Что такое мобильное обучение и насколько оно эффективно
Когда-то на него возлагали большие надежды, но оправдались они далеко не полностью.
Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media
Из этой статьи вы узнаете:
- что именно принято называть мобильным обучением;
- как и когда зародилась концепция мобильного обучения (нет, вовсе не с появлением смартфонов, а гораздо раньше);
- почему обучение с помощью мобильных девайсов не прижилось в школах и вузах, но популярно в дополнительном образовании и корпоративных университетах;
- почему сложно оценить, насколько эффективно мобильное обучение по сравнению с традиционными методами;
- когда обучение с помощью гаджетов полезно, а когда лучше выбрать иной подход.
Что представляет из себя мобильное обучение
С 2000-х годов в литературе можно найти много определений мобильного обучения. Чаще всего они отражают возможности той технологии, которая была самой актуальной некоторое время, и в условиях стремительной цифровой эволюции быстро устаревают. Поэтому остановимся на трактовке, которая описывает саму суть мобильного обучения, не углубляясь в технические детали.
Так, мобильным называется обучение с использованием мобильных устройств, что позволяет учиться в любом месте и в любое время — пользоваться учебными ресурсами, создавать контент, взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса. Это определение сформулировала организация ЮНЕСКО в документе UNESCO policy guidelines for mobile learning, опубликованном в 2013 году.
Стоит уточнить, что, хотя разновидностей мобильных устройств сейчас очень много (от ноутбуков до смарт-часов), в контексте мобильного обучения чаще всего рассматриваются смартфоны — самые распространённые в мире гаджеты. Кроме того, в обучении широко используются планшеты — портативные компьютеры с сенсорными экранами.
Тут важно заметить двойственность самого понятия «мобильности» в обучении. С одной стороны, оно означает, что учащийся физически не привязан к учебной аудитории. Обучение может происходить где угодно — дома, в кафе или в транспорте, то есть становится дистанционным.
С другой стороны, мобильное обучение может подразумевать не мобильность самого учащегося, а сам факт, что для учёбы он использует возможности портативных устройств. Поэтому, когда школьный урок, вузовский семинар или очный тренинг включает в себя применение приложений на смартфоне или планшете (например, для поиска дополнительной информации, выполнения упражнений, прохождения теста), это тоже мобильное обучение, только не дистанционное, а смешанное.
Правда, такое понимание устоялось не сразу. Когда мобильное обучение только начинало развиваться, некоторые исследователи включали в это понятие любое обучение, которое происходит вне определённого учебного пространства, даже если мобильные девайсы при этом не используются. То есть мобильным обучением могло считаться чтение письменных конспектов по пути в университет или языковая практика в заграничном путешествии. Но такой подход в итоге не прижился. И сейчас теоретики и практики обычно сходятся на том, что если обучение подразумевает взаимодействие с другими людьми и контентом с помощью мобильного устройства — это мобильное обучение, независимо от того, где находятся те, кто учит, и те, кто учится.
Как появилось и развивалось мобильное обучение
История мобильного обучения отражает, как развивались технологии и менялось отношение к ним. Назовём несколько важных этапов этого процесса.
Зарождение концепции мобильного обучения
Сама идея мобильного обучения возникла задолго до того, как в нашей жизни появились смартфоны, и даже до производства первых ноутбуков. Американский учёный и инноватор Алан Кей ещё в 1972 году представил концепцию устройства под названием Dynabook (изначально — KiddiComp) — персонального компьютера для детей. Согласно задумке, этот девайс имел дисплей с графическим интерфейсом и клавиатуру, мог работать без подзарядки практически вечно и позволял учиться где угодно. Эффективность такого устройства учёный обосновывал педагогическими теориями — например, ссылался на взгляды Джона Дьюи об «обучении деланием» и когнитивный конструктивизм Жана Пиаже. Однако технологии того времени не позволили реализовать концепцию Dynabook.
Экспериментальное использование КПК в обучении
В 1980-х на Западе появились первые ноутбуки и карманные персональные компьютеры — КПК (англ. PDA, personal digital assistant). Такое устройство, как правило, выполняло функции записной книжки, калькулятора и органайзера с календарём для отслеживания задач и событий. Уже тогда в некоторых западных школах и вузах пробовали использовать первые мобильные устройства в обучении — например, для ведения конспектов.
А в 1990-х случился один из самых значимых технологических прорывов — обычным пользователям стал доступен интернет. Новые поколения КПК стали оснащаться веб-браузерами и Wi-Fi-модулями, научились проигрывать медиафайлы. С их помощью уже можно было, например, вести email-переписку и читать электронные книги.
По сравнению с ноутбуками, карманные компьютеры гораздо меньше и легче, дешевле и проще в освоении. Поэтому именно они первыми относительно широко распространились в образовании — в первую очередь в развитых странах, где электронные новинки были вполне доступны. Применение КПК в образовании также стало предметом обсуждений и научных исследований в Европе и США начала 2000-х. Например, возможности карманных гаджетов обсуждались на конференции-воркшопе MLearn, которую провёл в 2002 году Бирмингемский университет — она стала первым подобным мероприятием (и кстати, ежегодно проводится до сих пор).
Повсеместное распространение смартфонов
Как раз в начале 2000-х появилась и начала внедряться мобильная связь третьего поколения — 3G. Если до этого технологии позволяли передавать по телефону только голос и короткие сообщения, то теперь пользователи могли обмениваться фотографиями, аудио- и видеофайлами, посещать веб-сайты и переписываться по электронной почте. То есть общаться и обмениваться данными через интернет стало можно не только в стационарных точках доступа, но и по мобильной связи. Благодаря этому мобильные телефоны превратились в смартфоны — многофункциональные устройства с полноценной операционной системой. Смартфоны постепенно вытеснили КПК без модуля сотовой связи и распространились повсеместно.
Как пишет Анна Авраменко в статье «Методика применения мобильных технологий в преподавании иностранных языков: этапы развития и современные тенденции», с 2005 года исследователи переключили фокус внимания с КПК на смартфоны и их возможности в обучении. По словам автора, на этом этапе педагогическое сообщество признало мобильное обучение как новую модель преподавания, а также стало изучать его в техническом, методическом и социальном аспектах. Так, в этом году стартовала международная конференция Mobile Learning, которая с тех пор ежегодно проходит в Европе.
Читайте также:
В 2013 году ЮНЕСКО опубликовала «Рекомендации по политике в области мобильного обучения», где призвала обратить внимание на преимущества, которые мобильные устройства могут дать сфере образования. Например, обеспечивать равный доступ к образованию, персонализировать обучение, формировать сообщества, поддерживать связь между формальным и неформальным обучением, повышать качество коммуникации. В том же документе упоминаются проекты разных стран по обеспечению школ планшетами, переводу обычных учебников в электронный формат, использованию гаджетов в перевёрнутом и смешанном обучении. Однако уже тогда организация призывала к безопасному, разумному и ответственному использованию технологий в образовании.
Для современных мобильных девайсов разрабатываются тысячи приложений, предназначенных для обучения — как формального, так и неформального. Они дают возможность быстро создавать контент, добавлять в занятия интерактивность, вовлекать учащихся, индивидуализировать учебный процесс, использовать технологии вроде дополненной реальности. Но насколько на практике распространено мобильное обучение?
Мобильное обучение в формальном образовании
Несмотря на отдельные проекты по внедрению мобильных технологий в школьное и вузовское образование, в этом сегменте они пока не прижились — за исключением некоторых самых технологически развитых стран. Тому есть несколько причин.
Первая группа таких барьеров — технологическая. Для эффективного мобильного обучения нужно стабильное подключение к интернету, что доступно далеко не везде и не всегда. Проблема может быть и в самих мобильных устройствах. У смартфонов маленькие экраны, с которых неудобно читать (поэтому, например, в российских школах мобильные телефоны запрещено использовать в учебном процессе требованиями СанПиН). Планшеты для этой цели подходят лучше, но они стоят дороже, есть далеко не у всех учащихся, и не каждая школа может закупить такие устройства.
Кроме того, важную роль играют цифровые компетенции учителя или преподавателя, а также его отношение к технологиям в обучении. Как показал мониторинг образования, проведённый НИУ ВШЭ, педагоги чаще всего применяют самые базовые цифровые инструменты, которые воспроизводят привычные аналоговые (условно, электронные учебники вместо печатных). Свою роль играют и предубеждения против цифры — так, в опросе ВШЭ 18,4% педагогов ответили, что не видят никакой пользы в технологиях для обучения.
И конечно, большое значение имеют цифровые навыки самих учащихся и их готовность использовать мобильные устройства для учёбы, а не только для общения и развлечения. Про современных школьников и студентов говорят, что они выросли с гаджетами в руках. Но, как оказалось, далеко не все они умеют, например, искать в интернете нужную информацию. В то же время типичным становится фаббинг, когда студенты на занятиях практически не отрываются от смартфонов, листая там новостную ленту соцсетей и игнорируя преподавателя.
Читайте также:
В школах эту проблему нередко решают радикально — запретом мобильников. По подсчётам ЮНЕСКО, опубликованным в докладе 2023 года «Технологии в образовании: на чьих условиях?», каждая четвёртая страна в мире уже ввела подобный запрет. Также в документе упоминаются исследования из Бельгии, Испании и Великобритании, показывающие, что запрет мобильных телефонов в школе повышает успеваемость учеников. И в целом этот доклад фокусируется уже не на возможностях, которые технологии дают образованию, а на ошибках и проблемах, возникающих при их внедрении:
«Активное использование мобильных технологий может поставить под угрозу человеческие взаимоотношения и привести к возрастанию уровня стресса или ощущению перегрузки. Повсеместное использование мобильных устройств может пагубно отразиться на частной жизни и чувстве личной безопасности. Мобильное обучение требует финансовых вложений и подготовки учителей. С педагогической точки зрения, образование может быть скомпрометировано и свестись к самообразованию и философии „пастбища“ (поверхностного собирания случайных фактов), когда глубина понимания предмета больше не ценится».
Мобильное обучение в дополнительном образовании
Но есть сегменты образования, в которых мобильное обучение процветает. Во-первых, это самообразование — люди, которые хотят освоить новый навык или подтянуть владение иностранным языком, часто учатся с помощью мобильных устройств. Как показывает статистика рынка образовательных приложений, в мировом топе как раз находятся языковые сервисы Duolingo, Babbel и Lingokids, а также платформа онлайн-курсов Udemy.
Как правило, такие приложения для мобильного обучения разбивают контент на небольшие порции (чтобы одно учебное занятие занимало не больше 5–10 минут), так что учиться можно буквально на ходу. Этот тренд получил название микрообучения. Кроме того, широко используются интерактивные задания и инструменты геймификации — например, баллы за активность в приложении, таблицы лидеров и другие соревновательные и игровые механики.
Также в образовательном сегменте очень популярны приложения-репетиторы и различные «решебники» для школьников и их родителей. Например, Photomath объясняет ученикам, как решаются математические примеры и уравнения, а Brainly помогает с домашкой и по другим предметам.
В российских топах образовательных приложений в App Store и Google Play можно увидеть ту же тенденцию — большинство из них предназначены для дополнительного образования детей и взрослых.
Мобильное обучение в корпоративной среде
Также мобильные технологии активно используют разные компании во внутреннем обучении своих сотрудников. Это объясняется несколькими причинами.
Во-первых, обучение становится более гибким. В отличие от очных учебных занятий, мобильное обучение (как и в целом дистанционное) не требует физического присутствия сотрудников в определённом месте в назначенное время. Это облегчает организацию обучения и помогает развивать распределённые команды. При этом сотруднику не нужен стационарный компьютер или ноутбук, чтобы учиться — достаточно смартфона, который всегда под рукой. Поэтому мобильное обучение распространено в индустриях, где значительная часть персонала находится не в офисах — например, в гостинично-ресторанном бизнесе, в розничной торговле, на производстве. Популярны, например, массовые учебные программы и тренинги в виде чат-ботов, которые помогают сотрудникам тренировать софт-скиллы или изучать информацию о продуктах и услугах своей компании.
Во-вторых, можно соединить мобильное обучение с упомянутым выше микрообучением — а это тоже очень актуальный тренд в корпоративной среде, ведь здесь нужно обучить людей, у которых в течение рабочего дня очень мало времени на учёбу, и учатся они зачастую в буквальном смысле на бегу. Контент подаётся небольшими порциями, акцент делается на закреплении изученного через повторения и практические задания. Также разработчики таких курсов стараются сокращать разрыв между «знаю» и «делаю». Например, после того как сотрудник проходит учебный курс, прямо на рабочем месте он всегда может заглянуть в короткую инструкцию или чек-лист с напоминаниями, чтобы использовать приобретённые навыки и знания на практике.
Стоит уточнить, что, хотя микроформаты нередко применяются именно в мобильном обучении, это всё-таки не одно и то же явление под разными названиями. Контент в микрообучении не всегда распространяется и потребляется именно с помощью гаджетов. Например, это может быть видеоролик, который учащийся смотрит на большом экране компьютера, или вообще бумажная инструкция. В свою очередь, мобильное обучение не всегда состоит из мини-лекций и прочих маленьких фрагментов контента. Просмотр долгих видеолекций, чтение электронных книг, прослушивание образовательных подкастов на смартфоне может занимать отнюдь не малое количество времени. Правда, эффективность объёмного учебного контента на мобильных устройствах сомнительна (подробнее об этом — в следующих подразделах статьи).
И в-третьих, мобильное обучение хорошо сочетается с современной концепцией L&D, в центре которой — непрерывное обучение, активная роль учащегося и взаимообмен знаниями и опытом. Мобильные технологии делают учебный контент доступным в любое время и в любом месте, а значит, у сотрудника больше возможностей контролировать свой образовательный процесс. Кроме того, они упрощают коммуникацию и самостоятельное создание контента. Например, сотрудник, чувствующий себя экспертом в какой-то теме, может без особого труда записать собственный образовательный видеоролик на смартфоне и поделиться им в корпоративных соцсетях.
Насколько эффективно мобильное обучение
В докладе «Технологии в образовании: на чьих условиях?» ЮНЕСКО называет несколько причин, почему доказать эффективность или неэффективность тех или иных технологий в образовании очень сложно.
Чтобы точно оценить влияние определённого вмешательства в обучение, требуются долгосрочные исследования. А технологии устаревают слишком быстро, и полученные данные становятся неактуальными. К тому же современные образовательные приложения — зачастую сложные и многофункциональные продукты. Поэтому трудно выявить и измерить, какие именно из их функций и характеристик влияют на процесс обучения и каким образом.
Кроме того, ЮНЕСКО указывает на влияние компаний-производителей цифровых продуктов. Некоторые из них финансируют собственные исследования эффективности. И ради своих коммерческих интересов такие компании нередко отбирают и публикуют только те данные, которые демонстрируют пользу их приложений и сервисов.
К тому же важную роль играет контекст применения технологии — если в каком-то случае инструмент принёс пользу, это ещё не означает, что этот результат удастся воспроизвести в других условиях. Впрочем, это относится к любому методу и средству обучения.
В каких случаях мобильное обучение окажется полезным
В каких условиях и с какими целями применение мобильных устройств будет полезно в обучении? Во-первых, для коммуникации и коллаборации. Эти гаджеты создавались для того, чтобы люди могли быстро и удобно связываться друг с другом, и в обучении эффективная коммуникация не менее важна, чем в других сферах жизни. Современные приложения также дают инструменты для совместной деятельности, которые особенно полезны, когда участники находятся далеко друг от друга. Например, можно организовать работу над учебным групповым проектом с помощью трекера задач, и каждый член команды сможет в своём смартфоне отслеживать этапы работы, мгновенно обновлять статусы, давать и получать фидбэк.
Во-вторых, приложения могут стать неплохим подспорьем для повторения материала и отработки навыков, но не как замена традиционных методов обучения, а как их дополнение. К таким продуктам относятся цифровые флэш-карточки, а также приложения с упражнениями и заданиями. ЮНЕСКО называет успешные кейсы, когда с помощью подобных продуктов младшеклассники учились решать математические примеры и в итоге улучшили свои результаты. В эту же категорию обычно попадают приложения для изучения иностранных языков. Как отмечают авторы доклада «Технологии в образовании: на чьих условиях?», неплохо изучен, например, Quizlet — с его помощью школьники из Кореи и студенты из Японии и Саудовской Аравии улучшили словарный запас.
Такой вариант использования приложений поддерживает и Кирилл Прудников, руководитель программ педагогических практик Skillbox. Так, актуальная сейчас модель дизайна обучения 4С/ID состоит из четырёх компонентов: задачи, которую должен решить или выполнить учащийся, поддерживающей информации (знаний, которые нужно усвоить), процедурной информации (инструкций и подсказок) и частичной практики (отработки навыков, необходимых для решения задачи). И если обучение предполагает, что какие-то аспекты учебных задач важно довести до автоматизма, то приложения, в которых можно практиковаться в любое время, могут стать удобным тренажёром. В этом случае цифра не подменяет собой образовательную программу, а становится частью среды обучения. Подробнее о модели 4С/ID можно прочитать в книге «Десять шагов комплексного обучения» Йеруна ван Мариенбора и Пола Киршнера, которая недавно вышла на русском языке при поддержке Skillbox.
Также Кирилл подчёркивает, что любое использование технологий в образовании должно быть осмысленным: тем, кто учит, важно понимать, для чего именно они применяют цифровой продукт. В пример он приводит некогда очень популярное среди учителей приложение Kahoot! с играми, викторинами и опросами. Они могут помочь педагогу вовлечь детей в занятие, но, по опыту Кирилла, эффект довольно кратковременный — ученикам такие активности быстро приедаются. А педагоги нередко использовали приложение не с конкретной образовательной целью, а «просто так», то есть технология применялась ради самой технологии.
Ещё одна подходящая для использования мобильных гаджетов образовательная цель — это информирование. Как подчёркивает генеральный директор eLearning Center и автор телеграм-канала «Живое обучение» Елена Тихомирова, информирование не стоит путать с обучением. В первом случае от учащегося не требуется глубокого погружения в материал, ему достаточно что-то узнать и принять к сведению. А вот обучение с точки зрения когнитивных процессов требует полного внимания. Чтобы разобраться в теме, нужно отложить другие дела и сосредоточиться, например, на чтении главы из учебника или прослушивании лекции. Смартфон для этого просто не предназначен — читать длинные тексты на нём сложно из-за маленького экрана, при просмотре видео неудобно вести заметки на том же устройстве, к тому же есть большой риск отвлечься на уведомления из соцсетей или мессенджеров.
Об этом же рассказала и Анастасия Микляева, профессор кафедры общей и социальной психологии, заместитель директора по научной работе Института психологии РГПУ им. А. И. Герцена. По её словам, исследование учебной мотивации студентов и их удовлетворённости обучением во время локдауна показало, что в онлайн-обучении эти показатели ниже, чем в очном. Причём сильнее всего мотивация и удовлетворённость снизились у ребят, которые учились с помощью смартфона, а не ноутбука или компьютера. Поэтому, считает Анастасия, важно учитывать, что разные устройства предназначены для разных целей. Мобильные телефоны удобны, чтобы найти информацию и ознакомиться с ней «на ходу». А вот чтобы глубоко погрузиться в тему, усвоить и запомнить материал, лучше подойдёт не карманный девайс, а ноутбук или компьютер.
Чтобы определить, в каких случаях нужно именно глубокое обучение, а в каких достаточно информирования, Елена Тихомирова предлагает ориентироваться на объём и содержательную глубину учебного контента. Например, курьеру службы доставки нужно уметь пользоваться приложением, в котором он управляет заказами, вежливо общаться с клиентами и знать, как себя вести в конфликтных ситуациях. И обучение на мобильном устройстве подойдёт ему как нельзя лучше. Другое дело, если речь, скажем, о курсе по управлению рисками для руководителей производственной компании. В нём будет много материала, который нельзя сократить или убрать, не потеряв в содержательности. В курс могут входить объёмные таблицы и схемы, которые просто неудобно изучать на маленьком экране. К тому же такой контент нужно не только принять к сведению, но и осмыслить. Поэтому, считает Елена, хотя технически упаковать такой курс для мобильных, конечно, можно, но работать для обучения он не будет.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!