Образование
#новости

Эксперты обсудили новый подход к распределению контрольных цифр приёма в вузы

Он поможет решить проблему с переизбытком бюджетных мест на одних специальностях и нехваткой на других.

Эта тема стала одной из ключевых на заседании Общественного совета при Минобрнауки 17 января.

Что не так с распределением КЦП сейчас

Замминистра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев сообщил, что ведомство проанализировало действующий подход к распределению контрольных цифр приёма (КЦП) совместно с органами исполнительной власти, вузами и работодателями. На заседании Афанасьев перечислил три проблемы:

  • Слишком длительный цикл планирования объёмов и структуры КЦП. При действующем порядке от начала планирования до старта приёмной кампании проходит два года — за это время установленные значения становятся неактуальными.
  • Нет надёжной методики для прогнозирования кадровых потребностей регионов.
  • Невозможно скорректировать план по результатам предыдущей приёмной кампании. Проблема в том, что бюджетные места на будущий год распределяются задолго до неё. Например, распределение на 2023 год было известно уже в мае 2022-го. Поэтому университеты, например, могут получить слишком много бюджетных мест, которые в итоге не заполняются.

Какие улучшения предлагает Минобрнауки

Прежде всего ведомство планирует сократить до девяти месяцев период от старта планирования КЦП до приёмной кампании. Это позволит начать подготовку к распределению КЦП на 2024 год в октябре 2023-го. Благодаря этому удастся:

  • спланировать показатели в привязке к актуальным потребностям отраслей экономики и регионов;
  • учесть опыт кампании 2023-го, в частности эффективность вузов при наборе абитуриентов;
  • оценить конкурсные заявки вузов на основе актуальных данных об их деятельности.

Кроме того, министерство предлагает ввести для всех участников процесса планирования КЦП новые единые методики прогнозирования потребности в кадрах. Причём прогнозировать эти потребности не с позиции отдельных направлений подготовки и специальностей, как сейчас, а с позиции их укрупнённых групп.

Новую методику прогнозирования Минобрнауки уже разработало, и в 2021 году её опробовали в четырёх субъектах РФ. С учётом полученного опыта в 2022 году её протестировали уже в 85 субъектах и теперь дорабатывают.

Отдельно замминистра высказался о распределении КЦП в аспирантуре. При действующем порядке заявки вузов нужно оценивать среди прочего по количеству публикаций в индексируемых научных журналах. Однако сейчас на предъявление требований к публикационной активности наложен мораторий. Так что этому показателю в конкурсе на распределение КЦП необходимо найти адекватную замену.

Участники заседания поддержали предложения Минобрнауки. Некоторые из них отметили, что над предложением касательно аспирантуры стоит подумать. Например, президент Евразийской Ассоциации оценки качества образования Виктор Болотов предложил ввести такой критерий оценки, как число внешних аспирантов, — то есть увеличивать КЦП тем вузам, которые активно привлекают в свои аспирантуры учащихся из других регионов, в которых не очень сильны местные образовательные организации.

Какие предложения касательно сроков планирования КЦП высказывали ранее

В конце ноября председатель комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев заявил в своём телеграм-канале, что на заседании комиссии Генсовета «Единой России» по науке и образованию ректоры вузов предложили ввести возможность корректировать КЦП в ходе приёмной кампании. Предполагалось, что это помогло бы избежать недобора студентов на бюджетные места.

А автор телеграм-канала «Наука и университеты» Евгений Белый выступил с идеей корректировать эти показатели после 1 февраля, когда уже известно, какие предметы абитуриенты выбрали для сдачи ЕГЭ в разных регионах. Это позволило бы понять, сколько поступающих стоит ожидать на разных направлениях подготовки.

Напомним, по итогам приёмной кампании 2022 года обнаружился некоторый дефицит абитуриентов, в основном на инженерных и технических направлениях. Проще говоря, мест на них, похоже, выделили слишком много. В результате многие вузы зачислили на них абитуриентов, чьи результаты ЕГЭ были ниже, чем у первокурсников в 2021 году. Правда, не все увидели в этом серьёзную проблему. Например, ректор Российского нового университета Владимир Зернов считает, что для учёбы главное — не уровень подготовки, а мотивация студентов.

Дополнено 30.01.23

Минобрнауки разработало новые правила распределения КЦП. Ведомство подготовило проект соответствующего постановления правительства.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована