Образование
#статьи

Что представляет собой практика извлечения (retrieval practice) для запоминания нового

В англоязычных статьях про исследования памяти и учебные стратегии упоминается термин retrieval practice. Объясняем, что это такое и как работает.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Запоминание новой информации — один из центральных вопросов для педагогов и исследователей в области когнитивистики. Они стремятся найти способ, который помог бы запоминать информацию надолго, и исследуют феномен кривой забывания.

Суть практики извлечения (на английском — retrieval practice) заключается в том, что для лучшего запоминания новой информации надо периодически извлекать её из памяти. Например, если перед уроком преподаватель предложит ученикам самим вспомнить всё, что они узнали на прошлом занятии (а не скажет просто: «Напомню, я вам рассказывал на прошлом занятии, что…»), это будет практикой извлечения.

Разберёмся, что об этой практике известно науке и педагогам.

Что такое практика извлечения

Английский глагол retrieve означает «восстанавливать», «извлекать», «находить», «возвращать». В контексте обучения он подразумевает поиск и извлечение нужной информации из памяти, её восстановление в памяти. Но речь идёт не о механическом повторении, когда просто заново читаешь или слушаешь ту же информацию, а о самостоятельном припоминании.

Так что retrieval practice можно перевести и как «практику извлечения», и как «практику восстановления». Методолог Михаил Осипов предложил вариант перевода «поисковая практика». Можно встретить и вариант вольного смыслового перевода «обучение с усиленным тестированием» — он подчёркивает, что применяется такая практика для обучения (запоминания), однако здесь важно помнить, что извлекается информация из памяти не всегда через тестирование в привычном понимании этого слова.

Исследовательница в области когнитивных наук, написавшая книгу «Сильное обучение: раскройте возможности науки обучения» («Powerful Teaching: Unleash the Science of Learning»), основательница центра и сайта с базой знаний, посвящённых retrieval practice, доктор Пуджа Агарвал акцентирует внимание на важной проблеме: часто преподаватели озабочены тем, чтобы вложить знания в головы учащихся, но не думают о том, как ученики будут извлекать эти знания и пользоваться ими. Доктор Агарвал сравнивает академическое обучение с изучением иностранных языков или игрой на музыкальном инструменте, где практические занятия становятся ключевым аспектом обучения. Retrieval practice — это и есть практика для запоминания.

Исследовательница подчёркивает: мы привыкли считать, что основное обучение происходит в момент получения информации — когда ученик перечитывает, записывает, переписывает материал, делает заметки. Однако, ссылаясь на исследования, которые доктор Агарвал приводит в своей книге, значительная часть обучения происходит, когда учащиеся извлекают информацию: вспоминают факты, обсуждают их друг с другом, проходят квизы и тесты.

Пуджа Агарвал
Фото: Retrieval practice

Например, если прямо сейчас вы попытаетесь вспомнить, какие страны затрагивала Столетняя война или сколько лет было шекспировскому Гамлету, вы будете практиковать извлечение. И, по мнению доктора Агарвал, усилите эффективность своего обучения.

Как работает практика извлечения

Суть retrieval practice сформулирована в самом термине — слово «практика» намекает на некую работу с новой информацией ради её извлечения из памяти. Приверженцы метода призывают относиться к любому обучению не просто как к процессу ведения конспекта или заметок, а как к навыку, который нужно тренировать.

Чтобы понять, в чём смысл практики извлечения, нужно немного разобраться в том, как устроено запоминание новой информации.

Наука говорит, что в долговременной памяти информация остаётся за счёт появления новых связей между нейронами мозга и их «укрепления». Сам механизм запоминания можно очень условно описать так: когда мозг сохраняет новую информацию в условном «хранилище памяти», создаются новые нейронные связи, а когда человек обращается к этой информации, то есть извлекает её из хранилища, он каждый раз активирует эти новые нейронные связи, тем самым укрепляя их. Подробнее об этом можно прочитать в нашем материале.

Хотя мы упоминали выше русскоязычный термин «обучение с усиленным тестированием», извлечение необязательно должно происходить именно с помощью тестов (хотя и они вполне подойдут, если их правильно организовать).

Вот, например, какие ещё инструменты извлечения можно использовать:

  • «Две вещи». Суть в том, что преподаватель просит учеников вспомнить две любые вещи (факта, правила) с прошлого урока.
  • «Разгрузка памяти». Этот способ означает, что нужно выписать всё, что удаётся вспомнить с предыдущего занятия. Ничего страшного, если мысли при этом будут неструктурированными и непоследовательными.
  • Подсказки. В этом случае вспомнить материал помогают отдельные заметки или фрагменты информации. Некоторые учителя ради этого разрешают пользоваться шпаргалками на уроках или контрольных при определённых условиях: например, чтобы шпаргалка была маленькой и обязательно была написана от руки. Метод можно использовать и в другом контексте, когда учитель может «навести» ученика на правильный ответ подсказкой.
  • Карточки. Они пользуются достаточно большой популярностью среди преподавателей иностранных языков. Суть практики заключается в том, чтобы, например, видеть на карточке слово на иностранном или родном языке, попытаться вспомнить перевод, а затем проверить себя. С помощью карточек можно тренировать запоминание слов, дат, имён и даже произведений искусства.
  • Викторины могут стать более интерактивным вариантом тестирования, когда ученики соревнуются между собой, а учитель может наблюдать, какие темы требуют разбора и повторения.
  • «Думай-обсуждай-делись» — по сути, это ответ на вопрос учителя, но психологически более комфортный для учеников, чем когда их просто поднимают по одному. Этот подход предполагает, что ученики разбиваются на пары и сначала быстро обсуждают вопрос учителя между собой, а потом отвечают учителю.

Что о практике извлечения говорит современная наука

Авторы проведённого в 2017 году метаанализа 118 исследований с участием более 15 тысяч человек, убедились, что практика извлечения оказалась более эффективной, чем обычное механическое повторение (на английском его называют restudy). По данным этого метаанализа, так называемые гибридные тесты (например, тест с множественным выбором или «вопросы с подсказкой») наиболее полезны для практики извлечения. Авторы метаанализа обращались к работам, в которых участвовали учащиеся разных возрастов, и пришли к выводу, что практика извлечения больше всего помогает ученикам средних школ.

Фото: puhhha / Shutterstock

В обзоре 2019 года исследователи изучили 67 статей о практике извлечения и отобрали из них для финального анализа 23 — только те работы, которые проходили «в поле», то есть в реальной образовательной среде, а не в лабораториях, и рассматривали различные виды тестов в качестве инструментов работы с практикой извлечения. В этих исследованиях тоже принимали участие учащихся разных возрастов — от младших школьников до студентов медицинских вузов. Учёные пришли к выводу, что практика извлечения полезна для повышения успеваемости учащихся.

Авторы метаанализа 2021 года изучили уже 222 независимых исследования, в которых в общей сложности приняли участие более 48 тысяч студентов.

Исследователи пришли к нескольким выводам:

  • Практика извлечения улучшает долговременное запоминание. В первую очередь это касается запоминания фактов, а также последующего решения новых задач с помощью «трансфера знаний», то есть процесса, который помогает адаптировать знакомый метод решения задачи под новую область знаний.
  • Практика извлечения эффективна для учащихся разных возрастов: от детсадовцев до студентов вузов. Практика продемонстрировала эффективность в 18 учебных дисциплинах, которые рассматривали исследователи.

В обзоре 2022 года авторы привели примеры конкретных методов практики извлечения в исследованиях, которые проводились в разных возрастных группах и для разных областей знаний. Методы включали в себя тесты с множественными ответами (когда нужно выбрать правильный), тесты с подсказкой, открытые вопросы, тесты на узнавание и многие другие. Авторы обзора также пришли к выводу об эффективности практики извлечения для усвоения и запоминания информации за счёт укрепления нейронных связей, ассоциированных с той или иной информацией.

Какие ограничения есть у практики извлечения

Как и любая учебная стратегия или методика, практика извлечения имеет и свои минусы или как минимум ограничения.

Например, британский педагог и магистр нейронаук, автор просветительского проекта для учителей о работе мозга, автор блога «Обучение и мозг» (Learning and the Brain) Эндрю Уотсон предупреждает, что практика извлечения может привести к забыванию той информации, которую человек меньше «извлекал» или повторял. Проще говоря, если вы учите десять новых слов и для запоминания пяти из них используете практику извлечения, вы запомните их лучше. Но одновременно с этим пять остальных слов вы скорее забудете, потому что не практиковались с ними. И это «забывание» будет сильнее, чем если бы вы не использовали практику извлечения вообще. Эндрю также ссылается на исследование, в котором учеников попробовали предупредить о таком «побочном эффекте», чтобы они уделяли внимание повторению всего изученного материала, а не только отдельных его частей. К сожалению, это не помогло.

Кроме того, практика извлечения хорошо работает для учебного материала, который надо просто запомнить: фактов, правил, дат, иностранных слов и терминов, определений, формул. А вот, скажем, в решение математических задач, сформулированных в текстовой форме, она не помогает. Правда, есть данные и о том, что практика извлечения всё же шире, чем просто запоминание фактов: вторично она помогает и в решении задач. Вероятно, благодаря тому, что не только помогает закрепить знания, но и может способствовать их осмыслению (организации и интеграции с уже имеющимися знаниями) и использованию на практике.

Как внедрить практику извлечения в обучение

Разберёмся, какие рекомендации дают учёные для применения разных методов практики извлечения.

Квизы и тесты

Эндрю Уотсон в своём материале задаётся вопросом, стоит ли ставить оценки за тесты, если эти тесты проводят ради того, чтобы учащиеся потренировались во вспоминании (то есть извлечении) информации. Он ссылается на исследование, авторы которого показали, что студенты, в течение обучения проходившие тесты без оценивания, сдали итоговый экзамен лучше тех, кто такие тесты не проходил.

Одной из тем этого исследования была тревожность при прохождении тестов, и тесты без оценивания были выбраны, чтобы снизить тревожность учащихся. Эндрю подчёркивает, что эта работа свидетельствует: такие тесты не увеличивают уровень стресса у студентов, а значит, их стоит использовать для повторения материала.

Домашние задания

В исследовании 2020 года учёные пытались понять, помогают ли домашние задания студентам лучше справляться с экзаменационным материалом. Авторы оценили академическую успеваемость 2433 студентов, проходивших 12 различных курсов в колледже за период в 11 лет. Оказалось, что процент студентов, которым выполнение домашних заданий не помогло быть успешными на экзамене, повысился с 14% в 2008 году до 55% в 2017-м. Тогда авторы задались закономерным вопросом: почему это произошло?

Выяснилось, что дело было в способе выполнения домашних заданий. Чем больше студенты в заданиях опирались на «подсматривание» и копировали информацию откуда-то, тем меньше пользы приносили им эти задания для запоминания материала. А студенты, которые придерживались практики извлечения, то есть во время выполнения заданий пытались «достать» информацию из памяти, получали полезный эффект и лучше справились с экзаменом.

Чтобы учащиеся выполняли задания по-настоящему, преподавателям стоит объяснять смысл и пользу практики извлечения. И, конечно, разрабатывать такие задания, которые стимулируют применять её.

Прочие задания в классе

Упомянутая в начале этой статьи Пуджа Агарвал даёт конкретные советы, как преподавателям внедрять практику извлечения в свои занятия.

  • Применять инструменты практики извлечения в начале или в конце урока. Исследовательница предлагает практиковать метод «Две вещи» или «Разгрузка памяти» в начале или в конце занятия, чтобы вовлечь учеников в процесс извлечения информации из памяти. Важно не оценивать ответы, чтобы показать ученикам, что это стратегия обучения, а не задание для оценки (тогда они не будут бояться ошибиться).
  • Находить время для составляющей «думать» в стратегии «Думай-обсуждай-делись». Проще говоря, когда вы задаёте учащимся вопрос на вспоминание новой информации, надо предоставлять им больше времени на то, чтобы они могли сосредоточиться. Пуджа Агарвал обращает внимание на то, что без этой составляющей не получится применить стратегии «Думай-обсуждай-делись» с пользой для учеников и не стоит пренебрегать временем на обдумывание задания или вопросы перед обсуждением.

А вот хороший нескучный приём, который доктор Агарвал предлагает для групповых занятий. Он называется «Что-то оставьте, что-то добавьте». На него потребуется около 30 минут, и он подойдёт как школьникам, так и взрослым студентам.

Фото: Drazen Zigic / Shutterstock

Такую работу тоже важно не оценивать (это общий принцип практики извлечения) и дать понять, что выполняется такое задание ради лучшего запоминания. Вот что нужно сделать:

  • Раздайте каждому ученику по листу чистой бумаги.
  • Попросите учеников как-то обозначить свой лист, не подписывая работу (она останется анонимной). Например, можно нарисовать какой-то символ или животное. Это как раз для гарантии, что оценок за это задание не будет, но при этом каждый сможет найти свою работу.
  • Попросите учеников вспомнить и записать одну идею или концепцию, которую они узнали на уроке (это нужно делать самостоятельно, ни с кем не советуясь). Должно получиться не менее одного полного предложения.
  • Соберите работы, а потом раздайте их в случайном порядке, чтобы каждый получил чужую работу. Объясните, что они уже «оставили» что-то, записав то, что сами запомнили, а теперь, получив лист своего одноклассника (однокурсника), надо что-то добавить к тому, что там уже записано. То есть нужно вспомнить и записать что-то ещё из пройденного материала. Важно, чтобы все работали в тишине, не переговариваясь друг с другом.
  • Проведите несколько таких раундов, после чего предложите каждому найти свой исходный листок.
  • Проведите обсуждение: попросите учеников порефлексировать о записях, которые они видят в своём листе. Например, назвать самые интересные идеи, которые записали туда другие.
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована