Главные сферы сотрудничества вузов и EdTech: британская версия о перспективах
Исследование британских экспертов выявило три направления в высшем образовании, которые гарантированно можно улучшить за счёт цифровых технологий.
Sherbakov / Unsplash / Dave Kim / Unsplash / Colowgee для Skillbox
В 2020 году университеты во всём мире строили онлайн-обучение из того, что было. Не хватало интернет-инфраструктуры, учебных материалов для дистанта, подготовленных специалистов и времени, чтобы перенести курсы в онлайн. Экстренные решения, к которым пришлось прибегнуть в прошлом году, — по большей части временные заплаты на рвущейся ткани традиционного обучения.
Пришло время шагнуть от перевода существующих курсов в онлайн-формат дальше — к полноценной трансформации преподавания и обучения в вузах. Так считают авторы совместного исследования британской организации по развитию цифровых технологий в высшем образовании Jisc и фонда посевных инвестиций Emerge Education. Будущее высшего образования, по мнению исследователей, за смешанными форматами, а ожидания студентов от используемых в обучении технологий будут только расти.
В новом постпандемийном мире цифровая инфраструктура университета столь же важна, как здания в его кампусе, считают британские эксперты.
Исследование «От исправлений к форсайту: идеи Jisc и Emerge Education для университетов и стартапов» с подзаголовком «Дорожная карта до 2030 года» основано на интервью более чем с 50 представителями вузов и EdTech-рынка. Целью авторов было выявить идеи для долгосрочной стратегии обучения и преподавания в смешанных форматах. В ключевой части исследования описано, в каких именно областях высшего образования цифровые технологии открывают, по мнению британских экспертов, наиболее полезные изменения.
Всего исследование Jisc и Emerge Education называет три таких области: образовательный контент, его доставка через инфраструктуру обучения и оценки, поддержка в учебном процессе.
Контент: больше интерактива
В эту категорию попадают все учебные материалы, к которым студенты обращаются на лекциях, семинарах или самостоятельно при выполнении заданий. Традиционно это главным образом учебники, но в цифровой среде разнообразие возрастает. В исследовании выделено несколько трендов в сфере образовательного контента, и вызовов, с которыми приходится иметь дело.
Во-первых, учебники становятся цифровыми и более интерактивными. Форматы не ограничиваются электронными книгами: в учебные пособия могут быть встроены видео, онлайн-задания для самопроверки, любые ссылки к дополнительным материалам.
Но цифровизация идёт не слишком быстро — рынки учебников в разных странах контролируют крупные консервативные издатели.
Как сообщается в исследовании, большинство электронных учебников по сей день — это просто оцифрованные тексты без дополнительных функций.
В Великобритании по сравнению, например, с США, лицензии на электронные учебники ещё и непомерно дороги: стоимость цифрового издания для одного пользователя может быть в десять раз больше, чем для аналогичного печатного. Поскольку времени на разработку собственных пособий или на поиск открытых образовательных ресурсов нет, университеты продолжают выстраивать программы вокруг известных учебников, несмотря на цену.
Второй тренд — включение массовых открытых онлайн-курсов (МООК) в регулярный учебный процесс. До пандемии университеты обычно использовали их как инструмент продвижения среди новой внешней аудитории, но теперь стало понятно, что этот формат может быть базой или дополнением в основных образовательных программах вуза.
Однако стандартные курсы, подготовленные для большой аудитории, на MOOK-платформах всегда имеют низкую доходимость до конца.
Не факт, что эта особенность переносится во внутриуниверситетские курсы, — всё-таки у пользователей онлайн-платформ и у студентов вузов сильно отличаются уровни вовлечённости и мотивации. Тем не менее для использования в университете MOOK требуется точнее нацеливаться на потребности и задачи аудитории, создавать и предлагать их адресно, считают эксперты.
Третий тренд — рост качества цифровых учебных программ. Вместо перенесённых в цифру офлайн-ресурсов появляются решения, изначально спроектированные для онлайна, — с разделением на небольшие фрагменты (микрообучение), каждый из которых фокусируется на определённой учебной задаче; с учебной аналитикой; с возможностью персонализировать путь студента по курсу.
Но этот тренд только зарождается: в большинстве случаев опыт онлайн-обучения в университете всё ещё нельзя назвать ни удобным, ни бесшовным.
Онлайн-ресурсы для каждой программы собираются в ходе обучения, так как готовых решений нет. Формат накладывается на формат, и студентам сложно освоить такие программы, а преподавателям — проанализировать результаты.
Какие EdTech-решения помогут
- Более доступные цифровые библиотеки. Требуются агрегаторы учебников и сервисы, которые упростят покупку отдельных электронных книг без необходимости подписывать на дорогую лицензию весь университет.
- Инструменты разработки онлайн-курсов и учебных пособий, которыми смогут пользоваться сами преподаватели, чтобы материал создавался на основе педагогических целей.
- VR/AR-лаборатории как для тех случаев, когда доступ к практическому обучению ограничен (например на время пандемии), так и для первоначальной отработки сложных навыков в безопасной среде.
- Сервисы по модели OPM (Online Program Management). В этом варианте упаковкой материала в курс занимается внешняя компания, а не сотрудники университета. Это позволяет вузу использовать более подходящие именно для его студентов материалы, чем предлагается в готовых курсах, но в то же время сократить затраты на дизайн учебных программ.
Инфраструктура: выйти за пределы LMS
К категории инфраструктуры эксперты отнесли все форматы и инструменты, которые обеспечивают доступ студентов к учебным материалам и знаниям: лекции, семинары, домашние задания в виде эссе и тестов, и платформы, на которых всё это соединяется.
Первым трендом в этой сфере исследование называет переход части разработчиков LMS к облачным и экосистемным подходам, в которых допускается использование открытых образовательных ресурсов. Это расширяет возможности кастомизации и обновления.
В то же время традиционные LMS могут стать скорее препятствием на пути инноваций, чем проводником для них, считают британские эксперты.
LMS университетов, как правило, используются для хранения контента и выставления оценок, но они не предоставляют студентам возможности сотрудничать, обмениваться материалом, общаться с преподавателем, а педагогам не дают инструментов полезной аналитики.
Второй тренд — поиск новых форматов онлайн-коммуникации в учебном процессе. В дистанционный формат почти без проблем переводят лекции. Но возможны ли и практические онлайн-занятия?
Ограничивает эти перспективы недостаток интерактивности в существующих инструментах для дистанционного преподавания.
Многие университетские преподаватели умеют проводить по-настоящему вовлекающие занятия лицом к лицу, но обычные сервисы видеосвязи не позволяют воспроизвести то же самое.
И ещё один тренд — новые технологии в оценивании. Цифровые инструменты уже позволяют выставлять оценки по результатам тестов с выбором ответа, а исследования в области анализа естественного языка постепенно подходят к точке, когда станет возможна и автоматизированная оценка эссе. Опыт пандемии привёл к тому, что и к экзаменам с высокими ставками в онлайн-формате вузы стали относиться спокойнее.
Но сложность в том, что технологии делают возможными и многие новые виды академического мошенничества.
В интернете растут «фабрики эссе», на каждый сервис для обнаружения плагиата есть свои обходные манёвры, а технологии прокторинга ограничивают приватность и вызывают беспокойство о безопасности.
Читайте также:
Какие EdTech-решения помогут:
- Сервисы для записи и оформления вовлекающих видеолекций с субтитрами на нескольких языках, качественными аннотациями и заданиями на понимание, а также новые форматы онлайн-взаимодействия, которые позволят поддерживать активность студентов в малых группах на протяжении всего занятия.
- LXP-системы — платформы образовательного опыта — вместо LMS. Такие решения могут напоминать привычные социальные сети и стриминговые сервисы, объединяя доступ к учебным материалам с возможностью персонализировать потоки информации под запрос студента и общаться.
- Сбор и анализ информации об учебном поведении, который позволит преподавателю увидеть, не дожидаясь экзамена, какие у студента есть трудности, и дать точную обратную связь.
- Новые форматы заданий и экзаменов, чтобы не бороться с академическим мошенничеством, а предупреждать его. Как отмечается в исследовании, решение проблемы — не обязательно прокторинг. Возможно, задания просто должны лучше отражать цели обучения и навыки, важные студентам для будущего трудоустройства.
Поддержка: сообщества вместо решебников
В эту категорию исследование относит главным образом поддержку в обучении — когда студентам требуется помощь с заданиями, с практическими работами, консультация по технике обучения. Но авторы отмечают, что такие сервисы стоит выстраивать параллельно с системой поддержки здоровья и психологического благополучия студентов.
Один из трендов в области учебной поддержки — появление агрегаторов учебных материалов, созданных студентами. На таких сайтах можно нарисовать собственную схему или составить набор карточек для запоминания, а можно найти материалы других студентов.
Главное затруднение в том, что агрегаторы не предоставляют никакой навигации по морям учебного материала.
Найти подходящие и эффективные способы самостоятельного обучения, а потом встроить их в свою повседневную жизнь — непростая задача для многих студентов.
Помочь тут мог бы другой тренд — исследование фиксирует растущий запрос на микротьюторинг. Это поддержка в ситуациях, когда студент делает домашнюю работу, например, ночью и нуждается в консультации.
Несмотря на широкий интерес к услугам тьюторов, они не становятся доступнее.
Британские эксперты отмечают, что существующие бизнес-модели не предполагают создания больших сервисов тьюторства, где студенты могли бы найти недорогую предметную поддержку. Это или индивидуальные услуги с высокой стоимостью, или побочный продукт компаний, которые в основном продают учебники и другие материалы.
Читайте также:
Третий тренд в направлении поддержки связан с помощью в работе над домашними заданиями. Это специализированные предметные порталы, где можно найти пошаговые разборы вопросов из учебника или получить ответ на математическую задачу, просто сфотографировав уравнение. Также это приложения автоматизированной проверки текстов — грамматики, стилистики, правильности цитирования.
Вызовы здесь те же, что и в случае онлайн-экзаменов. Наряду с разборами, которые помогают сформировать понимание задачи и в следующий раз решить подобную самостоятельно, на рынке возникают всё более сложные технически решебники. Их использование не требует от студента усилий и не даёт знаний.
Какие EdTech-решения помогут
- Агрегаторы студенческих учебных материалов по отдельным предметам со структурированными образовательными путями. Важен и подбор наиболее подходящих для конкретной дисциплины способов составления заметок и повторения, и подсказки для пользователей.
- Помощь искусственного интеллекта в написании эссе и других письменных заданий. ИИ-платформы для английского языка уже способны давать оценку отдельным элементам текста не только по грамматике, но и по качеству аргументации. Дальнейшее развитие этих сервисов поможет развивать навыки письменного общения — сейчас, по данным исследования, это крупнейший пробел в умениях недавних выпускников.
- Платформы и сообщества для взаимной и тьюторской поддержки с видео- и аудиосессиями. Возможность публиковать записанные сессии с субтитрами сделает процесс онлайн-обучения более социальным и инклюзивным.
Принципы цифровизации
В финальной части исследования Jisc и Emerge Education приведены рекомендации для университетов и EdTech-компаний.
Университетам эксперты напоминают, что инвестиции в цифровые технологии должны быть постоянными:
- Каждые три-пять лет вузам потребуется пересматривать возможности своих онлайн-платформ, чтобы удалять устаревшие и лишние инструменты и функции.
- Стратегия изменений в таких условиях должна опираться на потребности ключевых для конкретного вуза студенческих аудиторий.
- Подбором и закупкой технологий должны заниматься эксперты по безопасности данных и другим аспектам IT — точно так же, как строительством и ремонтом зданий кампуса руководят профессиональные строители.
- Каждое решение об инвестициях в цифровые инструменты должно сопровождаться детальным обоснованием: а как именно эта технология поможет улучшить образовательные результаты? Насколько длительным будет эффект? Как часто придётся вкладываться в обновление продукта?
- Иметь своих экспертов важно, но необходимо и сотрудничество с другими организациями высшего образования (да и со школами тоже), чтобы не дублировать усилия.
Из этих пунктов EdTech-стартапы могут сделать верный вывод, что университеты не любят рисковать и не станут скупать все подряд образовательные технологии. Но авторы исследования не считают, что пробиться в вуз с новым технологическим продуктом невозможно. Они советуют компаниям изначально закладывать в основу своих образовательных технологий педагогические подходы и быть готовыми обеспечивать не только техническую поддержку, но и, возможно, обучение сотрудников вуза соответствующим этому продукту приёмам педагогического дизайна.