Образование EdTech
#подборки

Что посмотреть и послушать об образовании и EdTech — сентябрь-2024

В подборку вошли рекомендации преподавателей вузов для коллег, история появления «Фоксфорда», а также интервью о японских вузах и системе Монтессори.

Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media

Правда ли, что монтессори-сады воспитывают «тепличных» детей?

Кто: монтессори-педагог и сооснователь детского сада в Тбилиси Ксения Лаврова.

Где: в подкасте «От звонка до звонка».

Про что: об основных принципах монтессори-педагогики.

В этом выпуске гостья отвечает на вопросы ведущих о том, что отличает монтессори-сады и школы, какие правила обязательно соблюдаются в этом подходе, а что может варьироваться. Обсуждается, в частности, как в такой системе разрешаются конфликты, как педагоги справляются с трудным поведением детей, как распознают и учитывают сензитивные периоды в их развитии.

А ещё Ксения Лаврова убеждённо говорит о том, что система Монтессори на самом деле не благодушная фантазия, оторванная от жизни. С её точки зрения, этот педагогический подход направлен на то, чтобы как можно более полно знакомить детей с реальным миром и учить взаимодействию с ним.

Как и зачем в МТС открывают бесплатные образовательные проекты для подростков

Кто: руководитель центра социальных и благотворительных программ МТС Ольга Юркова.

Где: в подкасте компании «Лабмедиа» «Обучение между делом».

Про что: об онлайн-школе веб-дизайна для детей и других инициативах компании.

В этом выпуске Ольга Юркова рассказывает об общем замысле обучающих проектов МТС для подростков. По её словам, на прямую профориентацию и «выращивание» будущих сотрудников такие инициативы не рассчитаны: для этих целей есть курсы, стажировки и конкурсы для студентов вузов. Направленность школьных проектов скорее просветительская и отчасти маркетинговая: подростки — не только потенциальные айтишники и дизайнеры, но и пользователи разнообразных цифровых технологий, с которыми компания их и знакомит.

Помимо общей идеи, гостья отвечает на вопросы ведущих о процессе разработки таких массовых курсов: как строятся предварительные исследования, сколько времени уходит на подготовку контента и кто проверяет домашние работы тысяч школьников со всей страны.

Какие новые решения на базе ИИ нужны образованию

Кто: генеральный директор компании «Кеды профессора» Константин Егошин.

Где: на вебинаре Университета правительства Москвы.

Про что: какие цифровые решения лежат в основе современных образовательных сервисов и что добавится к ним в ближайшие годы.

В начале интервью Константин Егошин, компания которого разрабатывает IT-системы в основном для госзаказчиков, в том числе для вузов, рассказывает, как образовательные учреждения кастомизируют систему управления обучением (LMS) Moodle и какие форматы контента в неё встраиваются.

Ещё одна тема — варианты применения искусственного интеллекта (ИИ) в образовании. Константин перечисляет самые обсуждаемые варианты, большинство из которых уже существуют как минимум в виде прототипов, и объясняет, в чём именно может заключаться их роль в обучении. Это разнообразные ИИ-ассистенты для студентов и преподавателей, системы адаптации контента и прокторинга, устройства для пропуска студентов в аудитории, ИИ-тьюторы для оценки знаний в диалоговом режиме по тому, насколько учащийся использует лексику из семантического ядра курса, и так далее.

Кстати, в компании «Кеды профессора» начинают разработку системы для прогноза успеваемости студентов. Напомним, ранее о таком инструменте сообщали в МГПУ.

Можно ли научить студентов учиться?

Кто: методолог, разработчик образовательных программ Ирина Юрочкина.

Где: на канале «Университетской библиотеки онлайн».

Про что: о преподавательских приёмах, которые помогут студентам учиться.

На этом вебинаре эксперт предлагает преподавателям вспомнить, что они тоже когда-то были студентами — судя по тому, что остались в академии, довольно успешными, — и поделиться со студентами своими подходами к учёбе. Главный рецепт, который предлагает Ирина Юрочкина, заключается в том, чтобы перевести и коммуникацию с учащимися, и образовательные программы в целом от установки «Мы вас научим» к другой: «Вы сможете научиться».

В основном приёмы, упомянутые на вебинаре, кажутся достаточно очевидными, но, отмечает эксперт, на практике их редко кто применяет, потому что кажется, что в вузе студенты уже должны уметь учиться. Например, Ирина Юрочкина советует рекомендовать учащимся метод помидора (технику тайм-менеджмента, при которой короткие периоды сосредоточенной работы чередуются с мини-перерывами) и сразу планировать их домашние задания в таком формате. А ещё — больше рассказывать, что в учёбе требуется со стороны студентов, как бы заключая с ними учебный контракт.

Чем отличаются университеты Японии от западных и российских

Кто: историк, преподаватель Александр Мещеряков.

Где: в подкасте «Лига Айвы».

Про что: об опыте работы в японских вузах.

Этот выпуск — небольшое интервью с экспертом, который на протяжении многих десятилетий возвращался в разные университеты Японии для обучения, исследований и преподавательской работы. Александр Мещеряков кратко рассказывает об истории японской системы образования и описывает общие впечатления от кампусов японских университетов и работы в них.

Например, с его точки зрения, всемирная тенденция на узкую научную специализацию в Японии выражается особенно сильно: можно встретить исследователя, который, скажем, знает всё об одном периоде деятельности исторического персонажа, но вообще не интересуется событиями других лет его жизни. Поэтому эксперт, кстати, не советует начинать учёбу в Японии, если в будущем есть цель работать и в других странах. А ещё из подкаста можно узнать, есть ли в японских кампусах сады камней, насколько вежливы японские студенты и почему император не выступает в университетах с лекциями.

Какие преподавательские практики стоит попробовать в новом учебном году

Кто: преподаватели вузов из Ростова-на-Дону Кира Дружинина и Александр Зайцев.

Где: в подкасте «Преподы года».

Про что: об игровых, цифровых и других необычных подходах к преподаванию.

В этом выпуске гости и ведущие обсуждают интересные форматы, которые они использовали в работе со студентами разных курсов и специальностей годами или освоили недавно. И для будущих программистов, и для филологов одинаково полезными оказываются театрализованные практики, дебаты в разных форматах, работа в командах. А ещё бывает полезно сыграть в «Подземелья и драконы» прямо во время пары. Главное, напоминают участники подкаста, чтобы всё это не оставалось развлечением ради развлечения — очень важна рефлексия в конце практики или на следующем занятии, чтобы студенты продумали и озвучили свои выводы.

В конце выпуска обсуждение переключается на цифровое взаимодействие со студентами и то, как студенты работают с ИИ сейчас, а какую культуру работы с нейросетями хотелось бы сформировать. У участников разное отношение к инструментам на основе ИИ, но некоторые из них успешно применяют чат-боты на основе генеративных нейросетей в преподавательской работе — например, научив студентов писать промпты, фактически заменяют чат-ботами стандартные методические рекомендации по курсу.

Как учатся взрослые и почему незнание иногда полезнее знания

Кто: генеральный директор компании eLearning center и эксперт по обучению взрослых Елена Тихомирова.

Где: в подкасте «Что они скажут».

Про что: как Елена стала специалистом по обучению и что важно знать, работая в этой сфере.

В этом выпуске три основные темы. Сначала Елена Тихомирова рассказывает, как случай привёл её в педагогический дизайн, и рассуждает о том, как вообще возникает любовь к своему делу — бывает ли это любовь с первого взгляда?

Во второй части речь идёт о базовых принципах, живучих мифах и опасных трендах в обучении взрослых. Например, Елена уверена, что взрослый человек в принципе не может учиться много, и культура «курсоголизма» не только токсична, но и бесполезна. А ещё гостья и ведущая обсуждают, почему именно сфера образования так легко усваивает и распространяет мифы из организационной психологии, нейронаук и других областей знания — от учебных стилей до 8-секундного окна внимания.

Заключительная часть — о смелости признаваться в том, что чего-то не знаешь, о том, какую роль играет чувство уязвимости в обучении взрослых, и преимуществах, которые несут эти сложные переживания.

Как появился «Фоксфорд» и какими проектами сейчас занят его основатель

Кто: генеральный директор «Цифриума» и основатель онлайн-школы «Фоксфорд» Алексей Половинкин.

Где: в интервью Михаилу Мордасову на канале EduMakers.

Про что: о пути в образовательном бизнесе и текущих проектах.

В этом интервью Алексей Половинкин рассказывает, как от работы в IT и преподавания в МФТИ пришёл к запуску первого образовательного проекта — школы «100ЕГЭ», которая позднее трансформировалась в «Фоксфорд», как сам относится к онлайн-образованию и в чём видит главные проблемы традиционных школ и вузов. Сейчас он руководит компанией «Цифриум», которая разрабатывает цифровой образовательный контент для государственных школ, а с этого учебного года запускает собственную домашнюю онлайн-школу.

Из интервью можно узнать, что Алексей Половинкин окончательно вышел из бизнеса «Фоксфорда» лишь в этом году, а ещё — что «Цифриум» взял в управление частную школу, созданную (и чуть было не закрытую) компанией-застройщиком «Самолёт», и планирует развивать офлайн-направление.

Какие рекомендации дают инфобизнесменам эксперты с выставки EdTech Expo

Кто: руководители EdTech-компаний и эксперты в сфере инфобизнеса.

Где: в трансляциях «Инфокаста» с первого и со второго дней EdTech Expo.

Про что: о разных механиках привлечения аудитории и о ситуации на рынке инфобизнеса.

В сентябре в «Сколково» состоялась отраслевая выставка в нише онлайн-образования EdTech Expo. В течение двух дней канал «Инфокаст» вёл с площадки трансляцию, и кроме записей со стендов выставки в неё вошли интервью с рядом экспертов и руководителей компаний. Вот ссылки на некоторые из них:

  • Директор журнала «Хайлайты» Анастасия Кириченко рассказывает о своём издании, а также о том, как инфобизнесу использовать социальную сеть «ВКонтакте». По её наблюдениям, аудитория там более активная, чем в Telegram, но в создании контента есть свои нюансы.
  • Руководитель PuzzleBrain Артём Захаров объясняет механизм работы маркетплейса — или библиотеки — курсов на своей платформе.
  • Операционный директор GetCourse Максим Василевич оценивает рост рынка инфобизнеса и раскрывает, как школы справляются с замедлением YouTube.
  • Руководитель GoDigital Сурен Альбертян рассказывает о том, какие проекты успешно привлекают трафик из Telegram.
  • Продюсер и эксперт по клиентскому сервису Оксана Аксёненко даёт советы по тому, как формировать путь клиента в инфобизнесе.
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована