Что такое творчество и творческие задачи
Креативность — тренируемый навык или особенность, которая передаётся по наследству? Чем творческая задача отличается от обычной? Взгляд учёных.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
О развитии творческих способностей и креативного мышления сегодня не говорит только ленивый. В конце концов, креативность, то есть способность к творчеству — это тоже навык, и он актуален как никогда. Подождите — но может быть, это не навык, а врождённое свойство личности?
Попробуем разобраться:
- чем творческие задачи отличаются от любых других и какой тип мышления нужен для их решения;
- какие личностные особенности тесно связаны с творчеством;
- как на наши творческие способности влияют строение мозга и гены;
- бывают ли «нетворческие» люди и можно ли прокачать свои творческие способности.
Что такое творческая задача
Для начала стоит разобраться с тем, что такое творческая задача. Кажется, не все задачи, с которыми мы сталкиваемся в жизни, такие. Интуиция подсказывает, что решение квадратного уравнения вряд ли к ним относится, а вот создание картины — да. Значит ли это, что какие-то сферы человеческой деятельности по определению «творческие», а другие нет?
Ряд отечественных психологов, изучающих творчество и интеллект, сформулировали особенности, характерные для творческого задания.
У творческой задачи нет одного решения
Отечественные исследователи подчёркивают: в отличие от привычных нам задачек с одним верным ответом, у творческих задач такого «единственно правильного» ответа нет. Точнее, любой ответ будет своего рода правильным. Именно это обычно приводит к жарким спорам о том, что можно, а что нельзя назвать искусством: одни люди в творении художника видят глубокий смысл, а другие — всего лишь набор красок.
Почему так? Дело в том, что творческая задача требует дивергентного мышления — то есть направленного на производство как можно большего числа идей в ответ на стимул. Однако только дивергентного мышления недостаточно: для решения задачи необходимо и конвергентное мышление — то, которое используется для поиска единственного верного решения. Оно помогает отобрать из множества возникших идей те, что лягут в основу творческого продукта.
Например, сочиняя рассказ, мы можем представить несколько вариантов развития сюжета, но в итоге остановимся на одном. То есть при решении творческой задачи конвергентный и дивергентный типы мышления работают вместе, а вот для остальных задач, как правило, хватает конвергентного мышления.
Для творческих задач нет алгоритма решения
Другая отличительная черта творческой задачи — её нельзя решить по заданному алгоритму. Иными словами, творчество требует подключения интуиции — такого типа мышления, когда ответ как будто сам рождается в голове, и мы не можем объяснить, как к нему пришли.
С интуицией и творчеством тесно связан феномен инсайта — внезапного озарения, которое сопровождает чувство радости и облегчения. Психологи считают, что инсайт помогает интуитивно возникшему решению «добраться до сознания», чтобы мы его действительно заметили.
При этом подключение интуиции — необходимое, но недостаточное условие для того, чтобы отнести задачу к творческой. Например, интуиции потребует решение анаграммы, ведь мы не можем механически перебрать все комбинации букв в голове и чаще всего приходим к решению через инсайт. Однако эта задача нетворческая, поскольку у неё есть единственно верный ответ.
В итоге деление задач на творческие и все остальные основано на требованиях, которые задача предъявляет к тому, кто её решает. Поэтому «творческих» и «нетворческих» дисциплин или профессий не существует — простор для творчества можно найти везде.
Более того, многие крупные открытия в точных и естественных науках, которые люди не склонны связывать с творчеством, произошли именно «творческим путём».
Почему же одни люди склонны к решению творческих задач, а другие предпочитают рутинную деятельность? Оказывается, стремление к творчеству тесно связано с личностными свойствами человека.
Как личные черты человека связаны с творчеством
Отечественные психологи выяснили, что склонные к творчеству люди имеют ряд личностных особенностей, которые, по-видимому, служат фундаментом для их творческой самореализации.
- Творческие люди обладают высокой внутренней мотивацией.
Они получают искреннее удовольствие от своего дела и не нуждаются в вознаграждении. Иными словами, творят ради самого творчества. Это уже давно подтверждено исследованиями. Например, одно из них, проведённое ещё в 1980-х, показало, что студенты колледжа лучше справлялись с сочинением стихотворений и создавали более креативные произведения, если ими двигала внутренняя мотивация.
- Творческие люди способны целиком отдаваться своей деятельности, уходить в неё с головой.
На это указывает известный психолог Михай Чиксентмихайи: он вводит понятие «потока» как особого состояния, когда человек настолько погружается в процесс, что забывает об окружающем мире и даже о своём «я». Это состояние, согласно учёному, сопровождается чувством высочайшего наслаждения и может быть отнесено к «высшим» переживаниям человека — переживаниям, позволяющим «выйти за пределы собственной личности».
- Творческий человек активно вовлекает эмоции в то, что делает.
Внутренняя мотивация и глубокое погружение в творческую деятельность возможны потому, что в процессе создания творческого продукта человек так или иначе выражает свои переживания, ценности и стремления — всё, что для него важно. На это указывает автобиографичность многих известных картин и литературных произведений.
Однако и особенностями личных свойств решение творческой задачи не ограничивается. Исследования в области нейробиологии показывают, что творческая активность также связана с особенностями функционирования мозга. Разберёмся, как они взаимосвязаны.
Нейробиология творчества: как мозг решает творческую задачу
Процесс творчества устроен довольно сложно, и это прослеживается и на уровне работы нашего мозга. Исследования с использованием методов нейровизуализации (ЭЭГ, фМРТ) показывают, что при решении творческой задачи активируется большое количество мозговых участков. Зоны, ответственные за творчество, преимущественно относятся к коре головного мозга, однако в некоторых исследованиях также подчёркивается роль мозжечка, гиппокампа и базальных ядер.
Как на креативность влияет строение и функционирование мозга
Успешность выполнения творческих заданий напрямую связана с особенностями строения мозга. Ряд исследований показал, что люди с высокой креативностью отличаются меньшей толщиной коры в некоторых отделах мозга, а также большим объёмом серого и белого вещества.
Важно и то, как мозг человека функционирует. Как показало ЭЭГ-исследование нидерландских учёных, по особенностям активации мозга можно довольно точно предсказать успешность выполнения человеком теста на креативность. А китайские учёные обнаружили, что креативные, творческие люди отличаются высокой функциональной связанностью между нейронной сетью (то есть связанность между отдельными элементами сети), отвечающей за сеть исполнительного контроля (executive control network), и сетью пассивного режима работы мозга (default mode network).
Сеть пассивного режима отвечает за генерацию большого числа идей, а сеть исполнительного контроля — за выбор наиболее подходящих вариантов. Таким образом, слаженная работа этих двух сетей одновременно обеспечивает новизну и адекватность творческого продукта (к примеру, если это литературное произведение, то сюжет будет оригинальным и в то же время логичным).
Исследователи также выделяют особую нейронную сеть, связанную с креативностью (creative-related network). Её внутренняя функциональная связанность положительно ассоциирована с творчеством. Кроме того, для высокой креативности важна функциональная связанность между правым и левым полушариями мозга.
Однако не во всех случаях высокая функциональная связанность идёт на пользу. То же исследование учёных из Китая показало, что у креативных людей она понижена между сетями, отвечающими за мышление «снизу вверх». Так называют процесс, в котором мы фокусируемся на деталях и уже с их помощью пытаемся понять целостную картину: например, вникаем в каждое слово в тексте и так осознаём его смысл.
По мнению авторов исследования, ослабленная функциональная связанность этих сетей помогает творческим людям не отвлекаться на лишние детали и абстрагироваться от слишком очевидных решений.
В целом, паттерны функциональной связанности мозга также дают возможность предсказывать уровень креативности человека. При этом у визуальной и вербальной (то есть словесной) креативности есть как общие, так и различные паттерны активации мозга.
Как на креативность влияют нейромедиаторы и гены
Особого внимания в нейробиологии творчества заслуживают нейромедиаторы — сложные химические соединения, посредством которых нейроны в головном мозге «общаются» друг с другом. Для креативности очень важны дофамин, глутамат и гамма-аминомасляная кислота.
Отчасти за морфологические особенности мозга, функциональную связанность и баланс нейромедиаторов ответственны и наши гены. Соответственно, и креативность в некоторой степени генетически обусловлена. Исследователям удалось обнаружить несколько десятков генов, связанных с креативностью. В основном это гены, отвечающие за баланс нейромедиаторов и за способность нейронов образовывать новые связи друг с другом, что согласуется с уже приведёнными нейроисследованиями.
Совместно используя данные активности мозга и генетические данные, группа китайских учёных построила модель, которая предсказывает результат теста креативности Торренса с точностью в 78%. Этот впечатляющий успех демонстрирует, насколько креативность «укоренена» в нашей биологической природе.
Но значит ли это, что кому-то на роду написано быть творцом, а кто-то с рождения не способен к созданию нового? Вовсе нет. На самом деле наша «биологическая основа» очень подвижна и сильно меняется под воздействием среды.
Кроме того, близнецовые исследования показали, что гены ответственны только за 35–55% индивидуальных различий в уровне креативности. Получается, половина, а то и больше различий в показателях креативности приходится на другие факторы, такие как образование, формы досуга, уровень жизни, социальное окружение.
Неужели люди и правда делятся на творческих и нетворческих? В целом, современная наука не в состоянии сделать такое разделение. Результаты научных исследований отражают общие закономерности в популяции и мало что могут сказать о творческом потенциале конкретного человека.
Даже если в какой-то момент человек демонстрирует низкую склонность к творчеству, это не значит, что так будет на протяжении всей его жизни. Возможно, психологические, генетические и нейробиологические исследования в скором времени помогут понять, как наиболее эффективно развивать творческие способности у детей и взрослых.
Можно ли повысить свою креативность и развить творческие способности
В ряде исследований учёные пришли к выводу, что искусственно повысить креативность можно при помощи транскраниальной стимуляции, то есть воздействием слабого постоянного тока на кору головного мозга. Однако применение этого метода в повседневной жизни на сегодня признано неэффективным: во-первых, эффект стимуляции очень зависит от особенностей нервной системы человека, во-вторых, непонятно, какие области мозга стоит стимулировать для решения «жизненных» творческих задач — слишком много неизвестных переменных включено в процесс.
При этом речь идёт о психометрической креативности: она может хорошо предсказывать творческие способности, но концептуально не равна им. То есть высокая психометрическая креативность — это важно для творчества, но не всё, что нужно. Стимуляция хороша для повышения психометрической креативности, а вот для реального творчества в жизни, видимо, не очень годится. Потому что настоящие творческие задачи всегда более непредсказуемые и сложные, чем те, что предлагают в тестах.
А что же с творческими способностями? Считается, что развитию творческого потенциала могут помочь, например, разнообразие занятий, новые активности, общение с творческими, вдохновляющими людьми. А для решения конкретной творческой задачи подойдёт техника мозгового штурма и привычка фиксировать свои идеи на листе бумаге или в электронном формате.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!