Скидки до 55% и 3 курса в подарок 0 дней 09 :23 :01 Выбрать курс
Образование Корп. обучение
#Руководства

Что такое прототип курса и зачем он нужен

Прототипирование помогает протестировать идею или учебный формат, а также быстро получить фидбэк от заказчика или будущих студентов.

Фото: mediaphotos / iStock

Прототип, или MVP (сокращение от англоязычного понятия minimum viable product, минимально жизнеспособный продукт), — это воплощение идеи какого-либо продукта, образец или макет, демонстрирующий, как будет выглядеть или работать готовый результат. Прототипы широко используют в цифровых индустриях при разработке программного обеспечения, приложений, веб-сайтов. Набирает популярность и создание прототипов онлайн-курсов и других образовательных продуктов.

Педагогический дизайнер, автор книги «Тонкости визуального дизайна для профессионалов» Конни Маламед недавно рассказала в своём блоге, как прототипы используют в онлайн-обучении.

Для чего нужен прототип образовательного продукта

Конни уверена, что плюсы прототипирования значительно перевешивают его минусы. Итак, прототип курса поможет:

  • протестировать идею в её реальном воплощении;
  • обнаружить потенциальные проблемы на раннем этапе проектирования продукта;
  • реализовать итеративный подход к проектированию — то есть начать с функционального «черновика» курса, а затем дорабатывать и улучшать его от версии к версии;
  • избежать траты ресурсов на неудачную идею (в бизнесе этот процесс проверки и отбора гипотез называют подходом «быстрых ошибок»);
  • наглядно продемонстрировать идею продукта другим людям;
  • вовлечь заказчика, партнёров или будущих студентов в процесс разработки программы — чтобы собрать и в дальнейшем учесть их фидбэк;
  • обосновать для заказчика принятые вами решения и показать, сколько ресурсов и усилий требуется для разработки качественного продукта.

Почему прототипирование иногда вызывает сложности

Как пишет Конни Маламед, очень трудно выделить минусы прототипирования курсов, но она всё же нашла несколько очевидных (первые два — те же самые, что и у подробных исследований перед разработкой курса):

  • Создание прототипа занимает время на начальном этапе разработки курса (хотя при этом экономит его в долгосрочной перспективе).
  • Может быть сложно объяснить заказчику или своему руководителю, почему вы уделяете время прототипированию, вместо того чтобы сразу приступить к разработке курса.
  • Уже упомянутый подход «быстрых ошибок» — концептуальная основа прототипирования. Однако не во всех рабочих коллективах приветствуются ошибки, даже если в итоге они помогут сэкономить время и деньги. Совет Конни — просто не называть этот подход вслух.

Какие бывают прототипы и что они должны в себя включать

Автор выделяет четыре вида прототипов, каждый из которых решает свою задачу:

  • Функциональный (или интерактивный) прототип содержит основные функции продукта и показывает пользователям, как он будет устроен, а создателям позволяет убедиться, что функции и интерактивные механики будут работать так, как задумано.
  • Презентационный (или визуальный) прототип позволяет продемонстрировать и проверить на восприятие «нравится / не нравится» макет визуального дизайна курса.
  • Юзабилити-прототип используют, чтобы проверить удобство навигации и взаимодействия с продуктом в целом.
  • Прототип реализуемости помогает создателям протестировать идею, чтобы убедиться, что она технически осуществима или, наоборот, неосуществима и от неё следует отказаться.
Фото: gorodenkoff / iStock

Вполне возможно сочетать в одном прототипе компоненты разных видов.

Функциональный прототип

При разработке этого прототипа важно сфокусироваться на том, как именно студент будет взаимодействовать с курсом. Конни рекомендует проверять с его помощью такой набор функций:

  • кнопки и другие элементы навигации действуют правильно;
  • если урок содержит разветвлённый сценарий, каждый путь ведёт студента туда, куда должен;
  • интерактивные элементы работают корректно;
  • студент получает обратную связь на свои действия так, как запланировано;
  • ответы студента в тесте фиксируются, результаты отображаются верно;
  • медиаконтент, такой как видео, аудио, анимации, воспроизводится без технических ошибок.

Презентационный прототип

Реальных функций продукта, интерактивных механик и настоящего учебного контента такой прототип обычно не содержит, его используют лишь для того, чтобы проверить реакцию на стиль оформления на раннем этапе — до того, как будут разработаны программа и материалы курса. Поэтому в него стоит включить:

  • макеты экранов (или слайдов) с названием курса, заголовками модулей и уроков, разными форматами контента;
  • расположение и оформление элементов навигации и различных меню;
  • цветовую палитру;
  • выбранный шрифт (или шрифты) в разных размерах и начертаниях;
  • образцы стиля фотографий, иллюстраций и иконок;
  • внешний вид интерактивных элементов, в том числе элементов в разных состояниях (например, как выглядит всплывающая подсказка, как меняется кнопка, когда пользователь наводит на неё курсор).

Юзабилити-прототип

Юзабилити-прототип используют, чтобы перед разработкой курса или во время неё собрать обратную связь от пользователей и устранить слабые места в навигации, взаимодействии с платформой, визуальном дизайне, самом процессе обучения. Обращать внимание нужно в первую очередь на компоненты, которые вызывают у студентов трудности или недовольство. Юзабилити-прототип позволяет:

  • убедиться, что студентам легко понять, как устроен курс, и ориентироваться в учебных материалах;
  • проверить, удобно ли проходить курс на разных устройствах — ноутбуке, планшете, смартфоне;
  • протестировать, плавно ли проходит обучение, ясно ли подаётся информация, не слишком ли высока когнитивная нагрузка, нравится ли курс студентам.

Конни Маламед подчёркивает, что юзабилити-прототипы не обязательно делать высокодетализированными, это может быть просто «скелет» курса без визуального дизайна и оформления. Такой формат прототипов на английском называется wireframe, что означает «сетка» или «каркас». Собирать прототип на реальной учебной платформе тоже не обязательно — на помощь придут инструменты дизайнеров, такие как Figma и Balsamiq.

Прототип реализуемости

Эта разновидность прототипа позволяет до начала полноценной разработки курса убедиться, что какой-либо формат или метод обучения можно реализовать с учётом инструментов в вашем распоряжении, временных рамок и бюджета. Как правило, прототипы реализуемости применяют в таких ситуациях:

  • Существует несколько возможных решений методической задачи.
  • Есть риск, что тот или иной компонент курса не получится по техническим причинам.
  • Кажется, что идея может быть настолько сложной для воплощения, что потребует слишком много времени на это.
Фото: DragonImages / iStock

Это может быть, например, прототип уникальной функции, небольшая версия сложного формата или короткий вариант компонента, работа над которым, по вашему мнению, может излишне затянуться.

Как создают прототипы

По степени проработки прототипы варьируются от совсем простых и низкодетализированных, «на коленке» (англ. low-fidelity, или lo-fi), до реалистичных и высокоточных (англ. high-fidelity, или hi-fi). Прототипы с низкой детализацией используют, чтобы показать структуру и основные функции, быстро проверить гипотезу и собрать фидбэк. Высокоточные прототипы помогают изучить, как пользователь взаимодействует с продуктом, протестировать визуальный дизайн и интерактивность.

От выбранного уровня детализации зависит и набор инструментов, которые вам понадобятся:

  • Бумага и карандаш. Да-да, самый элементарный прототип низкой детализации можно просто набросать от руки прямо на бумаге. Так можно изобразить пользовательский интерфейс, логику учебной активности, структуру учебного материала или всего курса, чтобы показать коллегам или заказчику и получить фидбэк.
  • Инструменты для прототипирования с низким уровнем детализации. С их помощью из блоков, линий и прочих базовых элементов создаётся «каркас» будущего дизайн-макета. Среди таких инструментов — уже упомянутые выше Balsamiq и Figma. Последний из них позволяет создавать не только статичные, но и интерактивные прототипы.
  • Конструкторы презентаций. Такие сервисы, как PowerPoint и «Google Презентации», Конни Маламед относит к инструментам прототипирования со средним уровнем детализации. С их помощью можно продемонстрировать оформление будущего курса, а благодаря гиперссылкам между слайдами проработать навигацию и интерактивность. Если вы проектируете курс для мобильных устройств, соотношение сторон и размеры слайда в конструкторе нетрудно изменить.
  • Конструкторы курсов позволяют сделать интерактивный прототип, максимально приближенный к будущему курсу по детализации. Выбрав инструмент, в котором вы будете собирать сам курс, вы сэкономите время — не придётся переносить наработки с одной платформы на другую. Однако, как предупреждает автор статьи, в этом случае есть риск преждевременно сфокусироваться на элементах оформления.

Что ещё можно «прототипировать»

Помимо разработки онлайн-курсов, прототипы полезны в дизайне самого разного обучения. Конни Маламед предлагает несколько идей:

  • прототип тренинга или воркшопа на несколько часов — тренинг на 15–30 минут;
  • прототип многостраничного пособия — одностраничная шпаргалка;
  • прототип видеоурока — его сокращённая версия или полный вариант, но снятый бюджетно (например, на смартфон).



Курс

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики и станете более востребованным специалистом.

Узнать о курсе →

Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO» Узнать о курсе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована