Вокруг людей, получивших образование в монастырских и епископских школах, собирались ученики, и постепенно складывалось упорядоченное сообщество.

Само слово «университет» (лат. universitas) поначалу обозначало любое сообщество людей, связанных присягой. Так могли называть и цеховую организацию ремесленников, и городскую коммуну. Так же стали называть сообщество школяров (студентов) и магистров (преподавателей). Постепенно название закрепилось только за ними.

Представители средневековых школ (лат. studia) объединялись в корпорации, в первую очередь, для отстаивания совместных интересов. Ведь многие школяры приходили учиться из других городов, а значит, на чужбине им нередко требовалась защита. Например, от средневекового обычая судить невиновного пришлого за преступления, которые совершил его земляк и скрылся, или от слишком высокой арендной платы за жильё. Часто студенты и сами буквально нарывались на конфликты с горожанами.

Взаимное заступничество создавало и особую систему отношений в средневековых университетах. Хотя в них складывалась определённая иерархия, в целом это были сообщества равных. И первые университеты не зависели ни от церкви, ни от светских правителей. Они были самоуправляемыми организациями: сами решали, кого принять в свои ряды, сами выбирали ректоров. Причём в последнем случае в одних университетах выбор был за магистрами (преподавателями), в других — за школярами. Эти права университеты охраняли очень ревностно, а власти шли им навстречу, ведь учебные заведения приносили престиж их землям и помогали «растить» образованных чиновников.

В дальнейшем, конечно, университеты стали учреждаться и по воле правителей.

Факт №2


Преподавание везде велось на одном языке

Главной научной степенью Средневековья была licentia ubique docendi, что в переводе с латинского значит «право преподавать всюду». Обладавший ею новоиспечённый магистр мог отправиться в любую другую страну Европы, чтобы преподавать в местном университете.

Право на выдачу повсеместно признаваемых степеней университетам чаще всего даровали папы римские, реже — монархи. Появление такой грамоты можно считать началом деятельности неформального образовательного сообщества именно как университета.

Школяры тоже путешествовали. За ними даже закрепился образ странствующих и нищенствующих. Они перемещались между разными университетами, чтобы послушать известных учёных. Дело в том, что до появления и распространения книгопечатания (это произошло в XV веке) новые знания гораздо проще было получить из устных лекций, чем из книг, которых было мало и стоили они дорого, особенно для школяров. Лекции, собственно, и представляли собой чтение книги вслух.

Эйнхард, французский учёный VIII–IX веков, историк, настоятель нескольких монастырей
Изображение: Wikimedia Commons

Свобода перемещений студентов и преподавателей не ограничивалась языковым барьером, ведь преподавание во всех университетах велось на латыни.

Факт №3


Учиться могли представители любых сословий

Двери средневековых университетов были открыты для всех желающих, формально учёба не была сословной привилегией. Но образование стоило денег, потому что университетам нужно было на что-то существовать. Поэтому магистры брали плату за учёбу со студентов. Правда, не везде: в университетах, основанных властями, преподаватели получали жалованье. В любом случае студенту на жизнь, жильё и книги нужны были деньги.

Но это вовсе не значит, что учиться в университетах могли лишь обеспеченные люди. Частично расходы школяров могли покрывать церковь, епископство или город, откуда происходил студент, либо богатый благотворитель. Например, университеты подавали в Рим списки кандидатов на папские бенефиции — такие своеобразные «стипендии». Там же, где была сильна светская власть, члены университетов могли рассчитывать на помощь от городской коммуны, короля или императора.

Правда, взамен на такую льготу нередко школяр, завершив обучение, обязан был работать на своего благотворителя: в приходе или на службе. Впрочем, получение такого своеобразного «целевого направления» обычно оговаривалось заранее.

Сами университеты позволяли некоторому количеству наиболее бедных студентов учиться бесплатно или платить лишь часть суммы.

Кроме того, школяры постоянно искали источники заработка — например, переписывали книги (тогда их изготовляли только вручную), служили секретарями. Иногда из-за этого приходилось прерывать учёбу, но к ней можно было вернуться позже.

Писец за работой
Изображение: The Bodleian Libraries / University of Oxford

Так что даже выходцы из самых бедных сословий имели шанс получить образование. 

Однако с годами университетская корпорация стала постепенно замыкаться на себе, и членство в ней всё чаще переходило по наследству. Так, в конце XIV — начале XV века в университете Падуи привилегии получили отпрыски докторов права. Они могли поступить бесплатно в юридический колледж и бесплатно сдавать экзамены.

Факт №4


Студенты в основном жили бедно

Наличие заработка не гарантировало сытого и комфортного существования. Понятие «бедный студент» не было просто фигурой речи: нищета тогдашних студентов читалась во всём — от убогих маленьких комнаток без мебели, где жило по несколько школяров разом, до специальных шаблонов писем к родителям со слёзными просьбами прислать денег. В последних, например, студенты могли писать, что вряд ли доживут до того, как письмо будет доставлено. Такие же образцы существовали для прошений об освобождении от платы за учёбу.

«Господин декан и мои учителя! Ради Господа прошу, чтобы вы освободили меня от платы, которую должен заплатить факультету, потому что, говоря по совести, я не имею в настоящее время для дальнейшей жизни, кроме книг и одежды, каких-либо вещей, которые стоят 3 копы грошей или 12 флоринов. Но как только буду иметь вещи такой цены, охотно и без промедления заплачу».

Форма просьбы об освобождении от платы. «Статуты факультета искусств Пражского университета (1367)»

Но чем больше бесплатных мест отдавалось профессорским детям, тем меньше становилось мест, которые могли занять бедняки со стороны: их количество порой сокращалось (до одного-двух на факультет).

Некоторые преподаватели, кстати, пользовались бедностью студентов. Например, давали им денег в долг, а потом забирали «с процентами» в виде повышенной платы за учёбу.

Факт №5


Учёба занимала больше времени, чем сейчас

В средневековых университетах было всего четыре факультета: свободных искусств (впоследствии стал философским), богословия, права и медицины. Первый считался базовым для остальных. На нём студент получал сначала степень бакалавра, а затем — магистра вместе с правом на преподавание. Далеко не во всех университетах были представлены все перечисленные факультеты. Например, теологического никогда не было в Болонье — она изначально появилась как школа права.

Стать магистром свободных искусств можно было, проучившись не меньше пяти‑семи лет, в зависимости от университета. За это время школяр изучал семь свободных искусств: тривиум (грамматику, логику и риторику), а затем — квадривиум (арифметику, геометрию, астрономию и музыку). Логика была самым важным предметом, так как считалось, что именно с её помощью можно постичь все науки. Квадриум был обязательным не везде.

Получив эту базу, можно было дальше изучать более специализированные науки на одном из трёх остальных факультетов. Дольше всего проводили времени на теологическом факультете — от 12 до 15 лет. За это время учащиеся последовательно получали такие степени:

  • курсор (бакалавр-репетитор);
  • библикус (комментирующий Библию);
  • сентенциарий (преподающий по книге «Сентенций» Петра Ломбардского — это был сборник, согласующий мнения авторитетов по спорным богословским вопросам);
  • бакалавр «формати» (участвующий во всех диспутах);
  • лиценциат (обладатель права «преподавать всюду»);
  • доктор теологии.

Кстати, преподавать теологию и вовсе разрешалось только тем, кто уже достиг 35 лет. Так что это была совсем не быстрая карьера.

На других факультетах тоже учились долго: от семи до девяти лет.

Однако тут стоит пояснить, что выпускника, прошедшего полный курс тогдашнего университета, по сегодняшним меркам можно сравнить с доктором наук. Конечно, до этой ступени добирались очень немногие. А обучение на факультете свободных искусств фактически заменяло среднюю школу, которой тогда в полноценном виде не существовало. Поэтому учиться в университетах начинали обычно лет с 14–15, иногда и того раньше. Но и бородатые студенты старше сорока были тогда не редкостью.

Университетский класс в Болонье, XIV век
Изображение: Лаврентий де Вольтолина / The Yorck Project

Сократить срок учёбы можно было, воспользовавшись деньгами или высоким положением. Некоторые небольшие университеты намеренно делали время обучения короче, чтобы привлечь студентов. Лишь к XV–XVI векам срок учёбы в университетах стал повсеместно сокращаться.

Факт №6


Образование давало человеку статус

Больше половины школяров не доходило даже до степени магистра свободных искусств, не меньшим был «отсев» на высших факультетах. Но даже человек со степенью бакалавра пользовался почётом, имел высокий статус и мог рассчитывать на хорошую службу.

В Средние века считалось, что вместе со знаниями человек приобретает высокие духовные качества, становится «благородным по духу», а не по рождению, как представители знати. Образование позволяло перепрыгнуть несколько ступенек социальной лестницы. Французский социолог Пьер Бурдьё назвал это «социальной магией», а мы сейчас назвали бы это социальным лифтом.

Так, в XIII веке духовником французского короля стал Робер де Сорбон — выходец из бедной крестьянской семьи, отучившийся в Реймсе и Париже. Он также основал теологическую коллегию Парижского университета, в честь которой учебное заведение получило своё второе название — Сорбонна. А крупнейший голландский учёный XVI века Эразм Роттердамский был незаконнорождённым и учился в Монтегю — коллегии для бедных Парижского университета.

Сами бакалавры и магистры считали, что учёное благородство превосходит кровное, а клирики (так тогда называли всех учёных людей и членов университетов) — дворян.

«Столь искомое знание стоит более, нежели всякое иное сокровище; оно помогает бедному подняться из праха, оно делает знатным незнатного, награждает его блестящей репутацией, позволяя благородному превосходить низкородных и принадлежать к избранным».

Грамматик Мино да Колле,
«Интеллектуалы в Средние века», Ж. Ле Гофф

Поэтому университетские деятели оценивали себя очень высоко. Пожалуй, даже высокомерно. Например, они называли себя «рекой, питающей мир», «хранителем ключей от христианства», «стражем на башне христианского мира», «старшей дочерью короля».

Члены университетов действительно имели много привилегий. Например, не подлежали обычному суду: их дела рассматривали внутри университета. Также студентов и магистров освобождали от всех повинностей, чтобы они могли заниматься только интеллектуальным трудом, а их имущество было надёжно защищено. Некоторые самозванно приписывались к студентам или преподавателям только для того, чтобы избежать суда или не платить налоги.

Такой высокий статус привёл к тому, что постепенно университетские мэтры стали подражать прирождённой аристократии. Например, кафедры украшались навесами, а сами доктора, прежде одевавшиеся очень скромно, начали носить золотые кольца и особые головные уборы, длинные мантии, подбитые роскошным мехом, а также перчатки — символ могущества. На домах самых богатых преподавателей даже стали появляться башни — атрибут знати.

Диспут врачей в Парижском университете, 1527 год
Изображение: миниатюра из рукописи «Chants royaux» / Bibliothèque nationale de France

Получение степени всё больше походило на аристократические гуляния с балами, театральными представлениями и даже турнирами.

Факт №7


Студенты вели разгульную (порой даже слишком) жизнь

«Gaudeamus igitur, Juvenes dum sumus!» — поётся в старинном студенческом гимне, по легенде появившемся в Гейдельбергском университете. Эти слова можно перевести с латыни как «Итак, будем радоваться, пока мы молоды!» или «Итак, будем веселиться, пока мы молоды!».

Второй вариант подходит больше, если судить по спискам действий, которые запрещались средневековым студентам. Запрещали, скорее всего, именно то, чем школяры особенно сильно всем досаждали. Например, «Руководство совершенного студента» 1495 года запрещало им играть с мирянами по воскресеньям, прогуливать занятия, бить детей, пачкать книги, подстрекать к беспорядкам, петь во время торжественных церемоний, участвовать в комических спектаклях в церквях и на кладбищах.

Драки между собой и с горожанами составляли часть обыденной жизни студента. Школяры, бакалавры и даже магистры приносили немало проблем горожанам: задирали прохожих, устраивали стычки и дуэли друг с другом, шумели по ночам, приставали к женщинам. Даже диспуты нередко оканчивались драками. Бывали инциденты и похуже:

«<…> в Париже существуют некие клирики и школяры, а также их слуги, лишённые рассудка, отвернувшиеся от Бога и не думающие о спасении. Они, пользуясь обычаями школьной жизни и полагаясь на оружие, всё чаще и чаще свершают беззаконные и преступные действия, а именно: как в дневное время, так и по ночам они жестоко ранят и убивают многих людей, похищают женщин, [оскорбляют дев], врываются в гостиницы, по нескольку раз свершают грабежи и производят другие гнусности, ненавистные Богу».

Г. И. Липатникова,
Из послания члена епископского суда Парижа от 11 января 1269 года.
«Документы по истории университетов Европы XII—XV вв.»

Почему студенты так себя вели, легко понять, если учесть, кто ими становился. В основном это были молодые люди, жившие вдали от родного дома, задиристые и весьма высокого мнения о себе. Даже женитьба не могла их остепенить: поступая в университет, они брали на себя обязательство не вступать в брак до конца учёбы, потому что она считалась слишком тяжёлым делом, несовместимым с семейной жизнью. К тому же студенты чувствовали почти вседозволенность, зная, что корпорация (а иногда и власти) заступятся за них.

Если добавить к этой и без того горячей смеси алкоголь и азартные игры, получалось нечто взрывоопасное. Но попойки, как ни странно, были атрибутом учёности. Например, в уставе Сорбонны штрафы измерялись вином, которое следовало поставить оппонентам. Неудивительно, что по соседству с Парижским университетом в XIV веке располагалось около 60 питейных заведений.

Правда, стоит оговориться, что в те времена все люди пили много вина и пива хотя бы потому, что найти хорошую чистую воду в средневековом городе было непросто. А сами посиделки в таверне с выпивкой и песнями, по сути, были единственным доступным студентам досугом.

Пирушка в таверне, Фландрия, 1455 год
Изображение: Wikimedia Commons

Некоторые вообще шли в университеты только ради разгульной жизни. С этим явлением, конечно, пытались бороться. Например, в 1231 году папа Григорий IX издал особый статут. В документе было указано, что те, кто называет себя студентами, но не ходит на занятия, не может получать привилегии.

Сами университеты пытались ограничивать время, когда разрешалось употреблять алкоголь, конкретными днями или часами. Но особых успехов ни эти, ни другие запретительные меры не достигли.

Горожане в долгу не оставались. В 1229 году парижане убили нескольких студентов. А недовольные жители Оксфорда в 1355 году устроили в университете настоящую резню — это произошло в День памяти святой Схоластики. Жертвами с обеих сторон стали около сотни людей, а скандал дошёл до короля Эдуарда III. Что характерно, в обоих случаях трагедии начались с конфликтов в трактирах. «Бытовуха на пьяной почве», как бы сейчас сказали.

Иллюстрация в память о дне бунта святой Схоластики
Изображение: открытка, 1907 год / Wikimedia Commons

Факт №8


Колледжи изначально были общежитиями, а не учебными заведениями

Арендовать жильё у горожан было дорого. Чтобы помочь студентам решить эту проблему, стали создавать общежития, в которых школяры могли жить и помогать друг другу. Эти места называли «коллегиями».

Коллегии открывали церковные власти — для своих стипендиатов, монашеские ордена — для своих членов, короли, вельможи и богатые церковники — для своих земляков, а также просто преуспевшие выпускники — для любых других бедных студентов. Одной из главных причин, побуждавших благотворителей, было желание, чтобы как можно больше людей молились за помин их души. Это требовалось от тех, кто жил в коллегии.

Сегодня мы знаем коллегии под их англоязычным названием — колледжи.

Правда, довольно быстро в коллегии переместился и центр университетской жизни. Туда стали переселяться преподаватели, которые здесь же читали свои лекции (изначально у университетов не было собственных зданий, они их тоже арендовали). В коллегиях начали собирать собственные библиотеки, создавать подработки для студентов. Так что простыми общежитиями их уже было сложно назвать. Значение слова сильно расширилось.

Факт №9


Среди средневековых школяров и магистров были женщины

В большинство университетов женщин учиться не допускали, а сами студенты относились к женщинам фривольно. Например, стихи вагантов — странствующих студентов-поэтов — нередко изобилуют похабщиной, что резко отличает их от произведений рыцарской куртуазной литературы.

Однако были и исключения. Широко известны из них два, и оба связаны с Болоньей.

Одной из первых студенток и преподавательниц в мире стала Беттисия Гоццадини (Bettisia Gozzadini). Она родилась в богатой и знатной семье и, по легенде, посещала юридический факультет Болонского университета в мужской одежде — возможно, потому что все студенты должны были соблюдать дресс-код, а для женщин специального варианта просто не существовало.

По данным Музея истории Болоньи, Беттисия получила учёную степень в 1237 году и затем в течение двух лет преподавала у себя дома, прежде чем её пригласили читать лекции в университете. Сначала она отклонила это предложение, но позже согласилась. Ещё одна легенда гласит, что лекции она читала, укрывшись за занавеской.

Век спустя в Болонье преподавала юриспруденцию другая женщина — Новелла д’Андреа, дочь профессора Джованни д’Андреа. Получив образование в школе отца, Новелла вела занятия в его отсутствие. О ней тоже сохранилось предание, будто бы она читала из-за занавески. Сложно сказать, было ли так на самом деле, но эти легенды сами по себе показывают, насколько нетипичным явлением в средневековых университетах было присутствие женщин.

Основные источники:

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована