Образование
#статьи

Персонализация образования: что это такое

Разбираемся с одним из самых хайповых терминов в сфере обучения.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Персонализация образования — популярная тема на всех профильных конференциях. О ней говорят и в EdTech, и в государственном образовании. Из этой статьи вы узнаете, что понимают под персонализацией образования и как устроено персонализированное обучение.

Самое краткое и общее определение персонализации в образовании дали в 2020 году исследователи Александр и Мария Сафоновы:

«Подход, ориентированный на личность обучающегося и его самостоятельную образовательную активность».

Ориентация на личность означает, что персонализированное обучение учитывает интересы и опыт ученика, а также адаптировано к его предпочтениям по темпу и способам освоения знаний.

Самостоятельная образовательная активность — не менее важная часть персонализации. Именно активная субъектная позиция учащегося отличает персонализацию от индивидуализации.

Индивидуализация и персонализация образования — не одно и то же?

В дискуссиях эти два понятия действительно нередко смешивают. К этому подталкивает сама терминология: например, персонализация образования часто реализуется в формате индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ).

Но в научных статьях и экспертных обзорах индивидуализацию и персонализацию разделяют. Вот как границу между ними провёл методист благотворительного фонда «Сбера» «Вклад в будущее» и учитель литературы Алексей Стехов:

«Если в персонализированном обучении именно ученикам предоставляется широкий выбор условий, то в индивидуализированном обучении педагог сам определяет условия с учётом особенностей детей. Важно, кто всё-таки совершает выбор».

Похожую трактовку приводит доцент Омского государственного педагогического университета Наталья Савина в статье о методологических основах персонализации образования: в индивидуализации образования главная роль принадлежит преподавателю, а в персонализированном обучении важны активность, самостоятельность и инициативность учащегося.

В англоязычных исследованиях термин «индивидуализация» используется реже. Но разделение по смыслу сохраняется. Например, исследователь и разработчик образовательных решений (в частности, автор инструмента «Personalisation by Pieces») Дэн Бакли выделяет два вида персонализации:

  • персонализация для ученика (или индивидуализированное обучение), когда индивидуальный образовательный маршрут учащемуся предлагает учитель;
  • персонализация самим учеником, или обучение, в центре которого ученик, когда сам учащийся делает обоснованный выбор и реализует свой потенциал.

Кстати, в одном ряду с персонализацией и индивидуализацией иногда ставят ещё один термин. Если преподаватель формирует программу занятий не для учащегося индивидуально, а для групп учеников (например, с разным уровнем владения иностранным языком), говорят о дифференциации образования.

Какие условия необходимы для массовой персонализации образования

На конференции «Сбера» «Больше чем обучение: новые приоритеты в меняющемся мире» председатель правления банка Герман Греф пошутил: современной персонализации образования в России далеко до няни Пушкина. Арина Родионовна знала всё об интересах и потребностях воспитанника, а у большинства современных детей такого внимания педагогов нет. Ни воспитатель в детском саду, ни учитель с тридцатью учениками в классе не могут построить индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребёнка. Для этого они просто недостаточно хорошо знают учеников (не говоря уже о нехватке времени).

Фото: Герман Греф / «СберУниверситет»

Но там, где не хватает человеческих возможностей, уже помогают технологии. Цифровые системы уже стали одним из условий персонализации. Например, адаптивные системы могут менять темп обучения, предлагать задания разной сложности или менять порядок изучения тем в зависимости от того, как конкретный учащийся продвигается по курсу.

Однако пока такие системы довольно сложны для внедрения и не универсальны. Как считает руководительница направления прикладных образовательных проектов Центра компетенций НТИ по направлению «Технологии хранения и анализа больших данных» на базе МГУ имени М. В. Ломоносова Инга Николаева, к полноценной персонализации образования на основе искусственного интеллекта сфера ещё не подошла. Возможно, глубокие перемены станут заметны через пять-семь лет.

К тому же адаптивное обучение — это скорее индивидуализация, чем персонализация. Такие системы подразумевают, что общее для всех учащихся содержание курса подгоняют под возможности и предпочтения каждого. Но могут ли технологии сделать обучение по-настоящему персонализированным?

Похоже, что только ими здесь не обойтись — важнее организационные и педагогические изменения. Например, вот лишь несколько отличий персонализированной модели обучения в школе от традиционной, названных в методическом пособии фонда «Вклад в будущее»:

  • учебные цели ученик ставит для себя сам — при помощи учителя;
  • ученик находится в центре системы образования и проявляет в обучении инициативу;
  • содержание образования структурировано по «большим идеям», а не по отдельным темам;
  • параллельно с предметными навыками формируются гибкие.

То есть персонализация образования требует новых педагогических подходов. Проблема в том, что на их разработку и внедрение далеко не везде есть ресурсы.

Персонализация образования в школе

В части российских школ внедряют отечественные цифровые платформы для персонализированного и адаптивного обучения — «СберКласс», «ЯКласс», «Яндекс.Учебник» и другие.

Но исследования показывают, что это капля в море школьного обучения. В масштабах страны цифровые технологии активнее проникают в управление школами, чем на уроки. Если дети и используют компьютеры вне информатики, то выполняют за ними традиционные задачи: найти информацию, прочитать текст или посмотреть видео. О масштабном внедрении персонализированного подхода за счёт технологий говорить пока не приходится.

Что касается персонализации, которая не ограничивается цифрой, а перестраивает всю образовательную модель школы, то пока это удел наиболее ресурсных школ, особенно частных.

Например, в «Хорошколе» в 2018/2019 учебном году внедрили разработанную в США модель персонализированного компетентностного обучения PCBL (Personalized Competency-Based Learning). В новой модели школа отказалась от традиционного оценивания, предоставила ученикам возможность учиться в собственном темпе, изменила форматы уроков.

Персонализацией обучения в старших классах за счёт предметных групп и классов по выбору известна также университетская гимназия «Универс» в Красноярске, где в старшей школе фактически нет общего расписания. Индивидуальные учебные планы старшеклассники формируют и в Лицее НИУ ВШЭ. Они выбирают не только учебные предметы, но и глубину их освоения, формат обучения, содержание и продолжительность курса.

Фото: GaudiLab / Shutterstock

Эксперты считают, впрочем, что основу для персонализации образования создаёт не организационная форма школы, а культура взаимодействия в ней. Проще говоря, все участники учебного процесса должны быть мотивированы применять персонализацию.

Персонализация высшего образования

Основным трендом персонализации в вузах стали индивидуальные образовательные траектории (ИОТ). Российские эксперты относят к ним разные варианты модернизации вузовских программ, но основным стал подход, реализованный, например, в Тюменском государственном университете.

При этом в программе направления подготовки выделяют обязательные для профессионала данного профиля дисциплины («ядро»). Их осваивают все студенты, а остальную часть расписания каждый формирует сам. К «ядру» добавляют дополнительные специализации, факультативы «для общего развития» и так далее.

Эксперты считают, что при учёбе в таком формате студенты более мотивированы, так как выбирают курсы самостоятельно и до определённого момента могут сменить направление подготовки. К тому же ИОТ позволяют более гибко настраивать содержание образования: добавлять новые модули в интересах компаний-партнёров, при необходимости готовить междисциплинарных специалистов.

Персонализация дополнительного профессионального образования

Спрос на персонализацию — общемировой тренд, как отметила на прошлогодней конференции EdCrunch старший директор Coursera Дженни Дример. И именно в онлайн-обучении, например, по профессиям, технологии искусственного интеллекта и сбора больших данных позволяют провайдерам курсов кастомизировать образовательный путь студента.

Фото: NDAB Creativity / Shutterstock

Но, как и в традиционном образовании, далеко не всё в персонализации в EdTech определяется технологиями. Главная роль принадлежит скорее педдизайнерам. Например, разработчики онлайн-курсов по профессиям выстраивают программы обучения вокруг целей обучающихся, учитывают в проектировании курсов особенности аудитории — от географического положения до проблем состояния здоровья.

Как и программы высшего образования, онлайн-обучение профессиям можно адаптировать под исходный уровень знаний слушателя и дать возможность выбирать те или иные элементы обучения. Вот пример реализации такого подхода.

Преимущества и недостатки персонализированного образования

О плюсах персонализации образования в вузах и в ДПО мы уже упоминали — если учащиеся сами определяют параметры и направления своего обучения, то они дольше сохраняют мотивацию и чаще достигают своих целей.

Александр и Мария Сафоновы отмечают, что в школах персонализированное обучение тоже улучшает мотивацию учащихся и облегчает достижение образовательных результатов. К тому же персонализация формирует навыки саморегуляции и чувство ответственности за своё будущее, что лучше соответствует современному состоянию рынка труда.

Но с другой стороны, многие плюсы персонализации легко превращаются в минусы в «переходный период». Например, говорится в той же статье Сафоновых, педагоги умеют работать в массовой школе, все их методы настроены на работу с единым классом. Резкая смена подхода вызывает у учителей скорее спад мотивации, чем воодушевление, и ученикам это тоже передаётся.

Другое распространённое возражение — дороговизна персонализированного обучения. И дело не только в стоимости современных цифровых платформ. На технологии не переложишь все учебные задачи, а чем сильнее разнятся образовательные маршруты учащихся, тем сложнее преподавателям поддерживать всех. Это справедливо для всех уровней образования. Например, в ТюмГУ внедрение ИОТ стало ключевой причиной для создания отдельного тьюторского центра.

И наконец, последствием работы в персонализированном подходе может стать углубление образовательного неравенства. В современной ситуации выбор траектории обучения зачастую определяется не способностями и интересами обучающегося, а социально-экономическим положением его семьи. И персонализация может поддержать это разделение — проще говоря, стать удовольствием для избранных.

А ещё цифровая персонализация может способствовать формированию «информационных пузырей» точно так же, как это происходит в социальных сетях, таргетированной рекламе, поисковой выдаче. Проще говоря, если вам рекомендуют варианты только из того, что вам ранее нравилось, или похожего на это, то вы лишаетесь возможности попробовать себя в совершенно новой сфере, о которой не знаете. Именно поэтому цифровые решения в области адаптивного и персонализированного обучения должны опираться на педагогический опыт и исследования, а не просто предлагать ученику то, что он хочет видеть.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована