Вверх тормашками: что такое перевёрнутое обучение
Новые технологии поменяли местами уроки и домашние задания, трансформировали роль учителя и требуют большего от учеников.
Катя Павловская для Skillbox
Из этой статьи вы узнаете:
- что такое таксономия Блума и как перевёрнутое обучение изменило её;
- почему меняется роль учебного пространства, а учитель перестаёт быть в центре внимания;
- как перевёрнутое обучение превратило школу отстающих в лидирующую;
- за что критикуют этот подход;
- сложно ли организовать перевёрнутый урок.
Что такое перевёрнутое обучение
Если объяснить упрощённо и образно, то перевёрнутое обучение — это когда классную работу ученики делают дома, а домашнюю — в классе. Чтобы познакомить с темой, ученикам дают материалы для самостоятельного изучения (видеолекции), а занятия с преподавателем служат для обсуждения темы, о которой учащиеся уже кое-что узнали, и для проверки того, насколько хорошо они этот материал поняли.
Формальное определение звучит так: перевёрнутое обучение — это педагогический подход, при котором ученики самостоятельно осваивают теорию, а на уроках создаётся групповая динамичная, интерактивная среда, где обучающиеся под присмотром учителя творчески применяют изученную теорию на практике.
Согласно знаменитой таксономии Блума, в основе обучения лежат запоминание новой информации и её понимание. На более высоких уровнях образовательного процесса ученики применяют изученную информацию на практике и создают новые идеи на основе полученного опыта. При традиционном подходе уроки обычно посвящены именно первым этапам обучения — запоминанию и пониманию.
Но времени на объяснение новой информации у преподавателя часто очень мало. К тому же, как отмечает биолог и педагог Джон Медина, для объяснения какой-либо идеи у учителя в любом случае есть не больше десять минут: после этого внимание слушающих переключится на что-то другое. Перевёрнутое обучение решает эту задачу и позволяет ученикам самим конструировать новые знания дома и в комфортном темпе, а на занятиях с преподавателем обсуждать и применять их.
Кто изобрёл этот подход
Пионерами перевёрнутого обучения считают педагогов Джонатана Бергмана и Аарона Сэмса из американского штата Колорадо. В начале 2000-х годов Бергман и Сэмс преподавали химию старшеклассникам небольшой сельской школы. Некоторые ученики частенько пропускали занятия из-за спортивных соревнований, популярных в провинциальной Америке. Чтобы они не отставали от остальных, Бергман и Сэмс решили делать видеозаписи своих лекций.
Так школьники могли осваивать новый материал дома, и эта самостоятельность пришлась им по душе. Тогда Бергман и Сэмс решили записывать на видео все свои лекции. Ученики просматривали их перед занятиями, а в классе обсуждали, насколько правильно поняли тему, проводили эксперименты, в рамках которых проверяли свои знания, и получали обратную связь от преподавателей.
Бергман и Сэмс отмечают, что были вовсе не первыми, кому в голову пришла идея поменять местами домашнюю и классную работу. В 2000 году увидела свет научная публикация «Перевернуть класс» преподавателя маркетинга из Университета Майами Гленна Платта и его коллег. В ней, похоже, впервые была озвучена идея отказаться от уроков в традиционном формате в пользу видеозаписей. Но лишь после успеха Бергмана и Сэмса этот метод стал быстро набирать популярность: только с 2012-го по 2014-й год число учителей — участников сообщества Flipped Learning Network, посвящённого перевёрнутому обучению, выросло
с 2 500 до 20 тысяч человек.
На чём основано перевёрнутое обучение
Основные материалы по исследованиям и применению этого метода представлены на сайте Flipped Learning Network — главного международного сообщества, которое занимается вопросами перевёрнутого обучения. В частности, там опубликованы подробные руководства на английском языке о том, как воплотить этот подход в классе. А в 2014 году лидеры сообщества сформулировали четыре основных принципа перевёрнутого обучения.
1. Гибкая среда
Перевёрнутое обучение подразумевает гибкость. Это касается и учебного пространства, и сроков сдачи работ, и оценки успехов. Даже классы преподаватели часто физически перестраивают под нужды урока. Характер работы тоже влияет на обустройство помещения: например, учитель может преобразить пространство, чтобы ученикам было комфортнее работать в группе.
2. Культура обучения
Перевёрнутое обучение культивирует в учениках стремление заниматься самообразованием и активно вовлекает их в процесс конструирования знаний. Акцент, в отличие от обычного образовательного процесса, делается не на учителе, а на учащихся, ведь новые знания они приобретают самостоятельно.
В класс школьники приходят уже подготовленными, это позволяет им глубже погружаться в тему. Задача учителя — придумывать для них активности, а самому занимать роль наблюдателя. Создавать разнообразные и доступные для всех занятия позволяет сбор обратной связи от учеников и анализ происходящего на уроке.
3. Продуманный материал
В перевёрнутом обучении материал становится основой учебного процесса. Он должен быть доступным и ценным для учеников. Педагог должен подбирать его так, чтобы ученики могли освоить новые знания собственными силами. Обычно такой контент представлен в видеоформате, но это может быть и список учебной литературы.
4. Учитель-профессионал
Хотя кажется, что учитель вроде бы отходит в перевёрнутом обучении на второй план, на самом деле его роль становится ещё значительнее. Во время уроков преподаватель постоянно наблюдает за учениками, комментирует и оценивает их работу. Он всегда приходит на помощь, когда ученики нуждаются в этом, умеет работать в условиях контролируемого хаоса, стремится к взаимодействию с коллегами, принимает конструктивную критику и постоянно совершенствует свою преподавательскую практику.
Что думают учёные о пользе этого подхода
Состоятельность перевёрнутого обучения научно доказана. Уже к 2017 году накопилось больше 130 рецензируемых статей об успешном применении этого подхода на разных уровнях: от начальной школы до послевузовского образования.
Пример из практики
Американская средняя школа Клинтондейла в 2010 году была одной из самых отстающих в штате Мичиган. Тогда учителя решили прибегнуть к перевёрнутому обучению. Результаты впечатляли:
- всего за год число не сдавших экзамен по английскому языку снизилось с 52% до 19%, по математике — с 44% до 13%, а по естествознанию — с 41% до 19%;
- доля выпускников, поступивших в университеты, увеличилась с 63% до 80%.
В 2012 году в рамках Flipped Learning Network провели опрос, участие в котором приняли 453 учителя, о результатах перевёрнутого обучения в их практике:
- 67% респондентов сообщили, что благодаря этому методу ученики стали лучше справляться с тестами;
- 80% педагогов заметили, что отношение школьников к учёбе изменилось в лучшую сторону;
- 99% признались, что собираются применять перевёрнутое обучение в новом году.
Исследования продолжаются и по сей день. Так, по словам преподавателя математики и автора книги о перевёрнутом обучении Роберта Талберта, он всего за одно утро получил уведомления о трёх исследованиях этого подхода, пока писал о нём статью для Educause.
Какие минусы у перевёрнутого обучения
Представители Университета штата Айдахо в Бойсе выделяют два основных недостатка этого учебного подхода. Во-первых, преподавателю придётся тратить больше времени на подготовку к урокам: и готовить материалы для самостоятельной работы учеников, и планировать ход дискуссий при очных встречах. Во-вторых, вполне возможно, что слабо мотивированные ученики просто не будут заниматься самостоятельной работой и придут на уроки неподготовленными.
Среди других недостатков этого типа обучения отмечают отсутствие мгновенной обратной связи: ведь только на обсуждении ученик сможет проверить, правильно ли он понял материал. Не говоря уже о том, у школьников может попросту не быть компьютера с быстрым интернетом или необходимой техники для просмотра материалов к уроку.
Как применить подход на практике
Простую инструкцию из шести шагов предлагает Университет штата Мичиган.
1. Подготовьте план
Определите, какую часть урока вы хотите «перевернуть» (перевести на самостоятельное изучение). Продумайте примерные цели урока и подготовьте его план.
2. Сделайте видеозапись
Запишите лекцию или теоретический материал урока на видео. Упомяните всё то важное, что озвучили бы на обычном занятии. Но прибегать к видео стоит только в тех случаях, когда это будет уместным и послужит образовательным целям не хуже, чем традиционный урок.
3. Поделитесь материалом
Отправьте видео ученикам. Чётко донесите до них, что вся информация из видео будет обсуждаться на следующем уроке.
4. Обсудите материал
На очередном уроке поговорите с учениками о просмотренном ими материале и помогите им углубить знания по изучаемой теме.
5. Используйте групповые активности
Поделите класс на группы и дайте им задания, например: сочинить стихотворение, придумать пьесу или снять видео на тему урока. Это самый эффективный способ применить и обсудить предложенный им материал.
6. Снова соберите учеников
Попросите участников каждой команды поделиться результатами своей работы с другими группами. Задавайте вопросы и вместе углубляйтесь в предмет.
Когда каждый шаг выполнен, нужно проанализировать произошедшее, исправить то, что требует корректировок, и с учётом первого опыта повторить шаги заново. Кстати, в этом процессе могут быть полезны и другие практики, например, перекрёстное обучение — в этом случае ученики объясняют изученные концепции друг другу. Кроме того, перевёрнутое обучение можно совместить с проблемно-ориентированным, когда уроки посвящены решению проблем реальной жизни.
Разработать собственное «перевёрнутое» занятие поможет подробная инструкция Университета Нью-Йорка, где приводятся полезные практические советы. Например, её авторы предлагают дополнительно мотивировать учеников подготовиться к уроку: задать им открытые вопросы по изучаемой теме до встречи в классе (чтобы они пришли уже с самостоятельно найденными ответами) или попросить подготовить к предстоящему уроку презентацию. Поиск примеров, которые станут иллюстрациями к изучаемой теории, тоже может подтолкнуть школьников к самостоятельной работе.
Кроме того, в инструкции можно найти информацию по активностям, которые помогут включить учеников в работу, на это предлагается отвести десять минут занятия. Так, педагог может узнать, насколько успешно ученики справились с самостоятельной работой, чтобы определить повторяющиеся вопросы и пробелы в знаниях. Другой вариант — провести опрос по темам, которые ученики разбирали дома, с оценкой или без неё, это поможет настроиться на работу в классе. В руководстве также есть полезные лайфхаки по выбору подходящих форматов для самостоятельного изучения, преподавательские стратегии и варианты оценки знаний.
Читайте также: