Образование
#новости

Электронные информационно-образовательные среды вузов обычно используются не в полной мере

Более того, хотя они имеются у большинства университетов, альтернативные сервисы остаются более востребованными.

Об этом говорится в информационном бюллетене Высшей школы экономики «Мониторинг экономики образования» №11. Исследование основано на результатах опроса сотрудников вузов, студентов и преподавателей, который прошли представители 325 университетов. А если говорить проще, то преподаватели и студенты используют лишь малую часть функционала университетских LMS.

Как учащиеся используют указанные сервисы

Выяснилось, что ЭИОС есть в 95,7% российских вузов. При этом их чаще используют для обмена «домашками» и прохождения тестов, чем как полноценную площадку для коммуникации студентов и педагогов.

Так, в Москве для консультаций с преподавателями и для использования электронных образовательных ресурсов эти системы применяют 24,8% и 23,4% учащихся соответственно, для обращения к электронной библиотеке — 20,7%.

Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media. Источник данных: данные бюллетеня «Мониторинг экономики образования» №11

При этом абсолютное меньшинство учащихся прибегало к таким сервисам для отслеживания нормативных документов вуза, расписания университетских мероприятий и просмотра/обновления электронных портфолио (9,4–11,7%).

Чем студенты предпочитают пользоваться вместо ЭИОС

И учащиеся, и профессорско-преподавательский состав предпочитают использовать для обмена информацией и общения сторонние сервисы. Например, в их числе:

  • «Яндекс.Диск»;
  • Google Drive;
  • Dropbox OneDrive;
  • Zoom;
  • MS Teams;
  • различные мессенджеры и прочие решения.

Почему так происходит

Эксперты ВШЭ сделали вывод, что вузы используют специальные сервисы при обучении только части студентов, либо учащиеся просто не считают эти сервисы достаточно значимыми, чтобы перейти на них с более привычных платформ и мессенджеров.

Хотя большинство сотрудников вузов согласилось с тем, что ЭИОС — нужные инструменты, многие отметили нехватку навыков по их использованию, причём это касается и преподавателей, и студентов. Из-за этого люди могут сопротивляться внедрению новых решений в учебный процесс.

Так, большинство (57,7% в Москве и 70,6% в других регионах) сотрудников, отвечающих за информационно-коммуникационные технологии в университетах, частично или полностью согласились с утверждением, что персонал вузов и студенты оказывают сопротивление при внедрении новых цифровых сервисов.

Старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Алексей Тищенко, который прокомментировал «Ведомостям» результаты этого исследования, связал происходящее, в частности, с тем, что многие преподаватели находятся в преклонном возрасте. А это чаще всего значит, что с цифровыми решениями они работать не привыкли — в связи с чем предпочитают традиционные форматы коммуникации.

Это мнение подтверждено и в самом исследовании. Большинство (60,1%) опрошенных преподавателей уверены, что цифровизация образовательного процесса может привести к уходу их коллег — представителей старшего поколения. Дело в том, что, по мнению большинства преподавателей (87,2%), применение технологий значительно увеличивает нагрузку. Получается, на цифру смотрят не как на подспорье в работе, а как на проблему.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована