Образование
#статьи

Фаббинг: что это такое и чем он мешает образованию

Учащиеся нередко уделяют больше внимания своему смартфону, чем занятию. Рассказываем, почему это происходит и эффективен ли запрет гаджетов на уроках.

Фото: skynesher / Getty Images

Из этой статьи вы узнаете:


Что такое фаббинг и чем он вредит

Бывало, что вы разговариваете с другом, родственником или коллегой, со своим студентом, а ваш собеседник постоянно отвлекается на свой смартфон? Вот уже больше десяти лет для этого феномена существует специальный термин «фаббинг» (англ. phubbing) — смесь английских слов phone («телефон») и snubbing («пренебрежение»). То есть фаббинг — это пренебрежение к собеседнику, которое проявляется, когда вы отвлекаетесь на свой телефон вместо того, чтобы поддерживать беседу. Термин изобрели сотрудники рекламного агентства McCann в рамках маркетинговой кампании для нового издания словаря австралийского английского языка.

Кадр: фильм «Чёрное зеркало» / Channel 4 / Netflix

По данным исследования 2016 года, более 17% людей «фаббят» других как минимум четыре раза в день. Ещё почти 24% уверяют, что с такой же регулярностью становятся жертвами фабберов — так называют тех, кто проявляет пренебрежение. Согласно тому же исследованию, люди, которые испытали фаббинг на себе (их называют «фабби»), с большей вероятностью сами достают телефоны, чтобы полистать ленту в социальных сетях. Такой порочный круг.

Причём, как показало одно российское исследование, большинство из 525 опрошенных считает себя жертвами фаббинга, а не фабберами. В целом же 25% респондентов склонны к этой привычке, 75% не выпускают телефон из рук, а 56% проверяют его, как только проснутся.

Но так ли вреден фаббинг? Может, это новая норма поведения? Если верить ещё одной научной работе 2018 года, фаббинг представляет угрозу для чувства принадлежности к сообществу, самооценки, чувства контроля и осмысленности жизни. А что насчёт вреда для учебного процесса? Ведь уткнувшиеся в свои телефоны ученики на уроках в школе или лекциях в университете, а также сёрфинг в соцсетях параллельно онлайн-занятию с преподавателем — типичная современная картина.

Фото: BearFotos / Shutterstock

Насколько распространён фаббинг в образовании

Согласно словарному определению фаббинга, он всегда происходит в каком-то социальном контексте. В том числе — в учебном. Такой вид фаббинга называют classroom phubbing, что можно перевести как «фаббинг в аудитории» или «фаббинг на занятии».

Опрос, проведённый исследователем Тзином Назиром из Университета Ибн Хальдуна в Стамбуле, показал, что около 41% студентов используют смартфон по крайней мере один раз за занятие — чтобы заглянуть в соцсети или мессенджеры. Среди причин, по которым учащиеся обращались к телефону, были:

  • скука;
  • непонимание содержания лекций;
  • зависимость от смартфона.

Результаты ещё одного опроса — среди мексиканских студентов — указывают на то, что смартфоны в аудитории без согласия преподавателя используют от 50 до 75% учащихся. Есть также похожее исследование среди 643 студентов мексиканского Автономного университета Хуареса в Табаско. Учёные выяснили, что 83% студентов не знали, что такое фаббинг. При этом 54% регулярно проверяли телефоны во время занятий — то есть становились фабберами по отношению к преподавателям. Значительная часть респондентов (45%) не хотела бы отказываться от привычки пользоваться мобильным в аудитории. И лишь 23% заявили о том, что хотят избавиться от неё.

Авторы этой научной работы считают, что возможная причина фаббинга на занятиях — «желание студентов найти эмоциональную поддержку в соцсетях, особенно когда эта потребность не может быть удовлетворена в реальной жизни». Также они ссылаются на ещё одно исследование, опубликованное в 2020 году учёными из Китая. В нём одной из причин фаббинга среди студентов называют FoMO (англ. fear of missing out) — феномен, название которого на русский переводят как «синдром упущенной выгоды» или просто «страх что-то пропустить». Это тревожное состояние, которое заключается в боязни не увидеть важные новости — в том числе в соцсетях.

Директор Высшей школы инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики Гуманитарного института СПбПУ, кандидат педагогических наук, доцент Татьяна Баранова в беседе со Skillbox Media соглашается:

«Мы отвлекаемся на телефон, потому что боимся пропустить какое-то событие, какую-то информацию. И это приводит к тому, что человек становится зависимым от информационного потока. Обращение к телефону, убегание от реальной жизни превращается в психологическую защиту, которая позволяет человеку вернуть себя в комфортное состояние — но лишь на короткое время. По-настоящему справиться со стрессом не получается, потому что с ним можно бороться только через какое-то действие. Когда мы погружаемся в телефон, этого действия не происходит. Тогда стресс переходит в третью стадию, стадию истощения, или дистресса. А дальше возникают проблемы с ментальным здоровьем».

Татьяна Баранова считает, что фаббинг — это зависимость. Ведь человек попросту не может контролировать себя, обращаясь к своему телефону во время беседы или учебного занятия. Возможно, он даже не отдаёт себе отчёт в том, что его поведение вызывает у других людей дискомфорт. По словам эксперта, бороться с этой проблемой нужно, обращаясь к психологу, а в более тяжёлых случаях — к психотерапевту.

Влияет ли фаббинг на успеваемость

Как действующий преподаватель, Татьяна Баранова тоже часто замечает, что её студенты, особенно на задних партах, пользуются смартфонами во время занятий. «Поэтому и возникла идея провести некое изыскание — пока лишь среди студентов гуманитарных направлений, — чтобы выявить, насколько действительно обучающиеся зависимы от своих гаджетов», — рассказала она.

Результаты исследования Татьяны Барановой и её коллег из Гуманитарного института СПбПУ были опубликованы в ноябре 2022 года. В опросе, посвящённом фаббингу в образовательном контексте, приняли участие 108 студентов гуманитарных направлений, 67 девушек и 41 юноша. Им предложили ответить на пять вопросов, чтобы оценить их зависимость по специальной шкале фаббинга. Выяснилось, что 70% опрошенных подвержены этому явлению.

«Один из вопросов, ответ на который меня очень удивил, был о том, как часто респондент обращается к телефону в состоянии тревоги, стресса, — говорит Татьяна. — В ответах на этот вопрос средний показатель приближался к пяти из пяти баллов. Иначе говоря, студенты неосознанно используют эту психологическую защиту — погружаются в виртуальный мир».

Кроме того, исследователи выяснили, как склонность к фаббингу соотносится с успеваемостью, проверив оценки респондентов за предыдущую экзаменационную сессию. Оказалось, что те, у кого присутствует зависимость от смартфона, демонстрировали невысокие академические успехи.

Однако Татьяна Баранова считает, что конкретные выводы пока делать рано: «Говорить определённо, что корреляция между склонностью к фаббингу и успеваемостью существует, ещё, пожалуй, нельзя — потому что и выборка была не столь большая, и хотелось бы задействовать также студентов других направлений. Исследование будет продолжаться, мы будем расширять возрастную категорию и разнообразие профессиональной специфики учащихся».

Фото: Ground Picture / Shutterstock

Как фаббинг влияет на преподавателей

В упомянутой выше работе турецкого исследователя Тзина Назира много внимания уделено как раз проблеме влияния фаббинга на преподавателей. В этом исследовании приняли участие 50 преподавателей разных возрастов из частных университетов Стамбула.

Сначала исследователь выяснил, как вообще преподаватели относятся к фаббингу. Среди респондентов 30–40 лет 93% мужчин и 98% женщин заявили, что их отвлекают звуки, издаваемые телефонами учащихся. Среди мужчин старше 40 этот показатель составил 66%, а среди женщин этого возраста — 58%.

Когда же преподаватели просто видят, что студенты пользуются смартфонами во время занятий, 95% мужчин и 98% женщин в возрасте от 30 до 40 испытывают беспокойство или отвлекаются. Среди людей старше 40 эти цифры гораздо ниже — 61% мужчин и 55% женщин. Выходит, преподаватели в возрасте до 40 лет гораздо чувствительнее реагируют на проявления фаббинга на их занятиях.

В дополнение к опросу исследователь провёл с преподавателями интервью длительностью по 15–25 минут. Выяснилось, что из-за фаббинга молодые сотрудники вузов «чувствуют, что они недостаточно компетентны и что их лекции не очень хорошо подготовлены, так как они не могут удержать внимание студентов». По словам респондентов, это снижает их мотивацию, а также вредит динамичности и связности лекции. Некоторые преподаватели даже признавались, что, когда фаббинг повторяется из раза в раз, они в конце концов перестают видеть смысл в тщательной подготовке к занятиям.

Однако преподаватели старше 40 лет склонны смотреть на ситуацию иначе. Согласно результатам интервью, они, как правило, не принимают фаббинг на свой счёт и придерживаются мнения, что смартфоны — это просто часть жизни студентов, и использование гаджетов не оказывает значительного влияния на успешность лекций.

Деятельные реакции на фаббинг, как обнаружил Тзин Назир, тоже отличались. Преподаватели в возрасте 30–40 лет делали предупреждения студентам-фабберам или пристально смотрели на них, а после нескольких предупреждений просили покинуть аудиторию. Молодые педагоги сами отмечают, что фаббинг заставлял их проявлять нежелательную агрессию и ухудшал настроение. В свою очередь учителя старше 40 стараются игнорировать случаи фаббинга, хотя некоторые из них и воспринимают его как проявление неуважения.

Как бороться с фаббингом в учебной аудитории

Первая мысль, которая приходит на ум при размышлении о способах борьбы с фаббингом, — полный запрет на использование телефонов на занятиях. Эффективности такого решения уже посвящено несколько исследований.

В эксперименте, результаты которого были опубликованы в 2015 году, выяснилось, что после запрета телефонов в нескольких британских школах результаты тестов у подростков 16 лет улучшились на 6,4%. Эффект был заметнее у школьников с низкой успеваемостью, а вот на отличников запрет повлиял незначительно. Эти результаты говорят о том, что запрет на использование смартфонов может снизить разрыв между успевающими и неуспевающими учениками, считают авторы.

«Недавние исследования, проведённые в Испании и Норвегии с использованием похожей эмпирической стратегии, тоже показали значительные преимущества запрета мобильных телефонов для успеваемости учеников — с количественно сопоставимым эффектом», — добавляют учёные.

А вот исследователи из Швеции, изучившие влияние запрета на мобильные в нескольких средних школах, заключили: «Общая картина такова, что никаких заметных преимуществ запреты не принесли».

В ещё одном норвежском исследовании с использованием данных из 493 школ авторы сообщили: «Наши результаты говорят об отсутствии какого-либо всеобщего эффекта на успеваемость учащихся от запрета на использование мобильных телефонов. Таким образом, наши оценки отличаются от предыдущих данных, озвученных в научной литературе». Тем не менее, если рассматривать только частные школы, положительное влияние запрета на успеваемость заметно, оговариваются исследователи.

Как же бороться с фаббингом, учитывая неоднозначные выводы исследований о пользе запретов на мобильные?

«Запреты никогда ни к чему хорошему не приводят, — говорит Татьяна Баранова. — Важнее личная осознанность, самоконтроль студентов. Ученик должен сам себя контролировать и ощущать эту грань, когда продолжать сидеть в телефоне — значит, нарушать допустимые нормы общения, правила поведения в учебном заведении. Ну а если речь о настоящей зависимости, то — так же как в любой тяжёлой психологической ситуации, — советую обращаться к специалистам и побольше заниматься физической активностью и другими видами деятельности».

Татьяна Баранова поделилась, что при столкновении с фаббингом старается переключить внимание студента на то, что он может получить из интернета полезную информацию по теме занятия. По её словам, это работает, если занятия проходят в небольших аудиториях. А вот во время лекций, на которых обычно присутствует несколько групп студентов и сложно контролировать каждого учащегося, преподаватель рассчитывает на мотивирующие факторы. Например, можно указывать на то, что в интересах самих студентов получить на занятии знания и навыки, которые необходимы для успешной сдачи экзамена и пригодятся в будущей профессиональной деятельности.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована