Образование
#новости

Эксперт рассказал, что влияет на способности детей к математике

Он считает, что интенсивность занятий тут ни при чём.

О том, откуда берётся математический талант и как его развивать, в интервью «Российской газете» рассказал доцент кафедры высшей математики МФТИ Назар Агаханов. До 25 марта 2022 года он был членом совета Международной математической олимпиады.

Какая доля детей обладает математическим талантом

По словам Агаханова, лишь 10% детей имеют способности к математике. При этом родители часто хотят, чтобы их дети стали «одарёнными».

«Зачем? Думаю, это мода и амбиции родителей. Со стороны родительского сообщества идёт сильное давление на школу, на учителей. От каждого учителя требуют проведения дополнительных занятий, предполагая, что чем больше часов заниматься математикой с ребёнком, тем выше будут его успехи», — отметил спикер.

Но, по его словам, это так не работает — энциклопедичность знаний в данном случае не помогает.

«На международной олимпиаде по математике треть всех заданий — геометрия. И при решении многих из них используется теорема, которую знают все команды. Но каждый раз участникам надо придумывать новую конструкцию, использующую, в том числе, эту теорему для решения задачи. Вот это настоящее научное творчество. За счёт дополнительных занятий можно подняться на две ступеньки по лестнице, но ступенек-то этих десять. Всё зависит от того, откуда ты начал путь вверх», — привёл пример Агаханов.

Он также рассказал, что некоторые государства обращались с просьбой направить к ним российских преподавателей, чтобы они тренировали команды, участвующие в олимпиадах по математике. Однако, по словам Агаханова, для достижения высоких результатов на состязаниях нужно, чтобы в стране в целом был высокий уровень математического образования.

Как возникает предрасположенность к математике

Агаханов заявил, что способность к математике обусловлена генетикой. Он отметил, что это — в некотором смысле «отклонение от нормы», объяснив, как именно закрепляются такие особенности:

«Когда какое-то генетическое изменение полезно для сообщества, оно закрепляется. Но если взять развитие математики и время существования человечества и сравнить… Математические способности стали полезными совсем недавно. Как закрепляется полезное качество? Сначала природа экспериментирует на мужских особях, потом изменение переносится на женские, так как именно женщина — носитель генетической информации».

Когда проявляется талант

Эксперт рассказал, что талант обычно можно заметить, когда ребёнок переходит в пятый класс — тогда начинается более сложная математика, которая требует «содержательного аппарата логического и алгебраического мышления».

Однако, по его словам, современная школа не учит думать и усваивать изученный материал.

«В начальной школе обязательно надо учить стихи, запоминать правила, тогда происходит развитие памяти, мышления, речи. А сейчас знание не приобретается, его заменяет информация, которую можно скачать из интернета. Скопировали, зафиксировали, и… оно пропало. Дети не запоминают тексты, не могут удержать в памяти математическую задачу. Даже элементарную школьную алгебру дети знают хуже, чем 20–30 лет назад. А мы бежим вперёд, заставляем учителя загружать ребёнка дополнительными знаниями. А главное, вместо процесса обучения идет постоянная проверка знаний. Не получив знаний, ребёнок должен что-то демонстрировать проверяющим…» — заключил Агаханов.

Кстати, ранее стало известно, что в этом году российская команда не сможет принять участие в Международной математической олимпиаде.

Но есть и хорошая новость — на юге России появится консорциум, который займётся развитием математического образования.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована