Цитата недели: «Желание стать трактористом разобьётся о ГИА»
В Госдуме и в Правительстве намерены пересмотреть систему поступления в техникумы и колледжи.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Ирина Белых
Председатель комитета Государственной думы по просвещению
Источник: пленарное заседание Госдумы 27 ноября 2024 года
— [Необходимо] совершенствование системы итоговой аттестации в девятых классах, а то желание стать трактористом разобьётся о ГИА. <…> Возможно видоизменить тот экзамен, который есть. Вообще не сдавать нельзя, но надо его видоизменить. Были нормальные экзамены, они сдают их и идут в колледжи. Если вы планируете поступать в десятый класс, то, конечно, должна быть та аттестация, которая есть.
Контекст
На пленарном заседании Госдумы 27 ноября прошёл «правительственный час» о проблемах системы среднего профессионального образования (СПО). Ключевые темы для обсуждения в своём телеграм-канале анонсировал председатель Госдумы Вячеслав Володин: это высокая доля платного обучения в колледжах, преобладание в них не рабочих профессий, а специальностей в сферах экономики и юриспруденции, печальное состояние материально-технической базы учебных заведений.
Один из вопросов, затронутых на заседании Вячеславом Володиным и другими депутатами — возможная отмена ОГЭ и ЕГЭ для поступающих в колледжи и техникумы. Судя по всему, в нижней палате парламента государственную итоговую аттестацию (ГИА) рассматривают как барьер на пути выпускников, которые хотели бы получить рабочую профессию.
Напомним, по порядку поступления в учреждения СПО результаты ни ОГЭ, ни ЕГЭ напрямую сейчас не учитываются — имеют значение оценки в аттестате и профильные вступительные испытания на тех профессиях и специальностях, для освоения которых требуются особые способности.
Но, во-первых, сдача ОГЭ и ЕГЭ на баллы не ниже минимального уровня является обязательным условием для выдачи аттестата за 9-й или за 11-й класс. То есть если девятиклассник не справится с ОГЭ, он не получит аттестат и не сможет подать документы в учреждение СПО. Ему придётся ради этого пересдавать ОГЭ. Соответственно, одиннадцатикласснику не выдадут аттестат о среднем общем образовании, пока он не сдаст ЕГЭ по русскому языку и математике (хотя бы базовой) на минимум баллов.
А во-вторых, результаты ОГЭ (если абитуриент поступает на базе 9-го класса) влияют на оценки в аттестате, поэтому они косвенно сказываются и на результатах конкурса средних баллов из аттестатов, который обычно устраивают в колледжах и техникумах, если количество абитуриентов превышает число имеющихся мест.
Пояснение:
Согласно Порядку заполнения, учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, итоговые отметки за 9-й класс по учебным предметам «Русский язык», «Математика» и двум учебным предметам, сдаваемым по выбору обучающегося, определяются как среднее арифметическое годовой и экзаменационной отметок выпускника и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления.
Судя по выступлениям Ирины Белых и других депутатов, они считают, что поступающим в колледжи сдавать итоговые экзамены в принятой сейчас форме не нужно вообще. «Зачем у нас ОГЭ и ЕГЭ для тех, кто хочет получить профессию сварщика или крановщика?» — спросил у министра просвещения Сергея Кравцова Вячеслав Володин. Вероятно, идея в том, что путь к освоению тех профессий, в рабочих кадрах по которым государство сейчас нуждается больше всего, должен быть максимально простым — даже без ОГЭ.
По итогам заседания вице-премьер Дмитрий Чернышенко поддержал ряд озвученных депутатами предложений, в том числе по упрощению порядка поступления на профессии СПО. По его словам, этот и другие вопросы проработают в рамках подготовки новой стратегии развития образования в России до 2040 года.