Что такое потребность в познании и почему у кого-то она сильнее, а у кого-то слабее
И почему у любознательного ребёнка эта потребность может снизиться, когда он идёт в школу?
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Одни люди постоянно чему-то учатся — то осваивают очередной иностранный язык, то тренируют новые навыки, то получают третье высшее образование, да и в целом предпочитают научно-популярные лекции просмотру сериалов. А другие люди смотрят на них с удивлением и не могут заставить себя взяться даже за ту учёбу, которая им очень нужна, например для работы.
Начинается этот «раскол» ещё в детстве: почти в каждом классе есть дети, которым учёба — в радость. Они с энтузиазмом решают задачи «со звёздочкой», берутся за доклады по изучаемой теме и по собственной инициативе читают за лето больше книг, чем содержится в списке литературы. А их одноклассники почему-то не проявляют рвения к знаниям.
Почему так?
Что известно о потребности в познании
Психологи полагают, что внутреннее стремление к интеллектуальной активности — одна из важных потребностей личности. Для неё есть специальный термин — «потребность в познании» (англ. need for cognition). Как и другие потребности, у конкретного человека она может быть выражена в большей или меньшей степени.
Исследования показывают, что люди, получающие удовольствие от познания нового, отличаются высоким интеллектом, широким кругозором и выдающимися учебными достижениями. Они проявляют больше интереса к науке, предпочитают сложные задачи простым и более глубоко разбираются в материале — критически оценивают изученное, структурируют новую информацию и стараются связать её со своим прошлым опытом. Кроме того, такие люди, как правило, более эффективно организуют свой образовательный процесс.
Исследования среди школьников показали, что потребность в познании особенно важна для отбора в «продвинутые» классы и успешного обучения в них. И как отмечает директор института педагогики и психологии образования Александр Савенков в «Психологии детской одарённости», высокая потребность в познании — один из главных отличительных признаков интеллектуально одарённых детей.
Потребность в познании важна и во взрослом возрасте. Так, она положительно связана с проявлением креативности в работе, удовлетворённостью работой и переживанием позитивных эмоций. К тому же люди с высокой потребностью в познании реже испытывают профессиональное выгорание. Более того: ещё одно исследование показало, что любители познания отличаются более этичным поведением, поскольку склонны рефлексировать о мотивах своих поступков.
Получается, потребность в познании выступает важным ресурсом не только для учебных достижений, но и для общего благополучия личности.
Потребность в познании — довольно устойчивая личностная черта и с течением времени меняется незначительно. Так что если человек проявлял любознательность в детстве, вероятно, что и во взрослом возрасте он сохранит это качество.
Эта прекрасная черта, конечно, вызывает восхищение, но остаётся главный вопрос: а почему же она, такая полезная, есть не у всех? Как вообще формируется потребность к познанию?
Как потребность в познании объясняет нейробиология
На самом деле потребность в познании — это частное проявление более общего свойства, который называется поиском новизны (англ. novelty seeking). С точки зрения эволюции, поиск новизны способствует лучшей адаптации вида во внешней среде. Особи, способные активно исследовать свою среду обитания и подстраивать своё поведение под неё, с большей вероятностью найдут пищу, укрытие от хищников и партнёра для размножения.
Мозговые центры, отвечающие за любопытство, есть не только у человека, но и у других развитых животных — млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий и даже рыб. У человека центры любопытства находятся в среднем мозге, промежуточном мозге и коре больших полушарий.
Положительные эмоции, связанные с познанием нового, обусловлены выработкой нейромедиатора дофамина. Особенно важны дофаминовые нейроны в участке головного мозга, который называется средний мозг, — их активность связана с ожиданием награды. Значит, имеется связь между любопытством и ожиданием награды (то есть будущего удовольствия от этой награды).
В лабораторных условиях связь ожидания награды и любопытства была показана на крысах. Крыс поместили в пространство с разными головоломками. Одни головоломки были устроены так, что когда крысы их проходили, они могли достать там пищу, а другие награду не предполагали. Получение награды стимулировало выработку дофамина — крысы получали удовольствие от еды. Справившись с головоломками, за которые полагалось угощение, крысы начали проходить другие головоломки. И то, что пища за ними отсутствовала, крыс не остановило: их мозг привык к тому, что за успешным прохождением следует награда, и вырабатывал дофамин, даже если реальной награды не находилось. Значит, они проходили эти головоломки уже не ради пищи, а ради «чистого дофамина», то есть попросту ради удовольствия.
Кстати, другое исследование показало, что крысы, у которых вырабатывается мало дофамина, менее любопытны, чем их сородичи с высоким уровнем этого нейромедиатора.
Связь дофамина и поиска новизны обнаружена и у людей. Так, исследование при помощи позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) показало, что люди с большей склонностью к поиску новизны отличаются более высокой активностью дофаминовой системы. А ещё выявлена связь между поиском новизны и генами, отвечающими за выработку дофамина. То есть человеческий мозг устроен так, что новая информация может приносить удовольствие сама по себе, даже не будучи связанной с какой-то другой «наградой».
Ещё одно исследование показало, что у более любопытных людей лучше развиты анатомические связи между корой головного мозга, мозжечком, таламусом и базальными ядрами. Эти связи также очень важны для функционирования дофаминовой системы.
Важно подчеркнуть, что поиск новизны означает стремление получить любые новые стимулы, тогда как потребность в познании — это поиск стимулов, которые запускают интеллектуальную активность. То есть тяга ко всему новому может побудить человека не только к получению высшего образования, но и к рискованному поведению или употреблению психоактивных веществ. Какой путь выберет человек — во многом зависит от условий среды, в которой он живёт.
Читайте также:
Учёба, мозг и ДНК: как обучение влияет на нас физиологически
Почему школьники теряют природную любознательность
Маленькие дети очень любопытны — всё, что они видят вокруг, вызывает у них интерес, они забрасывают взрослых вопросами и стремительно впитывают новую информацию. Однако в школе природная любознательность зачастую снижается, и ребёнка становится трудно заинтересовать познанием мира. Почему так происходит?
Нейробиолог и специалист по когнитивной психологии Станислас Деан в книге «Как мы учимся» пишет о том, что у новизны и любопытства более сложная связь, чем может показаться:
«Мы не проявляем интереса к тому, что не вызывает удивления: вещи, которые мы видели тысячу раз, кажутся нам скучными. Равным образом нас не привлекают вещи, которые слишком новы и удивительны, а также вещи, которые настолько неоднозначны, что их структура остаётся за гранью нашего разумения, — сама их сложность отпугивает нас».
То есть, если любознательный и способный ребёнок, поступая в школу, теряет интерес к изучению нового, это означает, что стандартная школьная программа просто не даёт ему достаточной интеллектуальной стимуляции. Вместо любопытства он начинает испытывать скуку.
На другой части спектра оказываются дети, которым школьная программа даётся нелегко. Их любознательность снижается из-за того, что материал кажется им слишком сложным для освоения, а задачи скорее обескураживают, чем стимулируют. Если учителя и родители относятся к неудачам в освоении предмета слишком строго, из-за такого негативного опыта могут возникнуть установки вроде «Математика не мой конёк».
Ещё одной причиной, по которой у детей снижается мотивация узнавать новое, Станислас Деан называет практику не поощрять, а наказывать любопытство. Если, например, учитель требует, чтобы на уроке все сидели молча и слушали, отчитывает за заданные вопросы или называет их «глупыми», со временем это отразится на дофаминовой системе ученика. Ожидание удовольствия от узнавания нового будет блокироваться негативными сигналами.
И наконец, по словам нейробиолога, любознательность часто снижается из-за дисбаланса между двумя режимами научения — активным (ученик задаёт себе вопросы, экспериментирует и ищет ответы) и рецептивным, то есть пассивным (ученик лишь воспринимает информацию, которую транслирует учитель). В школе, как правило, преобладает рецептивный режим. Такой подход не оставляет ученикам пространства для открытий и исследований — зачем погружаться в тему и задаваться вопросами, если учитель уже объяснил всё, что нужно знать?
Как развить потребность в познании
Потребность в познании можно развить в любом возрасте, однако исследования показывают, что у любознательных детей больше шансов вырасти в любознательных взрослых, чем у их сверстников с несформированной потребностью в познании. Поэтому важно уделять большое внимание развитию потребности в познании у ребёнка.
Что можно сделать, чтобы сохранить природную любознательность ребёнка и сформировать у него устойчивый интерес к учёбе? Своими рекомендациями поделились специалисты — исследователи когнитивного развития, психологи и педагоги.
Специалист в области развития и диагностики детской одарённости, психолог и педагог Александр Савенков считает, что любознательность важно поощрять с самого раннего детства. Родители часто не позволяют младенцу исследовать окружающее пространство, заботясь о его безопасности. Но чрезмерные ограничения могут помешать формированию познавательной активности, поэтому важно давать ребёнку свободу — позволять двигаться, трогать предметы, экспериментировать с ними.
В дошкольном возрасте ребёнок начинает учиться через подражание. Поэтому очень важно, чтоб у него была ролевая модель, которая демонстрирует высокую потребность к познанию. Это может быть не только кто-то из ближайшего окружения, но и персонаж книги или мультфильма.
В школьные годы важно, чтобы «наивное любопытство» трансформировалось в готовность целенаправленно осваивать дисциплины. Для этого стоит учить ребёнка ставить цели и достигать их, быть терпеливым и упорным.
Специалист по когнитивному развитию и консультирующий психолог Татьяна Котова советует обратить внимание на общее состояние ребёнка. Если он сильно устаёт или находится в состоянии стресса (например, испытывает сложности в отношениях в семье, с учителем или сверстниками), у него просто не будет ресурса на познание мира. Кроме того, не всем детям подходит формат обучения в школе. Часто бывает, что ребёнок переходит на семейное обучение и раскрывается как прилежный ученик, поскольку получает возможность учиться в своём темпе, с индивидуальным балансом между изучением нового и отработкой пройденного.
Татьяна также отметила, что, пытаясь заинтересовать ребёнка новой активностью, важно исходить из его картины мира. Так, для дошкольников ведущей деятельностью выступает игра, поэтому, знакомя их с чтением и математикой, важно делать это в игровом формате. Например, показывать числа через действия в сюжете или игру с определёнными правилами.
Андрей Фабер, исследователь в области нейрокогнитивного развития, отмечает, что ребёнку важно получить положительный опыт, связанный с удовольствием от решения задач в процессе обучения. Такой опыт может быть связан как с радостью от результата («Ура, задачку удалось решить!»), так и с поощрением в виде похвалы или высокой оценки. Позитивный опыт закрепляет выработку дофамина в ответ на когнитивную активность, и впоследствии дофамин может выделяться уже без ожидания поощрения в явном виде, а просто в предвкушении когнитивной деятельности — решения новой задачи. Проще говоря, у ребёнка формируется установка «интеллектуальная нагрузка — это удовольствие».
Получается, чем раньше и чаще ребёнок будет получать такой позитивный опыт, тем больше вероятность, что он полюбит интеллектуальные нагрузки.
Специалист в области нейрокогнитивного развития Мари Арсалиду также отмечает значимость эмоционального поощрения в процессе обучения. Кроме того, Мари добавляет, что родителям важно быть вовлечёнными в школьную жизнь ребёнка, учить его позитивно воспринимать ошибки и хвалить не за способности, а за приложенные усилия. Это поможет ему сформировать мышление роста — установку, что любой человек может развиваться в выбранной сфере и успешно учиться, если будет достаточно стараться.
Станислас Деан в своей книге также подчёркивает важность стимулирующих задач, подобранных с учётом потребностей конкретного ребёнка. Они должны быть достаточно новыми и сложными, чтобы вызывать интерес, а не скуку, но при этом не чрезмерно сложными, иначе можно получить эффект демотивации.
Также нейробиолог пишет о важности баланса между активным и пассивным научением:
«Идеальный сценарий состоит в том, чтобы обеспечивать структурированное руководство и одновременно поощрять креативность. Как? Дать детям понять, что есть ещё тысяча вещей, которые они могут открыть самостоятельно. Как‑то раз перед летними каникулами один учитель сказал мне: „Знаешь, я только что наткнулся на математическую задачку, которую не могу решить…“ Мечтая превзойти учителя, я размышлял над ней всё лето».
Для взрослых, которые хотят научиться испытывать удовольствие от познания, тоже актуальны механизмы, описанные выше. Например, на основе дофаминового ответа работает геймификация обучения — проходя уроки и решая задачи, человек получает положительные стимулы в форме игровой валюты, повышения рейтинга и других нематериальных наград. Поиск интеллектуальных стимулов, пробуждающих любознательность, и сознательное формирование установки «Я смогу это освоить, если приложу усилия» тоже окажутся очень полезными.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!