Дискуссия: цифровые инструменты делают образование «видимым» — но и дегуманизируют
Чем цифра помогает образованию уже сейчас — и как способна навредить.
Фото: пресс-служба Skillbox Media
Из этой статьи вы узнаете:
- какие три этапа цифровой зрелости выделяют эксперты и на каком из них находится российское образование;
- как с появлением Coursera и других подобных онлайн-платформ в вузах осознали преимущества цифровых инструментов;
- как цифра уже сейчас помогает персонализировать обучение, формировать практические навыки, оценивать компетенции преподавателей и качество контента;
- каким может быть негативное влияние цифровизации — от «информационного пузыря» до дегуманизации и усиления неравенства;
- об этических вопросах, которые ставит перед образованием цифровизация.
На цифровизацию возлагают много надежд и одновременно боятся её. Насколько глубоко на самом деле цифра уже проникла в современное образование? Какие задачи цифровые инструменты решают уже сейчас, какие сложности и этические вопросы возникают при их внедрении? Этой теме был посвящён митап Skillbox под названием «Цифровое образование: делает ли „цифра“ образование лучше?», который состоялся 20 февраля.
В дискуссии участвовали представители как академического образования, так и EdTech:
- Иван Карлов — заведующий Лабораторией цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ.
- Дмитрий Аббакумов — руководитель группы психометрики и учебной аналитики «Яндекс Практикума».
- Кирилл Прудников — руководитель программ педагогических практик Skillbox.
- Мария Аникина — доцент кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ имени Ломоносова.
Модерировала обсуждение Марина Харахордина — руководитель методического отдела Skillbox.
Мы собрали ключевые тезисы из выступлений спикеров.
Насколько глубоко цифра проникла в образование
Иван Карлов рассказал о том, что есть несколько подходов к оценке «цифровой зрелости» какой-либо отрасли. Они применимы и к образованию. Согласно одному из таких подходов эксперты выделяют три этапа:
- Оцифровка. Это первичный переход от аналоговых носителей информации к цифровым. В образовании это относится к электронным учебникам, дневникам и журналам, ведению различной документации в цифровом, а не печатном виде. Меняется только форма — бумажные носители заменяются электронными, а суть остаётся той же.
- Цифровизация. Этот этап включает в себя автоматизацию каких-либо процессов. В образовательной организации появляются LMS, электронный учёт контингента вуза, система, составляющая расписания, и так далее. При этом в деятельности вуза или школы принципиально ничего не меняется.
- Цифровая трансформация. На этой стадии главным становится уже не внедрение цифровых технологий, а изменение самой деятельности. Это переход к новым принципам организации образовательного процесса, к персонализации и управлению на основе данных.
По словам спикера, разные образовательные организации нашей страны находятся на разных ступенях этой системы. Исследования Лаборатории цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ показывают, что большинство школ и вузов сейчас лишь переходят от простой оцифровки к цифровизации. При этом есть и такие учебные заведения, которые едва приступают к оцифровке, но в то же время некоторые школы и университеты уже действуют на этапе цифровой трансформации.
Мария Аникина сообщила, что исследования кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ подтверждают эти оценки. Они также показали, что, например, внедрение LMS в вузах мало зависит от географической близости к столице — гораздо больше на цифровизацию влияет стратегия развития университета. Сам МГУ, по словам спикера, сейчас находится на второй ступени, то есть на стадии цифровизации процессов.
Как Coursera изменила отношение вузов к цифре
В отличие от традиционных вузов и школ, проходящих цифровизацию поэтапно, есть образовательные организации, которые изначально создавались в цифровой среде, — это платформы для дистанционного обучения, то есть сфера EdTech. Так, по словам Дмитрия Аббакумова, «Яндекс Практикум» с самого начала был ориентирован на управление на основе данных, и это касается всего — бизнеса, образовательного контента, опыта студентов.
По мнению спикера, то, как цифровые платформы для обучения работают с данными, значительно изменило и взгляд традиционного образовательного сообщества на цифру: когда появилась Coursera, в университетах поняли, что данные, которые она собирает, могут быть полезны.
Так, во время лекции в аудитории преподаватель видит, как студенты осваивают материал, может выяснить, легко ли он даётся учащимся или нужно подробнее разобрать сложный вопрос на семинаре. А когда те же лекции размещаются на онлайн-платформе, становится невозможно своими силами отследить, как студенты их воспринимают.
И вот здесь, по словам Дмитрия Аббакумова, «случился цифровой переход именно в головах профессуры». Преподаватели поняли важность учебной аналитики, позволяющей выяснить, например, что студенты пересматривают один и тот же фрагмент лекции несколько раз — а это, скорее всего, значит, что им сложно его понять.
С тех пор, объясняет спикер, образовательные платформы прошли долгий путь и научились отслеживать множество разнообразных метрик. Но ключевая задача учебной аналитики осталась такой же — помогать преподавателю лучше учить, а студенту — лучше учиться.
Кирилл Прудников добавил, что ещё одно перспективное направление сотрудничества вузов и образовательных онлайн-платформ — создание совместных образовательных продуктов. «Мы за счёт большей адаптивности можем скорее отвечать на вызовы рынка, а вуз при этом за счёт своей академичности — давать мощную теоретическую базу», — считает он. К тому же, по его словам, анализ цифрового следа студентов на онлайн-платформе поможет подтверждать или опровергать гипотезы об эффективности каких-либо образовательных стратегий для конкретной целевой аудитории. А в результате — точнее выстраивать траектории обучения для разных групп студентов.
Что касается школ, то в них «цифровизация случилась в один день». Свою роль сыграл вынужденный переход на дистант весной 2020 года из-за пандемии COVID-19, объясняет Кирилл. Тогда учителям пришлось в срочном порядке осваивать цифровые инструменты в работе. По мнению спикера, школы сейчас по большей части находятся на втором этапе цифровизации.
Какие актуальные задачи может решать цифра
Эксперты назвали сразу несколько задач, в решении которых цифровые инструменты помогают образованию.
По мнению Ивана Карлова, цифра может повысить вовлечённость с помощью персонализации. Суть в адаптации образовательного процесса под потребности учащихся. Спикер выделил два вида персонализации, которые цифра помогает быстро и эффективно реализовать:
- Индивидуальные образовательные траектории, когда студент не ограничен программой конкретного направления, а может сам выбирать учебные курсы. Карлов отметил, что такой вариант персонализации существует довольно давно, однако с помощью цифровых инструментов составлять расписания по индивидуальным учебным планам становится гораздо быстрее и проще.
- Адаптивное обучение — в этом варианте персонализация проявляется не в выборе курсов, а в том, что образовательный процесс подстраивается под особенности конкретного ученика. Кто-то схватывает тему быстро, а кому-то нужно больше времени, одному достаточно кратких пояснений, а другому понадобится подробный разбор. Вместо того чтобы «усреднять» подачу материала, как это делается в традиционной классно-урочной системе, цифровые адаптивные системы её персонализируют.
Кроме того, цифровые инструменты помогают формировать первичные навыки, когда отрабатывать их с нуля на реальной практике очень сложно или дорого. Например, виртуальный тренажёр, воспроизводящий атомный реактор, операционный стол или приборную панель самолёта, позволяет студентам познакомиться с ключевыми принципами работы в безопасной виртуальной среде, а уже после приступать к практике на настоящем оборудовании.
По словам Дмитрия Аббакумова, также цифровые инструменты «делают образование видимым» с точки зрения и процесса, и результата. На базовом уровне цифровые данные и их анализ позволяют понять, сколько времени студент проводит в учебной среде, с какой попытки он решает задачи, какие трудности у него возникают в этом процессе и так далее. Образовательный результат тоже измеряется — удалось ли студенту его достичь, на каком уровне мастерства он находится после освоения учебной программы.
Измерив показатели процесса и результата, считает спикер, можно пойти дальше и рассмотреть их в связке — выяснить, какие изменения в процессе приводят к изменениям в результате. Это открывает широкое пространство для экспериментов и постоянной работы над улучшением процесса и повышением результата.
Кирилл Прудников добавил, что, по его мнению, все образовательные платформы сейчас стремятся работать с зоной ближайшего развития — подбирать задания, которые студент может решить самостоятельно, чтобы перейти на следующий этап обучения и решать задачи посложнее. И как раз механизм, описанный Дмитрием Аббакумовым, способен значительно в этом помочь.
Дмитрий также рассказал о том, как цифра помогает оценивать качество работы преподавателей. Так, в «Яндекс Практикуме» с помощью анализа данных выясняют, насколько объективно проверяющие (ревьюеры) ставят студентам оценки за проекты. Это позволяет выявить тех, кто слишком снисходителен или, наоборот, слишком строг, чтобы провести для них тренинг объективного оценивания. По словам спикера, результат заметен: после тренинга ревьюеры ставят оценки более объективно.
Также можно собрать данные о том, какие вопросы студенты чаще всего задают тому или иному преподавателю (это сигнал, что тема раскрывается в лекции не очень удачно), выявить наиболее сильных в каких-то областях преподавателей и устроить обмен опытом. Например, оценивать компетенции преподавателей по разным блокам обучения иностранному языку: письмо, чтение, аудирование. Аббакумов рассказал, что такой анализ помог эффективно выстроить работу преподавателей в НИУ ВШЭ: «Один преподаватель ведёт один блок, другой преподаватель — другой блок. Или же эти преподаватели обмениваются друг с другом педагогическими практиками благодаря тому, что нам удалось так подсветить различия в уровне мастерства».
Марина Харахордина рассказала, что в Skillbox анализ данных используется, во-первых, для того, чтобы оценивать качество записанных асинхронных лекций: если метрики сигнализируют о том, что в каком-то модуле что-то не так, то в этот модуль вносятся корректировки. Во-вторых, анализ позволяет контролировать и улучшать работу с домашними заданиями. В компании следят за оценками самих заданий, количеством итераций при их выполнении, за скоростью и качеством проверки заданий преподавателями. Комплексный анализ этих данных позволяет постоянно улучшать образовательный опыт студентов.
Какие проблемы вызывает цифровизация образования
Сказанное выше подтверждает, что цифровые инструменты способны принести много пользы в образовании. А что насчёт ограничений и негативного воздействия цифровизации?
Кирилл Прудников рассказал об обратной стороне персонализации и адаптации учебного контента — это риск развития «туннельности», или «информационного пузыря». То есть ситуации, когда студент получает только материалы, которые соответствуют его интересам, и система персонализации не позволяет ему выйти за эти рамки. Образование перестаёт быть событийным — студенту уже сложнее открыть для себя и попробовать что-то новое, получить неожиданный опыт и, возможно, изменить образовательную траекторию.
Мария Аникина назвала два отрицательных аспекта цифры. Первый она связывает с многократным увеличением объёма информации, вызванным распространением технологий. «Этот огромный объём информации, который становится доступен, не всегда легко переварить, не имея навыка, не имея привычки», — объясняет Мария. В результате эксперты отмечают, что учащиеся теряют навык вдумчивого чтения и критического осмысления текстов.
В качестве второго негативного аспекта повсеместного внедрения цифры Мария назвала дегуманизацию, вызванную опосредованным общением в онлайн-среде. «Цифра позволяет формулировать, вырабатывать, предлагать персональные траектории образовательные, но причастность к сообществу она, мне кажется, не формирует», — считает спикер.
По мнению Ивана Карлова, так происходит во многом из-за того, что в новой цифровой среде многие работают точно так же, как привыкли работать очно, — но это, как правило, неэффективно. Эксперт привёл в пример попытку преподавателей в 2020 году читать в Zoom такие же лекции, какие они вели в аудитории. И это не сработало, ведь в онлайне пропадает ощущение живого взаимодействия лектора со слушателями. Поэтому, считает спикер, нужно использовать цифровые инструменты, которые помогут это взаимодействие создать, — например, организовать совместную работу на виртуальной доске.
Иван Карлов назвал ещё один негативный аспект цифровизации — усиление образовательного неравенства. Казалось бы, дистанционные технологии, напротив, должны уравнивать возможности учащихся, давая доступ к качественному образованию в режиме онлайн из любой точки страны. На деле же, объясняет спикер, неравенство только усиливается. В первую очередь оно связано с доступом к цифровым технологиям — например, не у всех школьников есть компьютер и подключение к интернету. И это неравенство усугубляется: даже если у всех учеников есть доступ к компьютерам в школе, у того ребёнка, который с раннего возраста находился в цифровой среде дома, к первому классу будет больше цифровых навыков, чем у его сверстника из менее обеспеченной семьи.
По словам эксперта, существуют успешные примеры борьбы с таким неравенством — например, в Уругвае в 2010-х действовала программа по обеспечению каждого школьника домашним компьютером. Правда, как рассказал Иван Карлов, универсальных решений проблемы не существует. Поэтому в каждой ситуации, когда качественное образование доступно не всем, необходимо изучать корни этой проблемы и разрабатывать целый комплекс решений. Например, в посёлках, где нет доступа к интернету, можно разворачивать цифровые платформы и размещать нужные учебные ресурсы на локальных серверах.
Какие этические вопросы поднимает цифровизация
Помимо возможных негативных последствий для образования, цифровизация также поднимает сложные этические вопросы.
По мнению Кирилла Прудникова, фокус на измеримости всех образовательных результатов может привести к технократии. То есть образование окажется направленным в первую очередь на развитие измеримых практических навыков. Но ведь образование должно влиять и на личностные результаты студента, измерить которые невозможно. Спикер считает, что необходимо учитывать это влияние при проектировании образовательных программ.
Дмитрий Аббакумов тоже считает, что при анализе данных нужно всегда помнить, что за всеми числами и диаграммами стоит человек — конкретный студент. Данные могут показывать, например, что студент не справляется с программой. Но прежде чем принимать решение о его переводе на программу попроще или на другой образовательный трек, необходимо убедиться, что полученные данные валидны.
Как рассказал эксперт, ошибки в данных чаще всего вызваны двумя причинами.
Первая — технические проблемы. Например, разработчик онлайн-теста неправильно отметил верный ответ на вопрос, и в результате система принимает от студентов верные ответы, но регистрирует их как неправильные. Аналитик получает эти данные и делает вывод, что студенты тему не освоили, хотя это не так.
Вторая — инструментальные проблемы в валидности данных. Они возникают в ситуации, когда инструкция к заданию недостаточно чёткая и понятная. Из-за этого студенты вынуждены угадывать ответ, а аналитик, опять же, по неверным данным приходит к выводу об их неуспеваемости.
Спикер считает разумным подход, озвученный профессором Университета Дьюка Синтией Рудин. По её мнению, принимать важные решения относительно людей можно только на основе прозрачных моделей — когда нам хорошо известны механизмы работы цифровых инструментов по обработке данных и мы уверены в этой логике принятия решений.
Кроме того, Дмитрий Аббакумов поднял вопрос добровольности сбора и обработки данных. По его мнению, в будущем образование придёт к тому, что студент будет самостоятельно определять объём и глубину работы с его данными — так же, как приложения на смартфоне сейчас спрашивают у пользователя, какие данные он разрешает отслеживать. Кирилл Прудников добавил, что в перспективе поможет концепция осознанного согласия студента. Условно, онлайн-школа на основе цифрового следа учащегося выстраивает алгоритм, которому может следовать его образовательная траектория. А сам студент решает, хочет ли он учиться в соответствии с этим алгоритмом на 100% или, например, только на 30%, — и второй случай предполагает 70% неопределённости.
Мария Аникина предложила рассмотреть этические вопросы формирования сообщества в цифровой среде. На одной образовательной программе в онлайне оказывается множество самых разных людей, с различным опытом, с разным уровнем цифровой подготовки. По мнению спикера, становится крайне важно поддерживать равенство в этом сообществе, учитывать различия, договариваться о правилах поведения, сохранять и развивать соответствующие ценности.
В цифровом пространстве, считает Мария, горизонтальные связи имеют большее значение, чем вертикальная иерархия. Поэтому, хотя полное равенство не всегда достижимо, такое сообщество будет формироваться иначе, чем, скажем, в традиционной университетской среде.
В завершение дискуссии Иван Карлов напомнил, что цифровизация проводится не ради самой цифровизации. Её цель в том, чтобы сделать образование лучше, а сам образовательный процесс — более комфортным, при этом сохраняя для учащегося вызов, ведущий к развитию. И, по словам спикера, «очень важно, чтобы эти цифровые технологии не лишили студента, школьника одной очень важной вещи — права выбора». Эксперт считает, что цифра должна помогать учащемуся в выборе образовательной траектории, но точно не должна решать за него.