Постановлением Госдумы с рекомендациями парламентских слушаний на эту тему поделился телеграм-канал «Научно-образовательная политика».
Там перечислены, в частности, актуальные проблемы системы высшего образования, которые есть несмотря на позитивные изменения, и предложены пути их решения.
Какие проблемы высшего образования названы в документе
Во-первых, недостаточное финансирование. Во-вторых, неудовлетворительный уровень оплаты труда и социальных гарантий для педагогических работников. В-третьих, неравномерное по отраслям и разным вузам качество подготовки педагогических кадров и их дефицит. В-четвёртых, недостатки в системе воспитательной работы в вузах, в частности в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Кроме того, в очередной раз отмечено, что в ряде случаев замена специалитета на бакалавриат не привела к улучшению качества образования.
Что предлагает Госдума
Правительству предложено определить основные направления развития высшего образования с учётом текущих и перспективных запросов экономики и рынка труда, а также сфокусироваться на обеспечении гарантии качества высшего образования и поддержке отраслевых вузов по приоритетным отраслям экономики.
Среди принципов высшего образования перечислены фундаментальность и гибкость образовательных программ, междисциплинарность и практико-ориентированность, непрерывность и преемственность уровней образования.
Рекомендовано принять меры по поэтапному наращиванию финансирования отрасли. Среднюю зарплату преподавателям предлагается установить на уровне 200% от средней зарплаты в соответствующем регионе. Студенческие стипендии тоже предлагается увеличить — в течение пяти лет до уровня МРОТ.
При разработке структуры уровней высшего образования важно обеспечить мобильность между ними и разными направлениями подготовки, чтобы расширить возможности для подготовки междисциплинарных специалистов.
Специалитет целесообразно определить как самостоятельный уровень образования и позволить специалистам бесплатно учиться в магистратуре по совместимым специальностям (напомним, соответствующий законопроект уже разработан). Кроме того, в Думе считают, что студентам, которые учатся на программах бакалавриата, нужно дать возможность переходить на программы специалитета (при определённых условиях).
Кроме того, предлагается разработать предложения по повышению престижа профессии педагога, в частности продумать дополнительные социальные гарантии для преподавателей вузов.
Напомним, все эти предложения связаны с пересмотром российской национальной системы высшего образования.
Читайте также:
- Стало известно, какой хотят сделать новую российскую систему высшего образования
- Высшее образование в глубоком кризисе: что мы узнали из Horizon Reports ― 2022
- Выход из Болонской системы: представители властей озвучили, чем она нехороша
- Мнение: длительность базового высшего образования может сократиться до двух-трёх лет