Образование
#подборки

Что посмотреть и послушать об образовании: подборка мая

Нескучное преподавание литературы, идеи по импортозамещению, а также итоговая дискуссия ММСО о том, каким теперь видится будущее образования.

Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media

Как школе оставаться цифровой под санкциями

Кто: директор частной школы «Снегири» Александр Гулин.

Где: на канале об архитектуре и дизайне современной школы.

Про что: как заменить привычные цифровые сервисы.

В школе «Снегири» 16 разных информационных систем. Инфраструктура «умного» здания работает на оборудовании компании Cisco, для дистанционного преподавания и управления школой используются продукты Microsoft. Есть риск, что уже в ближайшие дни — в июне — львиная доля этих решений превратится в «тыкву». Какие отечественные решения школа внедряет для подстраховки, в интервью EdDesign Mag рассказал директор «Снегирей». Заодно обсудили, как школе обеспечить кибербезопасность, как иностранным учителям продолжить работу в России и каковы перспективы частного образования в новой ситуации.

Что в современном образовании — пережиток прошлого

Кто: заведующий отделом Центра стратегии развития образования МГУ имени М. В. Ломоносова Константин Зискин.

Где: в подкасте онлайн-лектория Teach-In «Сила тока».

Про что: что в современном образовании современно, а что пора поменять.

В подкасте опытный педагог, управленец и исследователь сферы образования Константин Зискин рассуждает о том, какие задачи на самом деле решает школа, почему вузы по-прежнему так популярны и какие элементы в образовании сохраняются просто по инерции. Будущее образования спикер видит в смешанных формах, где есть место и очному обучению, и дистанту. В аудиториях, по мнению Зискина, должны обязательно остаться только лекции. Но не любые:

«Единственный смысл лекций, который я вижу, — зажечь, мотивировать студента к чему-то. Заинтересовать и запроблемировать, чтобы он пошёл и дальше уже начал сам ковыряться. А чтение регулярных курсов лекций — абсолютно бессмысленная практика. Это конвейерный принцип середины XX века, он будет уходить».

Константин Зискин,
заведующий отделом Центра стратегии развития образования МГУ имени М. В. Ломоносова

Может ли развлекательный блог быть образовательным инструментом

Кто: блогер, автор паблика «ксюня, поясни за литру» Ксения Олефиренко.

Где: в подкасте «Обучение между делом».

Про что: как учить литературе через мемы и смешные пересказы.

В свои 21 Ксения Олефиренко ведёт просветительский блог, а ещё преподаёт литературу школьникам. И в постах, и на уроках она показывает книги с неожиданных сторон, чтобы каждый в аудитории мог соотнести приключения авторов и героев классики с собой. В выпуске подкаста — о том, почему разговаривать с учениками на одном языке так важно и почему это не означает, что каждый урок надо напичкать технологиями. Заодно Ксения открывает секреты успешного контента о литературе и делится размышлениями о проблемах, которые возникают, когда ученики приходят на занятия посмотреть на блогера, а не учиться.

Как (не) работает детская профориентация

Кто: руководитель проекта «Атлас новых профессий» Дмитрий Судаков.

Где: в подкасте «Айти и Дети».

Про что: что сегодня делают родители и школы, чтобы помочь детям выбрать профессию, а какие возможности часто упускают.

Дмитрий Судаков считает, что от действующих профориентационных практик, несмотря на их разнообразие, нет толку: выпускники вузов не работают по специальности, студенты бросают учёбу. В попытках найти эффективный рецепт родители обращаются к сомнительным генетическим тестам и даже к астрологам.

Почти в каждом из инструментов профориентации (насчёт астрологии уверенности нет, конечно) содержится, по мнению спикера, что-то полезное. Вопрос в том, с какой целью их применяют. Судаков считает, что главное — развивать у ребёнка стремление к самоопределению и соответствующие навыки. Тогда профориентирующим может стать любой опыт, даже простая прогулка в парке. Помочь развитию нужных навыков родители могут, расширяя представление ребёнка о профессиях и о том, как им учатся, а также через профессиональные пробы. Есть в выпуске идеи профориентации и для школ.

Как в образовании соотносятся фундаментальное и прикладное

Кто: директор физико-математического лицея №239 Максим Пратусевич, серийный технологический предприниматель и инвестор Максим Спиридонов.

Где: на «образовательном рейве» Университета ИТМО ITMO Open Education.

Про что: почему обучение не сводится только к навыкам.

На одном из финальных мероприятий ITMO Open Education гости из далёких друг от друга сфер образования — классический физико-математический лицей и EdTech — отвечали на вопросы первого проректора ИТМО Дарьи Козловой и ведущего Антона Комолова. По записи можно познакомиться с личной позицией экспертов по «вечным» темам:

  • достаточно ли освоить нужные навыки, чтобы быть профессионалом;
  • как объяснить школьнику, где в жизни ему пригодится математика;
  • нужно ли посвящать софт-скиллам отдельные курсы;
  • возможно ли это — раскрыть потенциал каждого ученика;
  • что определяет успех в предпринимательстве — врождённый талант или усилия.

Что дальше?

Кто: директор ММСО Максим Казарновский, главный редактор издательского дома «Первое сентября» Артём Соловейчик, руководитель лаборатории «СберОбразование» Павел Сергоманов, кураторы направлений ММСО.

Где: на Московском международном салоне образования.

Про что: как дальше работать в образовании.

Изначально на ММСО-2022 не планировалось ни одной сессии о том, что происходит в российском образовании с начала боевых действий в Украине. Говорить об этом непросто. Но в последний день салона кураторы программы решили обсудить будущее образования на дискуссии «Что дальше?» в режиме свободного микрофона.

Разговор получился искренним и личным. Глобальных выводов и универсальных советов в нём искать не стоит — каждый просто поделился своими мыслями. Как заметил Павел Сергоманов, любые советы в трудной ситуации основаны на стереотипах, потому что человеку слишком тяжело признать: «Я не знаю, что делать». Но все спикеры сошлись на том, что в кризисные времена, когда всё привычное рушится, остаётся место для человечности и благих дел. Артём Соловейчик подчеркнул, что тем, кто работает с детьми, всегда есть, что преподавать и что делать. Может быть, текущая ситуация — повод пересмотреть главную цель своей работы, сосредоточиться на самом важном:

«Мне кажется, задача образования — счастье ребёнка. Бог с ними, с оценками, бог с ним, с ЕГЭ. В каждый момент ты думаешь: это прибавляет счастье ребёнка или убавляет? Идея, что потом скажет спасибо, не работает. „Потом“ может исчезнуть в одночасье».

Научитесь: Методист образовательных программ Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована