Образование Развитие
#статьи

Что такое потребность в познании и почему у кого-то она сильнее, а у кого-то слабее

И почему у любознательного ребёнка эта потребность может снизиться, когда он идёт в школу?

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Одни люди постоянно чему-то учатся — то осваивают очередной иностранный язык, то тренируют новые навыки, то получают третье высшее образование, да и в целом предпочитают научно-популярные лекции просмотру сериалов. А другие люди смотрят на них с удивлением и не могут заставить себя взяться даже за ту учёбу, которая им очень нужна, например для работы.

Начинается этот «раскол» ещё в детстве: почти в каждом классе есть дети, которым учёба — в радость. Они с энтузиазмом решают задачи «со звёздочкой», берутся за доклады по изучаемой теме и по собственной инициативе читают за лето больше книг, чем содержится в списке литературы. А их одноклассники почему-то не проявляют рвения к знаниям.

Почему так?

Что известно о потребности в познании

Психологи полагают, что внутреннее стремление к интеллектуальной активности — одна из важных потребностей личности. Для неё есть специальный термин — «потребность в познании» (англ. need for cognition). Как и другие потребности, у конкретного человека она может быть выражена в большей или меньшей степени.

Исследования показывают, что люди, получающие удовольствие от познания нового, отличаются высоким интеллектом, широким кругозором и выдающимися учебными достижениями. Они проявляют больше интереса к науке, предпочитают сложные задачи простым и более глубоко разбираются в материале — критически оценивают изученное, структурируют новую информацию и стараются связать её со своим прошлым опытом. Кроме того, такие люди, как правило, более эффективно организуют свой образовательный процесс.

Исследования среди школьников показали, что потребность в познании особенно важна для отбора в «продвинутые» классы и успешного обучения в них. И как отмечает директор института педагогики и психологии образования Александр Савенков в «Психологии детской одарённости», высокая потребность в познании — один из главных отличительных признаков интеллектуально одарённых детей.

Потребность в познании важна и во взрослом возрасте. Так, она положительно связана с проявлением креативности в работе, удовлетворённостью работой и переживанием позитивных эмоций. К тому же люди с высокой потребностью в познании реже испытывают профессиональное выгорание. Более того: ещё одно исследование показало, что любители познания отличаются более этичным поведением, поскольку склонны рефлексировать о мотивах своих поступков.

Получается, потребность в познании выступает важным ресурсом не только для учебных достижений, но и для общего благополучия личности.

Потребность в познании — довольно устойчивая личностная черта и с течением времени меняется незначительно. Так что если человек проявлял любознательность в детстве, вероятно, что и во взрослом возрасте он сохранит это качество.

Фото: Noémi Macavei-Katócz / Unsplash

Эта прекрасная черта, конечно, вызывает восхищение, но остаётся главный вопрос: а почему же она, такая полезная, есть не у всех? Как вообще формируется потребность к познанию?

Как потребность в познании объясняет нейробиология

На самом деле потребность в познании — это частное проявление более общего свойства, который называется поиском новизны (англ. novelty seeking). С точки зрения эволюции, поиск новизны способствует лучшей адаптации вида во внешней среде. Особи, способные активно исследовать свою среду обитания и подстраивать своё поведение под неё, с большей вероятностью найдут пищу, укрытие от хищников и партнёра для размножения.

Мозговые центры, отвечающие за любопытство, есть не только у человека, но и у других развитых животных — млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий и даже рыб. У человека центры любопытства находятся в среднем мозге, промежуточном мозге и коре больших полушарий.

Положительные эмоции, связанные с познанием нового, обусловлены выработкой нейромедиатора дофамина. Особенно важны дофаминовые нейроны в участке головного мозга, который называется средний мозг, — их активность связана с ожиданием награды. Значит, имеется связь между любопытством и ожиданием награды (то есть будущего удовольствия от этой награды).

В лабораторных условиях связь ожидания награды и любопытства была показана на крысах. Крыс поместили в пространство с разными головоломками. Одни головоломки были устроены так, что когда крысы их проходили, они могли достать там пищу, а другие награду не предполагали. Получение награды стимулировало выработку дофамина — крысы получали удовольствие от еды. Справившись с головоломками, за которые полагалось угощение, крысы начали проходить другие головоломки. И то, что пища за ними отсутствовала, крыс не остановило: их мозг привык к тому, что за успешным прохождением следует награда, и вырабатывал дофамин, даже если реальной награды не находилось. Значит, они проходили эти головоломки уже не ради пищи, а ради «чистого дофамина», то есть попросту ради удовольствия.

Кстати, другое исследование показало, что крысы, у которых вырабатывается мало дофамина, менее любопытны, чем их сородичи с высоким уровнем этого нейромедиатора.

Связь дофамина и поиска новизны обнаружена и у людей. Так, исследование при помощи позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) показало, что люди с большей склонностью к поиску новизны отличаются более высокой активностью дофаминовой системы. А ещё выявлена связь между поиском новизны и генами, отвечающими за выработку дофамина. То есть человеческий мозг устроен так, что новая информация может приносить удовольствие сама по себе, даже не будучи связанной с какой-то другой «наградой».

Ещё одно исследование показало, что у более любопытных людей лучше развиты анатомические связи между корой головного мозга, мозжечком, таламусом и базальными ядрами. Эти связи также очень важны для функционирования дофаминовой системы.

Важно подчеркнуть, что поиск новизны означает стремление получить любые новые стимулы, тогда как потребность в познании — это поиск стимулов, которые запускают интеллектуальную активность. То есть тяга ко всему новому может побудить человека не только к получению высшего образования, но и к рискованному поведению или употреблению психоактивных веществ. Какой путь выберет человек — во многом зависит от условий среды, в которой он живёт.

Почему школьники теряют природную любознательность

Маленькие дети очень любопытны — всё, что они видят вокруг, вызывает у них интерес, они забрасывают взрослых вопросами и стремительно впитывают новую информацию. Однако в школе природная любознательность зачастую снижается, и ребёнка становится трудно заинтересовать познанием мира. Почему так происходит?

Нейробиолог и специалист по когнитивной психологии Станислас Деан в книге «Как мы учимся» пишет о том, что у новизны и любопытства более сложная связь, чем может показаться:

«Мы не проявляем интереса к тому, что не вызывает удивления: вещи, которые мы видели тысячу раз, кажутся нам скучными. Равным образом нас не привлекают вещи, которые слишком новы и удивительны, а также вещи, которые настолько неоднозначны, что их структура остаётся за гранью нашего разумения, — сама их сложность отпугивает нас».

То есть, если любознательный и способный ребёнок, поступая в школу, теряет интерес к изучению нового, это означает, что стандартная школьная программа просто не даёт ему достаточной интеллектуальной стимуляции. Вместо любопытства он начинает испытывать скуку.

Фото: RDNE Stock project / Pexels

На другой части спектра оказываются дети, которым школьная программа даётся нелегко. Их любознательность снижается из-за того, что материал кажется им слишком сложным для освоения, а задачи скорее обескураживают, чем стимулируют. Если учителя и родители относятся к неудачам в освоении предмета слишком строго, из-за такого негативного опыта могут возникнуть установки вроде «Математика не мой конёк».

Ещё одной причиной, по которой у детей снижается мотивация узнавать новое, Станислас Деан называет практику не поощрять, а наказывать любопытство. Если, например, учитель требует, чтобы на уроке все сидели молча и слушали, отчитывает за заданные вопросы или называет их «глупыми», со временем это отразится на дофаминовой системе ученика. Ожидание удовольствия от узнавания нового будет блокироваться негативными сигналами.

И наконец, по словам нейробиолога, любознательность часто снижается из-за дисбаланса между двумя режимами научения — активным (ученик задаёт себе вопросы, экспериментирует и ищет ответы) и рецептивным, то есть пассивным (ученик лишь воспринимает информацию, которую транслирует учитель). В школе, как правило, преобладает рецептивный режим. Такой подход не оставляет ученикам пространства для открытий и исследований — зачем погружаться в тему и задаваться вопросами, если учитель уже объяснил всё, что нужно знать?

Как развить потребность в познании

Потребность в познании можно развить в любом возрасте, однако исследования показывают, что у любознательных детей больше шансов вырасти в любознательных взрослых, чем у их сверстников с несформированной потребностью в познании. Поэтому важно уделять большое внимание развитию потребности в познании у ребёнка.

Фото: olia danilevich / Pexels

Что можно сделать, чтобы сохранить природную любознательность ребёнка и сформировать у него устойчивый интерес к учёбе? Своими рекомендациями поделились специалисты — исследователи когнитивного развития, психологи и педагоги.

Специалист в области развития и диагностики детской одарённости, психолог и педагог Александр Савенков считает, что любознательность важно поощрять с самого раннего детства. Родители часто не позволяют младенцу исследовать окружающее пространство, заботясь о его безопасности. Но чрезмерные ограничения могут помешать формированию познавательной активности, поэтому важно давать ребёнку свободу — позволять двигаться, трогать предметы, экспериментировать с ними.

В дошкольном возрасте ребёнок начинает учиться через подражание. Поэтому очень важно, чтоб у него была ролевая модель, которая демонстрирует высокую потребность к познанию. Это может быть не только кто-то из ближайшего окружения, но и персонаж книги или мультфильма.

В школьные годы важно, чтобы «наивное любопытство» трансформировалось в готовность целенаправленно осваивать дисциплины. Для этого стоит учить ребёнка ставить цели и достигать их, быть терпеливым и упорным.

Специалист по когнитивному развитию и консультирующий психолог Татьяна Котова советует обратить внимание на общее состояние ребёнка. Если он сильно устаёт или находится в состоянии стресса (например, испытывает сложности в отношениях в семье, с учителем или сверстниками), у него просто не будет ресурса на познание мира. Кроме того, не всем детям подходит формат обучения в школе. Часто бывает, что ребёнок переходит на семейное обучение и раскрывается как прилежный ученик, поскольку получает возможность учиться в своём темпе, с индивидуальным балансом между изучением нового и отработкой пройденного.

Татьяна также отметила, что, пытаясь заинтересовать ребёнка новой активностью, важно исходить из его картины мира. Так, для дошкольников ведущей деятельностью выступает игра, поэтому, знакомя их с чтением и математикой, важно делать это в игровом формате. Например, показывать числа через действия в сюжете или игру с определёнными правилами.

Андрей Фабер, исследователь в области нейрокогнитивного развития, отмечает, что ребёнку важно получить положительный опыт, связанный с удовольствием от решения задач в процессе обучения. Такой опыт может быть связан как с радостью от результата («Ура, задачку удалось решить!»), так и с поощрением в виде похвалы или высокой оценки. Позитивный опыт закрепляет выработку дофамина в ответ на когнитивную активность, и впоследствии дофамин может выделяться уже без ожидания поощрения в явном виде, а просто в предвкушении когнитивной деятельности — решения новой задачи. Проще говоря, у ребёнка формируется установка «интеллектуальная нагрузка — это удовольствие».

Получается, чем раньше и чаще ребёнок будет получать такой позитивный опыт, тем больше вероятность, что он полюбит интеллектуальные нагрузки.

Специалист в области нейрокогнитивного развития Мари Арсалиду также отмечает значимость эмоционального поощрения в процессе обучения. Кроме того, Мари добавляет, что родителям важно быть вовлечёнными в школьную жизнь ребёнка, учить его позитивно воспринимать ошибки и хвалить не за способности, а за приложенные усилия. Это поможет ему сформировать мышление роста — установку, что любой человек может развиваться в выбранной сфере и успешно учиться, если будет достаточно стараться.

Станислас Деан в своей книге также подчёркивает важность стимулирующих задач, подобранных с учётом потребностей конкретного ребёнка. Они должны быть достаточно новыми и сложными, чтобы вызывать интерес, а не скуку, но при этом не чрезмерно сложными, иначе можно получить эффект демотивации.

Также нейробиолог пишет о важности баланса между активным и пассивным научением:

«Идеальный сценарий состоит в том, чтобы обеспечивать структурированное руководство и одновременно поощрять креативность. Как? Дать детям понять, что есть ещё тысяча вещей, которые они могут открыть самостоятельно. Как‑то раз перед летними каникулами один учитель сказал мне: „Знаешь, я только что наткнулся на математическую задачку, которую не могу решить…“ Мечтая превзойти учителя, я размышлял над ней всё лето».

Для взрослых, которые хотят научиться испытывать удовольствие от познания, тоже актуальны механизмы, описанные выше. Например, на основе дофаминового ответа работает геймификация обучения — проходя уроки и решая задачи, человек получает положительные стимулы в форме игровой валюты, повышения рейтинга и других нематериальных наград. Поиск интеллектуальных стимулов, пробуждающих любознательность, и сознательное формирование установки «Я смогу это освоить, если приложу усилия» тоже окажутся очень полезными.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!


Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована