Образование Корп. обучение EdTech
#подборки

Что посмотреть и послушать об образовании — август-2024

Подкасты о развитии EdTech-рынка, новых трендах в инфобизнесе и о том, как учиться самим учителям.

Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media

Почему EdTech не растёт теми же темпами, что раньше

Кто: сооснователь «Фоксфорда» и «Нетологии» Максим Спиридонов.

Где: на канале Александра Горного о стартапах и инвестициях.

Про что: кризис образовательного рынка и текущие проекты Максима в других сферах.

Первая половина этого интервью посвящена истории EdTech-проектов Максима Спиридонова и его взглядам на то, почему замедлился рост всей сферы. С его точки зрения, прогнозы будущего EdTech-рынка строились на данных о «ранних последователях» — тех, кто был особенно сильно заинтересован в онлайн-образовании и готов учиться. По мере расширения рынка стало ясно, что большинство пользователей к этой категории не относятся.

Кроме того, Максим Спиридонов рассказывает, почему не стал после продажи «Нетологии» заниматься онлайн-образованием, а переключился на другие сферы. Успех практически во всех доступных нишах в EdTech, отмечает он, стал зависеть от «лукавства обещаний» (об этом он говорил ещё в 2022 году). В какой бизнес он сам ушёл от этого и в какие проекты инвестировал — слушайте в интервью.

Какие новости накопились в российском EdTech к концу лета

Кто: основатель компании Smart Course предприниматель Михаил Мордасов и основатель рэнкингового агентства SmartRanking Дарья Рыжкова.

Где: на канале EduMakers.

Про что: о трендах и событиях образовательного рынка.

В регулярном подкасте о новостях EdTech-рынка Дарья Рыжкова рассказала о двух летних мероприятиях и о финансовых результатах российских компаний во втором квартале 2024-го. Общие впечатления и у неё, и у Михаила Мордасова таковы, что рынок стабилизируется, фиксируются низкие темпы роста, гиганты закрепляют позиции, и в большинстве ниш уже нет места для новых проектов.

Тем не менее в обсуждении прозвучали идеи для развития — фантастический, по оценке некоторых участников исследований SmartRanking, интерес к курсам по использованию генеративного ИИ, неосвоенное в онлайне направление детского дополнительного образования, возможное появление новых акселераторов для EdTech-проектов.

Как EdTech-компании создают курсы по профессиям

Кто: директор по созданию контента и реального опыта в Skillfactory Анастасия Бучко.

Где: в подкасте «Хантфлоу Инсайт».

Про что: как изменился подход к созданию курсов по профессиям в российском EdTech.

Подкаст будет полезен тем, кто интересуется EdTech-рынком, но пока работает в других направлениях образования: во второй половине выпуска гостья сжато рассказывает, как строится в Skillfactory процесс разработки курсов от исследования до запуска. А тем, кто связан с EdTech теснее, может быть интересно мнение Анастасии о том, ушло ли время нереалистичных обещаний для продуктов сферы, что делать с избытком джунов и какие темы курсов сейчас наиболее актуальны. Ещё гостья выпуска рассуждает о том, почему EdTech — это сфера постоянных изменений и как работать с командами при таких вводных.

Как возник и почему закрылся Refocus

Кто: IT-предприниматель, сооснователь компании Volna, в прошлом — агентства Qmarketing и школ Qmarketing Academy и Refocus Игорь Гурович.

Где: в подкасте «Новый рынок».

Про что: о неудачном опыте запуска EdTech-бизнеса на зарубежном рынке.

Подкаст посвящён бизнес-опыту Игоря Гуровича, который сейчас занят проектом Volna для релокации врачей. Самая интересная часть для профессионалов из EdTech — история платформы для обучения профессиям Refocus, одного из самых заметных стартапов 2022-го. Компания работала на Филиппинах и в Индонезии, но из-за проблем с отказами клиентам платформы в кредитах на обучение закрылась осенью 2023-го.

Игорь Гурович выделил несколько ошибок, которые к этому привели. Так, он считает, что Refocus рос слишком агрессивно в убыток вместо того, чтобы начать зарабатывать на маленьком масштабе. В прошлом такой подход у стартапов в разных сферах срабатывал, но в период венчурной зимы он оказался провальным. Кроме того, исследование рынков на первом этапе не было достаточно глубоким. А ещё, по словам Гуровича, сооснователи компании упустили момент, когда бизнес можно было сохранить, кардинально сократив.

Почему современным школьникам могут быть интересны Макаренко и Вигдорова

Кто: учитель литературы Оксана Смирнова.

Где: в подкасте «Литра» проекта «Полка».

Про что: о «Педагогической поэме» Антона Макаренко и трилогии Фриды Вигдоровой «Дорога в жизнь», «Это мой дом» и «Черниговка».

Новый подкаст «Полки», проекта о главных книгах русской литературы, называется «Литра». Его ведущими, как сообщается в соцсетях «Полки», стали пять школьных преподавателей литературы. В каждом выпуске они будут рассказывать о важных для себя книгах, чаще всего не входящих в школьную программу. Один из вышедших эпизодов посвящён романам об учителях: это знаменитая «Педагогическая поэма» Антона Макаренко и трилогия Фриды Вигдоровой о судьбе одного из её учеников, Семёна Калабалина (в книгах — Карабанов).

В выпуске Оксана Смирнова рассказывает, как сама полюбила эти книги и как они, возможно, повлияли на её выбор профессии. А ещё она считает, что именно такие истории могут быть полезны школьникам, совершенно, по её мнению, утратившим чувство истории. Может быть, живые характеры героев Макаренко и Вигдоровой помогут подросткам, которые путают XIX и XX века, начать ориентироваться в эпохе войн и революций.

Как отбирает учеников престижный физико-математический лицей

Кто: директор физико-математического лицея №239 в Санкт-Петербурге Максим Пратусевич.

Где: в подкасте «Пересборка школы» журнала EdDesign Mag.

Про что: где находят и как обучают будущих победителей международных олимпиад школьников.

Большинство выпусков подкаста «Пересборка школы» на тему отбора учеников были посвящены частным школам. А они довольно свободны в организации приёма — например, как правило, собеседуют перед поступлением не столько детей, сколько их родителей.

В физико-математическом лицее №239 ситуация иная, это государственная школа (одна из лучших в России — например, находится на седьмом месте в рейтинге российских школ по конкурентоспособности). Но отбор тоже не ограничивается вступительными испытаниями по предметам. Как рассказывает в выпуске Максим Пратусевич, педагоги лицея всегда стремятся выяснить, какие условия обучения у поступающего были на прежнем месте. И если ребёнок не пользовался всеми возможностями в своей предыдущей школе — например, не ходил в кружки по олимпиадной математике, хотя они были доступны, — возможно, поступление в лицей ему не так уж нужно.

В целом директор лицея убеждён, что система отбора в школу не особенно важна — никакие заранее прописанные критерии не позволят точно определить, будет ребёнок учиться успешно или нет. Система обучения гораздо значимее, и в выпуске Максим Пратусевич коротко рассказывает об основных принципах лицея №239 — например, о жёсткой системе переводных экзаменов и о правилах выставления оценок.

Какой может быть современная частная школа и как она изменится в будущем

Кто: директор Европейской гимназии Александра Манукян.

Где: в подкасте «Эй, Йоу!».

Про что: как меняются школы сейчас и что может случиться в будущем.

Это довольно необычный выпуск: в гостях у подкаста о сникер-культуре (да, о кроссовках!) директор частной школы. Разговор начинается с общей для ведущего и гостьи темы дресс-кода — например, в Европейской гимназии нет формы, но есть короткий список важных запретов.

А ещё в подкасте обсуждают явления и ситуации, которые раньше были приемлемы в общем образовании, но теперь окончательно из него уходят. Например, Александра Манукян считает, что освоение наборов фактических знаний становится всё менее и менее важным. А говоря о будущем, подчёркивает роль метапредметных навыков и интеграции школ в городскую среду, чтобы дети и подростки могли попробовать себя в разных сферах задолго до момента профессионального самоопределения.

Нужны ли инфобизнесу методисты и методологи

Кто: методолог Александра Горева-Куртышева.

Где: в подкасте блогера и автора курсов Саши Митрошиной «Матерь бложья».

Про что: может ли методолог сделать инфопродукты работающими.

В этом выпуске много говорится о личном опыте гостьи в бизнес-тренингах, в онлайн-образовании и не только — например, об участии в программе «Умники и умницы» и поступлении в вуз за компанию с подругой. Разговор собственно про онлайн-образование и инфобизнес начинается с 47-й минуты. Поэтому структурированного рецепта, как инфобизнесмену применять подходы методологов в своих инфопродуктах, в подкасте не найти. Тем не менее, как отметила в своём телеграм-канале менеджер образовательных проектов Саша Осипова, это интервью сигнализирует, что инфобизнесмены заинтересовались методической экспертизой, и, вероятно, методологи станут более востребованными.

А ещё ведущая и гостья обсуждают, можно ли получить пользу от плохого образовательного продукта, достигают ли некачественные курсы прочной популярности и с помощью каких простых метрик стоит отслеживать эффективность обучения. Звучит немало примеров того, как методически продуманные решения помогают на разных этапах разработки и продаж целых курсов и отдельных вебинаров.

Правда ли, что у аудитории инфобизнеса проблемы с критическим мышлением?

Кто: создатель подкаста «Критмышь» Александр Головин.

Где: в подкасте «С другой стороны».

Про что: что на самом деле важно, чтобы мыслить критически.

В каждом выпуске этого подкаста ведущая разбирает с приглашённым экспертом один спорный тезис о маркетинге вообще и инфобизнесе в частности. Тема очередного эпизода — когнитивные ошибки и искажения тех, кто покупает инфопродукты, желая получить «волшебную таблетку» для решения всех проблем.

Гость подкаста Александр Головин считает, что такое мнение о лени и отсутствии критического мышления у потребителей инфопродуктов сильно преувеличено. Многие клиенты инфобизнесменов покупают не «успешный успех», а, например, принадлежность к сообществу. А веру в «волшебные таблетки» в них активно культивируют сами инфобизнесмены, когда строят всю коммуникацию на том, что важные профессиональные или личные секреты успеха можно просто купить.

А ещё Александр рассказывает о том, почему когнитивные искажения — это не ошибки мышления, а его неизбежное свойство, и какие черты личности и поведения помогают мыслить критически. Неожиданно, но одним из главных качеств для развития критического мышления он считает уверенность человека в себе — смелость искать собственные ответы, а не полагаться на готовые.

Как проектировать микрообучение для компаний

Кто: продуктовый директор True Education Марина Войтович.

Где: в подкасте платформы Talent Rocks «Курсы, рок и T&D».

Про что: почему микрообучение — это не формат и как оно создаётся.

Гостья этого подкаста считает главным трендом микрообучения то, что оно перестало быть трендом. Теперь это понятный и востребованный подход, который позволяет проектировать учебные материалы под практические задачи конкретных учащихся. И в корпоративном обучении этот подход особенно полезен. С одной стороны, потому что на короткие видео или тексты сотрудникам проще найти время, чем на часовые лекции. С другой стороны, микроформаты легко ложатся в процесс обучения в ходе работы.

Среди других преимуществ микрообучения Марина Войтович отмечает, что оно лучше задерживает внимание учащихся за счёт дробной структуры контента, а ещё позволяет применять пользовательский контент и мемы. Примеры, плюсы, минусы и подводные камни таких элементов в обучении ищите в подкасте.

Как преподавателю иностранного языка (и не только) выстроить профессиональное развитие

Кто: учителя английского Анна Бойко и Надежда Попова.

Где: в подкасте «Тичер.FM».

Про что: какие возможности учиться новому доступны частному преподавателю и как получать от них реальную пользу.

Ведущие подкаста напоминают друг другу и слушателям, что профессиональное развитие преподавателя — это не только прохождение курсов и сдача экзаменов на очередной сертификат. В выпуске последовательно разбирают пять кругов развития учителя — от индивидуального изучения готовых материалов до выступления на профессиональных конференциях и научных публикаций. И для каждого круга Анна и Надежда делятся своим опытом: как ставить методические цели и достигать их, как упростить внедрение нового в ежедневную практику, оставаться частью профессионального сообщества, даже занимаясь частным преподаванием онлайн. Все советы и примеры основаны на преподавании английского, но многие из них вполне универсальны.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована