Образование
#статьи

«Мы готовы ко всему новому, но это новое должно быть во благо системе образования»

На форуме «Время образования» обсудили, какой должна быть школа в цифровую эпоху.

DGLimages / GettyImages

Накануне нового учебного года Министерство просвещения РФ при поддержке правительства Московской области организовало Российский международный форум «Время образования». На пленарной дискуссии «Опережая время: система образования для человека новой эпохи» прозвучали главные темы всего мероприятия. Во многом они продолжали повестку недавнего заседания президиума Госсовета. Вот ключевые темы:

Вот что на эти темы говорили федеральные министры, эксперты сферы образования и представители бизнеса.

Поворот к учителю

Именно с этого началось выступление министра просвещения Сергея Кравцова. Министр перечислил «важные решения», озвученные президентом на Госсовете, и первым назвал отказ от слова «услуга» в образовании. «Учитель не оказывает услуги. Это миссия, призвание», — подчеркнул министр.

Ещё одна мера, связанная с престижем профессии учителя, — предложение Владимира Путина объявить 2023 год Годом педагога в России. Чего ждать от этого решения? Цели будущих мероприятий Кравцов описал так:

«Если мы создадим те условия, которые дадут учителю спокойно работать, понимать, что престиж профессии высокий, что с уважением относятся к учителю, если мы даём достойную заработную плату, создаём комфортные условия для работы, — учитель всё сделает дальше сам. Наша задача в этом».

В логике создания условий для традиционной работы педагогов участники дискуссии описывали и цифровизацию школьного образования. «Нет никаких планов по переводу школ на дистанционное обучение. Никаких, и никогда не будет», — заверил Кравцов.

Электронные ресурсы и такие разработки, как платформа «Сферум», министр назвал возможностью для учителей общаться между собой, невзирая на географическое расстояние, и «интереснее рассказать о предмете». Что ещё важнее, по словам Кравцова, использование электронных ресурсов носит рекомендательный характер для учителя. О том, что противостояния между цифровыми нововведениями и педагогами быть не должно, говорил и победитель конкурса «Учитель года — 2020» Михаил Гуров:

«Ведётся большая работа по созданию цифровой среды, но это никак не умаляет заслуг учителя и не умаляет того, что учитель — это действительно центр образования».

Фото: BAZA Production / Shutterstock

На форуме провели и демонстрацию отечественной видео-конференц-связи: министр побеседовал о погоде с директорами школ из разных концов страны. К дискуссии на пару минут подключились школы Салехарда, Сочи, Калининградской области, Петропавловска-Камчатского и географического центра — Кемеровской области.

Напомним: на заседании президиума Госсовета по вопросам образования Борис Добродеев, генеральный директор Mail.ru Group, рассказав о реализации проекта по внедрению «Сферума», попросил расширить эксперимент на прочие регионы (с 1 сентября текущего года система должна заработать в 15 регионах в 8 тысячах школ) и на иные образовательные учреждения — прежде всего вузы.

Фильтр для цифровизации

Как рассказали на форуме «Время образования» Сергей Кравцов и министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев, решения по цифровизации школьного образования — всегда компромисс между планами двух ведомств. Айтишники (Минцифры) хотят внедрить все новшества как можно скорее, отраслевики (Минпросвещения) фильтруют предложения и выпускают их в жизнь постепенно и осторожно.

Следуя этой логике, министры не упоминали в дискуссии инструменты-помощники учителя, ученика и родителей, которые предполагается в ближайшие годы создать с использованием технологий искусственного интеллекта, согласно стратегии цифровой трансформации общего образования. Судя по всему, для ближайшего внедрения Минпросвещения «отфильтровало» цифровые решения, потребность в которых давно назревала. Кравцов и Шадаев назвали такие мероприятия:

  • Подключение всех школ страны к скоростному интернету, по словам Шадаева, завершается в текущем году. Необходимый минимум установлен на уровне 50 Мбит/с для сельских школ и 100 Мбит/с для городских.
  • Параллельно Минцифры обеспечивает безопасность школьного интернета: внедряет системы контент-фильтрации и защиты данных.
  • В учебных классах скоростной интернет в 2024 году должен быть доступен в виде Wi-Fi, чтобы учителя без проблем могли выходить в Сеть с любых устройств.
  • На всех входах и выходах школ должны появиться видеокамеры.
  • В 2023 году каждый учитель должен получить планшет. Как сказал Максут Шадаев, планшеты станут для педагогов «основным средством производства» — с его помощью они будут получать доступ к учебно-методическим материалам, электронному журналу, отчётности.
  • Должна обновиться система повышения и подтверждения квалификации учителей, чтобы большую часть процедур можно было пройти онлайн.
  • Школам будет доступен цифровой образовательный контент от таких платформ, как «Фоксфорд» и «Учи.ру». Его можно будет использовать как дополнительные материалы по желанию педагога и учащихся.
  • Поменяется система субсидирования школ по национальному проекту «Образование». Теперь регионы будут получать средства как единую субсидию, а не серию небольших. Это позволит, по словам Кравцова, закупать необходимое качественное оборудование и переоснастить до 2024 года все 27 тысяч российских сельских школ.
Фото: BAZA Production / Shutterstock

Сергей Кравцов сформулировал позицию Минпросвещения по поводу цифровизации так: «Мы готовы ко всему новому, но это новое должно быть во благо системе образования». Максут Шадаев тоже подчеркнул, что и государственные цифровые разработки, и продукты EdTech-компаний должны приходить в школы как рекомендации, а не как однозначные требования.

«Мы должны очень аккуратно и последовательно двигаться и избежать навязывания любых изменений в системе образования. Для этого должна созреть среда, должна быть мотивация. В этом смысле задача федеральная — дать возможности, дать опции для тех, кто готов пробовать и внедрять инновации, но не делать это обязательным и не вводить жёстких стандартов».

Как подготовить учеников к будущему

В начале дискуссии её модератор, ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов призвал участников взглянуть на развитие образования как с точки зрения педагогов, так и с позиции учеников:

«Главный тренд развития сейчас в мире — акцент на человека. Побеждать будет тот, кто научился инвестировать в человека и за счёт знаний и компетенций будет достигать социальной устойчивости и экономического роста. За счёт этого будет расти уровень и качество жизни. Это своего рода новый общественный договор, который является вызовом для системы образования и для рынка труда».

Как система образования будет отвечать на этот вызов, на чём сосредоточатся инвестиции в школьников? Министр просвещения назвал два важных направления, и, что характерно, оба с приставкой «возрождение». С одной стороны, министерство возрождает в школах воспитательную работу. С другой — воссоздаёт единое образовательное пространство в масштабах страны.

Фокус на воспитание

С нового учебного года, рассказал Кравцов, заработают программы по организации воспитательной работы не только для школ, но и для детских садов и организаций среднего профессионального образования. Их цель — формирование в учениках важных в любую эпоху нравственных качеств, а для этого, подчеркнул министр, нужно преодолеть посторонние влияния:

«Надеемся, что воспитательная работа будет организована неформально, будет интересна школьникам и, самое главное, оторвёт их от той зачастую негативной информации, которая существует в СМИ и социальных сетях, и даст то, о чём мечтают дети, — кружки, секции, спорт. Нам нужно вернуть детство в школы».

Контроль над содержанием

Единство образовательного пространства необходимо, чтобы обеспечить образовательное равенство учеников сельских и городских школ. Достичь этого планируется через разработку базовых рабочих программ по дисциплинам. Учителя смогут не писать собственные программы, а использовать готовые. При этом, пообещал Кравцов, федеральные программы можно будет по желанию дополнять своими наработками.

Базовые программы уже готовят в министерстве. Помимо основного содержания предмета — какие темы и как должны изучаться в каждом классе, — в них, по словам министра просвещения, будут учтены идеи по развитию креативности и других навыков XXI века. Как рассказал президент группы компаний «Просвещение» Вадим Узун, издательство в сжатые сроки выпустит единый комплекс учебно-методических пособий под эти программы.

Фото: Irina Kononova / Shutterstock

Готовность к неизвестности

О том, что в школе должно появиться нового (а не возродиться), в своём кратком выступлении рассказал директор по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Андреас Шляйхер. По его мнению, навыки ориентирования в информации, критического мышления иногда важнее, чем сами технологии. Школе уже недостаточно передавать знания: задача в том, чтобы сформировать умения применять их.

Конкретнее высказался директор по стратегическому маркетингу «Яндекса» Андрей Себрант. Он подчеркнул, что сегодня важно не только внедрять цифровые технологии в школах, но и пересмотреть, как устроены школьные предметы. Например, нужно другое отношение к информатике. Теперь это не дисциплина для профориентации, а базовый для всех предмет:

«Когда вы преподаёте в школе физику, это же не история про то, что потом все ваши детишки должны пойти в научно-исследовательские институты заниматься физикой. <…> Просто мир вокруг нас неплохо бы понимать. А для этого неплохо бы, чтобы дети знали, почему падают кирпичи, что случается, когда ты налил кислоту в воду, а что — когда воду в кислоту, и так далее. <…> Информатика становится такой же фундаментальной наукой, как физика или химия: окружающий нас мир имеет огромную цифровую сторону».

Сила сообщества

Другие участники дискуссии подчёркивали, что школа не может и не должна решать все задачи обучения и воспитания в одиночку. Вице-президент компании ABBYY и председатель совета попечителей образовательного фонда «Айб» Арам Пахчанян перечислил такие проблемы, с которыми, на его взгляд, сталкиваются современные педагоги:

  • повсеместное размытие нравственных ориентиров;
  • неравенство образовательных возможностей в городах и сёлах;
  • неуверенность части детей в том, что они могут когда-либо добиться успеха;
  • лень у тех детей, которым обеспеченные родители дают слишком много.

Основной ответ, на взгляд Пахчаняна, на все эти проблемы один — сообщества вокруг решения разных общественных проблем, в том числе и глобальных:

«Вовлечение родителей, вовлечение учителей и детей в сообщества, которые объединены вокруг каких-то реальных жизненных проблем, изменит лицо образования. Дети будут понимать, зачем они учатся».

Эту же мысль метафорой выразила директор гимназии им. Е. М. Примакова Майя Майсурадзе: «Школа должна открыть свои границы».


Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована