Образование EdTech
#подборки

Что посмотреть и послушать об образовании: подборка за январь-2025

И кое-что интересное из того, что вышло ещё в 2024-м.

Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media

Как новичку в сфере обучения создать свой курс

Кто: методолог Александра Горева-Куртышева.

Где: в подкасте Александры Митрошиной «Матерь бложья» (видеоверсия доступна на YouTube).

Про что: как понять, когда пора создавать свой курс, и как это сделать.

Это не просто выпуск подкаста, а целая лекция с инструкциями. Ведущая и гостья последовательно отвечают на вопросы экспертов, которые хотели бы заниматься обучением (или инфобизнесом): нужно ли учиться преподавать, возможно ли уйти от практики в своей профессии в преподавание и не растерять актуальные знания и бывает ли «не та» аудитория.

Александра Горева-Куртышева советует начинать любой курс с «чистки полок» — отработки скрытых возражений аудитории, которая позволит участникам курса понять, какие их представления устарели, а какие вообще не обоснованы. Ещё одна рекомендация — заниматься бесплатными консультациями перед тем, как начать платный курс. Кроме старта курса, обсуждаются также варианты масштабирования — например, через клубы и сообщества из бывших учеников.

Почему образование по природе своей бесполезно

Кто: Евгений Жаринов, писатель, литературовед, доктор филологических наук, ранее — профессор МГПУ.

Где: в «Интересном подкасте» Влада Аганова.

Про что: почему большинство людей не умеет и не любит читать серьёзную литературу. А ещё — отбивает ли школьная литература любовь к чтению классики или это отговорка, об учителях-чиновниках и учителях настоящих, о «вредительском» ЕГЭ и о том, что такое образование.

Бонус нашей январской подборки: подкаст на околообразовательную тему, вышедший осенью 2024-го. Это был большой разговор о понимании художественной литературы и глубоком чтении, но значительная его часть так или иначе вращалась вокруг темы образования — как образования вообще, так и школьного литературного в частности.

Евгений Жаринов убеждён, что чтению не научишь, потому что это умение сродни музыкальному слуху: он либо есть, либо его нет. Это не «скилл». «Вот дано человеку восприятие и общение с писателем через книгу так, как будто он тебе на ухо что-то шепчет, при этом не он сам шепчет, а его текст, который больше него самого», — поясняет он и добавляет, что людей, у которых такая способность восприятия есть, мало. Но при этом читать всё-таки лучше, чем не читать, потому что любое чтение развивает.

Во время разговора Жаринов не раз возвращался к тому, что нужно разделять понятия «образование» и «скиллы» (навыки): «Образование по природе своей бесполезно. Когда образование подтягивают к полезности, на самом деле те, кто это делают, в своём невежестве не понимают, что они цитируют знаменитый труд Фридриха Ницше „О пользе и вреде истории для жизни“». В результате воспитывается поколение молодых людей, которые с презрением относятся к образованию. А зачем же нужно образование, если не для прикладных навыков? «Образование не сделает вас богатыми, это сделают skills. Образование ставит вас над суетой, поднимает, придаёт вам философское мироощущение, выбивает вас из потока пошлости, заставляет вас задуматься о себе и ответственно относиться к своим детям», — поясняет Евгений Жаринов. И всё это возможно благодаря чтению глубокой литературы.

Правда ли, что хорошие оценки обесценились

Кто: исследователи и преподаватели экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Андрей Марков, Наталия Шагас, Елена Мерекина, Александра Москалёва.

Где: на открытом семинаре Института образования НИУ ВШЭ.

Про что: что такое инфляция оценок и насколько она характерна для российских вузов.

В разных странах заметен рост средних баллов у студентов вузов — похоже, преподаватели чаще стали ставить высокие отметки, а с реальными успехами это мало связано. Исследователи с экономического факультета МГУ на семинаре подчеркнули, что это довольно опасное явление — оно подрывает мотивацию к учению и снижает доверие работодателей к знаниям выпускников. Правда, не все участники дискуссии согласились, что это доказано. Некоторые считают проблему надуманной.

В исследовании по данным экономического факультета МГУ проанализировали, как у одних и тех же студентов менялись оценки от первого курса к последнему и увеличивались ли средние баллы на одних и тех же дисциплинах за последние десять лет. Использовали информацию за 2010–2019 годы — это почти 2,7 тысячи студентов и свыше 50 тысяч оценок. Оказалось, что оценки действительно завышают, особенно в тех случаях, когда итоговая отметка в значительной степени зависит от итоговой работы по дисциплине (то есть у преподавателя мало данных по прогрессу студента до сессии) или от группового проекта, в котором не выделяется вклад каждого студента.

Также на семинаре обсуждалась ситуация с инфляцией оценок в НИУ ВШЭ, которая обострилась в 2019 году — доходило до того, что на повышенную стипендию отбор проходили только студенты со средним баллом 10 (и то не все!). Для решения проблемы обновили методические рекомендации по оцениванию для преподавателей, но завышение оценок всё ещё сохраняется — похоже, с ним нужно бороться постоянно.

Как улучшить обучение инженеров в российских вузах

Кто: директор Передовой инженерной школы (ПИШ) электротранспорта Московского политеха и руководитель образовательной программы «Гоночный инжиниринг» Пабло Итурралде.

Где: в интервью ректору Альметьевского государственного технологического университета (Высшая школа нефти) Александру Дьяконову.

Про что: какой должна быть идеальная подготовка инженеров и как к этому идеалу приблизиться с помощью программы ПИШ.

Ректор Альметьевского ГТУ Александр Дьяконов в конце прошлого года стал ведущим подкаста о подготовке инженеров. Ранее вышли выпуски с Андреем Келлером, руководителем «Социоцентра» (эта подведомственная Минобрнауки организация управляет госпрограммами «Приоритет-2030» и Передовые инженерные школы), и с Алексеем Егоровым из приёмной комиссии МИФИ.

Третий выпуск с Пабло Итурралде особенно интересен тем, что гость живёт в России последние 20 лет, но родом из Эквадора и много работал в других странах. Поэтому он обладает и пониманием реалий российских инженерных школ, и взглядом со стороны.

Пабло Итурралде вспоминает, как ещё во время учёбы в России его удивляло, что примеры знаменитых инженеров прошлого как будто подзабыты, они перестали быть ориентирами для студентов. Впрочем, он считает, что сейчас для успешной подготовки современных инженеров важнее не знакомство с достижениями прошлого, а участие в обучении (например, в проектной деятельности) практиков. А ещё гость и ведущий обсуждают, как учить студентов передовым технологиям, если у компаний-партнёров они не востребованы, и почему качественная преподавательская работа невозможна без снижения административной нагрузки.

Какими должны быть главные цели образования в эпоху ИИ

Кто: заведующий кафедрой психологии личности МГУ, академик РАО Александр Асмолов.

Где: в интервью Олесе Лукашук, первому заместителю руководителя департамента образования и науки города Москвы, на канале МГПУ.

Про что: что мотивирует современных детей учиться и что педагогам и родителям с этим делать.

В этом интервью Александр Асмолов напоминает о базовых принципах возрастной психологии: о роли игры в мотивации учеников началки и о том, почему сложнее всего заинтересовать учёбой подростков. Главную трудность для родителей, да и для учителей, он видит в том, чтобы не навязывать детям своё «правильно» и не отправлять, например, каждого в вуз. Важно признавать, считает академик, разные таланты и виды интеллекта и учитывать, что пути к успеху разнообразнее, чем может казаться по опыту одной семьи, — профессию мечты можно получить и в СПО.

А говоря о том, как всех сегодня бесконечно «пугают» искусственным интеллектом, Александр Асмолов отметил, что в социальных отношениях всегда есть место взаимному удивлению, пространству воображения, которое не складывается из суммы накопленных знаний. С его точки зрения, для человеческого творчества место в будущем останется. Однако перемены ещё раз подчёркивают, насколько важно в системе образования развивать самостоятельность детей и их универсальные, вневременные навыки.

Как разработать урок с применением активного обучения

Кто: эксперты Лаборатории проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ Тарас Пащенко и Александра Михайлова.

Где: на региональном семинаре Института образования.

Про что: как применить методы активного обучения, чтобы сделать школьные уроки интересными.

В этом вебинаре для педагогов две части: в теоретической Тарас Пащенко рассказал, как применить принцип конструктивного согласования для проектирования уроков. Этот подход предполагает, что при задумке занятия преподаватель разрабатывает в связке сразу три составляющие: желаемые образовательные результаты, за счёт каких действий учащиеся могут их достичь и как это применить. Тарас Пащенко показал, как точнее формулировать результаты и продумывать действия на основе таксономии Блума и методики ABCD. А ещё объяснил тонкие различия между активным, исследовательским и проектным обучением.

В практической части Александра Михайлова показала примеры занятий, на которых учащиеся в активной работе осваивали самые разные умения и знания. Одно из заданий для четвёртого класса объединяло уроки литературы и математики: требовалось создать обложку для книги из геометрических фигур, а затем рассчитать площадь получившейся фигуры. А восьмиклассники в школах Камчатки анализировали фотографии природных катастроф на уроках географии, чтобы выявить среди них сгенерированные нейросетями или кадры из фильмов — для этого требуется неплохое понимание реальных климатических и не только явлений.

Почему в Европейской гимназии сохраняют атмосферу «балаганчика»

Кто: директор Европейской гимназии Александра Манукян.

Где: в подкасте «От звонка до звонка».

Про что: как устроена жизнь в известной частной школе.

В этом выпуске Александра Манукян описывает годовой цикл работы Европейской гимназии и делится традициями, которые школе уже удалось создать. Это и особое настроение праздничных мероприятий (например, коллективный «арбузник» 1 сентября и ночёвки в школе для целых классов по их желанию), и индивидуальный подход к развитию учеников. В гимназии только раз в год проводится общее родительское собрание — в начале учебного года, чтобы все родители были в курсе последних событий и ближайших планов. А в течение года вместо совместных заседаний организуют встречи с отдельными семьями, где после каждого учебного модуля обсуждают с учителем и с самим ребёнком его прогресс по предмету и не только. К каждой такой встрече педагоги пишут индивидуальный отчёт об ученике. Самое сложное, признаёт директор, — добиться, чтобы родители эти отчёты читали.

Главную задачу, однако, Александра Манукян видит в том, чтобы не отделять школу от жизни, потому что в ней дети проводят большую часть своей недели. И если это время будет вычтено из жизни, если по восемь и больше часов каждый день ученики только будут ждать, как бы вырваться, то никакие задекларированные ценности гимназии не помогут сохранить любовь к школе. Поэтому в гимназии поддерживают дух «балаганчика» — это место, где можно свободно выбирать занятия, веселиться и общаться и быть самостоятельными, а не послушными.

Как из школьного опыта учителей и выпускников получился документальный спектакль

Кто: режиссёр спектакля «Самый худший класс» Татьяна Павлова.

Где: в подкасте «Вы — самый худший класс!».

Про что: из каких историй родилась любительская постановка о школе.

Названия подкаста и спектакля, о котором идёт речь в этом выпуске, совпали случайно — хотя оба возникли в Екатеринбурге. Ведущая Наталья Буикли обычно приглашает в подкаст действующих педагогов, а режиссёр Татьяна Павлова — бывший учитель.

По её словам, идея постановки зародилась, когда она приняла трудное решение уйти из школы, в которой осталось мало любви и появилось много ненужной бюрократии. Постепенно вокруг неё собралась разношёрстная компания бывших учителей и выпускников школ, каждый из которых хотел поделиться личной историей сложных или счастливых отношений со школой. Из этого и родился автофикшен-спектакль, который играют на разных площадках дважды в год. Содержание тоже нередко меняется, потому что меняются участники или их отношение к материалу.

В подкасте ведущая и гостья обсуждают, чем отличается отношение к школе у нынешних подростков от предыдущих поколений, из-за чего выгорают учителя и что может сделать массовую школу более человечной.

Чего российские семьи ждут от частных школ

Кто: мама двух детей, которые учатся в частной начальной школе во Всеволожске, Елизавета Дубровская.

Где: в подкасте «Школы разные нужны?».

Про что: есть ли выбор частных школ в небольших городах и чем родителей привлекают разные варианты.

Подкаст «Школы разные нужны?» выходит с марта 2024 года, и в нём уже довольно много выпусков для родителей школьников — о разных необычных школах в России и в других странах, а также о детской безопасности и здоровье. Многие выпуски будут интересны и тем, кто работает в образовании, — их гости подробно рассказывают, чем руководствуются при выборе школ для своих детей.

Беседа с Елизаветой Дубровской как раз посвящена этой теме. Оба ребёнка в семье не ходили в детский сад, и родители изначально знали, что отправят их именно в частную школу — приоритетом семьи на этапе начального образования был психологический комфорт детей, поэтому большие классы государственных школ не подходили. И оказалось, что даже во Всеволожске, районном центре в Ленинградской области, есть из чего выбрать.

В основной части выпуска гостья описывает особенности работы выбранной школы — например, фокус на доказательной педагогике. Идея в том, чтобы все принятые в учебном заведении подходы обосновывать результатами научных исследований. Это не было в фокусе родителей при выборе школы, но в итоге стало заметным плюсом. А ещё в этой школе с первого класса изучают финансовую грамотность.

Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована