Образование
#подборки

Что обсуждали на конференциях об образовании в октябре

Сезон образовательных конференций в разгаре, и после каждой в Сети остаются сотни часов записей. Вот самые, на наш взгляд, интересные дискуссии.

tesla / youtube

Московский международный салон образования

Самым масштабным мероприятием октября в сфере образования стал, конечно, Московский международный салон образования (ММСО). Он проходил 6–8 октября в гибридном формате и по тематикам охватил все уровни образования — от дошкольного до дополнительного профессионального. О некоторых сессиях мы уже рассказали в подробных репортажах (ссылки в конце статьи). Вот ещё несколько ярких дискуссий.

Как современные школьники выбирают профессию

Теме профессионального самоопределения школьников на ММСО был посвящён целый трек мероприятий. Самые интересные дискуссии состоялись здесь:

  • «Границы профориентации: взгляд из кабинета директора школы». Руководители «Новой школы», школы «Мир» (Доброград), Университетской гимназии МГУ и Европейской гимназии рассказали о том, как профориентация встроена в учебный процесс у них. В фокусе обсуждения — поиск баланса между желаниями родителей и интересами детей и разными целями профориентации. Должен ли каждый ученик выбрать к 11-му классу профессию на всю жизнь или самое главное — развитие навыка профориентирования?
  • «Профориентация или профессиональное самоопределение?» В этой сессии участвовали представители компаний и организаций, которые производят образовательные продукты для профориентации. Прозвучали ответы на многие важные вопросы, в том числе на заглавный. Эксперты обсудили, что делать, если подростки совсем не верят, что смогут чего-то добиться в жизни, когда начинать знакомство с миром профессий и как цифровые портфолио могут стать не помощником, а барьером в выборе профессии.
  • «Кто, как и зачем выбирает высшее образование? Опыт ректората». Важный (но всё чаще не финальный) этап в профессиональном самоопределении — поступление в вуз или колледж. В этой дискуссии руководители приёмных комиссий крупных вузов обсудили, чем определяется выбор абитуриентов, как повысить конкурс на непопулярные, но важные для общества и экономики программы и достаточно ли баллов ЕГЭ, чтобы отобрать подходящих студентов. Выяснилось, что главной проблемой высшего образования представители вузов считают… бесплатный доступ к нему.

Как работает гибридная школа

Цифровые форматы в образовании были одной из самых популярных тем на ММСО. Особенно актуальными оказались вопросы организации образования в смешанном формате. Советуем послушать следующие сессии о «гибридах» на школьном уровне:

  • «Гибридная школа как образовательная реальность». Реальная гибридная школа выглядит очень по-разному, и на этой сессии можно увидеть примеры. Это и крупная частная школа, и платформы онлайн-школ целых регионов, и сетевое объединение маленьких сельских школ в одном районе. Некоторые из этих практик стали вынужденным ответом на нехватку учителей и вряд ли пригодятся в более благоприятных условиях. Но о них как минимум интересно узнать.
  • «Новые практики управления гибридной школой». Главный вопрос сессии — изменят ли технологии школу так сильно, как другие сферы жизни, произойдёт ли «уберизация» образования. Молодые директора государственных и частных школ обсудили, что вообще такое гибридная школа, какие проблемы вызвали её к жизни и как цифровые платформы помогают управлять коллективом.
  • «Цифровая трансформация школы: что? как? зачем?». В ходе обсуждения исследователи из Института образования ВШЭ представили результаты мониторинга цифровой трансформации школ: как, по данным повторяющихся опросов, учителя и ученики используют гаджеты и интернет в учебных целях, как оценивают взаимодействие с цифрой. Что стоит за статистикой, на своём опыте объяснили директор и учителя из разных школ.

Чему и как будут учить в школах завтра

Кроме влияния цифровых технологий на управление школой, на ММСО затронули и изменения в самом содержании образования. Перестраивается ли оно вслед за форматом или, может, за научными открытиями? И есть ли в сфере образования какая-то доказательная база, чтобы определить, где нужны изменения? Выбрали три сессии на эти сложные темы. Неслучайно в названии каждой — вопрос:

  • «Может ли цифра изменить содержание школьного образования?» Учителя обсудили, как возможность нагуглить что угодно меняет образование, о чём нужно рассказывать на уроках истории и географии и стоит ли бояться, что ученик никогда не прочитает четвёртый том «Войны и мира».
  • «Что можно доказать в образовании, а что нельзя?» Научный руководитель ВШЭ Ярослав Кузьминов и руководитель образовательных сервисов «Яндекса» Илья Залесский отвечают на вопросы о том, как отслеживание цифрового следа и другие измерения позволяют выделить «узкие горлышки» в учебных программах, с которых у детей начинаются проблемы с пониманием предмета. Главная тема — возможно ли вообще сделать педагогику доказательной в условиях классно-урочной системы.
  • «Как приблизить науку к школе?» Ещё одна сессия, которую модерировал директор школы №1788 Александр Ездов. Педагоги и представители издательств учебной литературы спорили о том, есть ли смысл нагружать школьную программу самой свежей научной информацией и как организовать дополнительное образование школьников, конкурсы и олимпиады для них, чтобы аудитория таких мероприятий не ограничивалась группами одних и тех же отличников.

Конференция ИВО-2021

Следующие рекомендации — с XII Международной российской конференции исследователей высшего образования (конференция ИВО-2021), которая проходила в Высшей школе экономики 14–16 октября. В этом году мероприятие посвящено качеству образования в вузах.

Как измерять и повышать качество высшего образования

Общая тема конференции ИВО лучше всего была раскрыта в выступлениях трёх ключевых спикеров — зарубежных экспертов по высшему образованию:

  • Педро Нуно Тейшейра, директор центра исследований политики высшего образования CIPES и профессор экономики Университета Порту (Португалия), в своём докладе показал разные метрики качества обучения в вузах и объяснил, почему вообще растёт потребность в его оценке. Ключевой вопрос — можно ли угнаться за несколькими метриками сразу или меры по повышению качества в разных областях работы вуза друг другу противоречат.
  • Йерун Ван Мериенбур, профессор обучения и преподавания Университета Маастрихта (Нидерланды), представил практический опыт дизайна образовательных программ в модели 4C/ID и рассказал, как на основе учебной аналитики постоянно улучшать программу. Самые интересные примеры связаны с изучением многоступенчатых диагностических процедур на медицинских программах.
  • Бьёрн Стенсакер, профессор высшего образования и проректор по образованию Университета Осло (Норвегия), поставил в выступлении вопрос о том, что происходит с управленческой структурой университетов и помогает ли сбор большого количества данных о разных сторонах работы вуза оценить реальное качество образования.

Что произошло с качеством образования во время пандемии

Приземлить глобальные выводы зарубежных исследователей на современный российский контекст помогли доклады и сессии о влиянии пандемии на качество образования:

  • На открытии конференции был представлен аналитический доклад «Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию», подготовленный несколькими вузами по поручению Минобрнауки России. Мы уже писали о главных выводах этого исследования.
  • На круглом столе «Образовательная успешность студентов российских университетов в условиях пандемии» исследователи детально обсудили выводы доклада, связанные со студенческим опытом.
  • Методологический семинар «Управление высшим образованием на основе данных» раскрывает новые возможности анализа опыта студентов. Исследователи из Томского государственного и других университетов создают методику, которая позволит предсказывать проблемы в учёбе по открытым публикациям в социальных сетях. На семинаре они рассказали не только о методе, но и о результатах его применения в пандемию.
  • Круглый стол «Качество преподавания в университете: вызовы, попытки измерения и лучшие практики» посвящён тем методам и системам, которые вузы выработали для себя в пандемию. Многие из них — например, новые подходы к разделению преподавательского труда и способы сбора информации о качестве обучения — будут применяться и впредь.

Бонус: заглянуть в «чёрный ящик» исследований образования

Кроме дискуссий по общим для разных вузов темам, на конференции ИВО состоялись и секции с докладами по небольшим исследованиям. Некоторые из выступавших сейчас находятся лишь в самом начале своих изысканий, и доклады позволяют увидеть «лабораторию» гуманитарных исследований изнутри. Рекомендуем три записи с яркими выступлениями:

  • Сессия «Университеты в поисках смыслов» интересна столкновением противоположных взглядов на миссию вуза — как общественного института, который сохраняет культурно-историческое наследие своей страны, и как одной из площадок глобального прогресса.
  • На секции «Академическая профессия» были представлены ещё сырые, но очень актуальные исследования о том, какие факторы влияют на успех преподавателей вузов и насколько ему способствует опыт работы за рубежом.
  • Сессия «Образовательные траектории абитуриентов» посвящена тому, как выпускники школ выбирают университет и как университеты выбирают их. В частности, один из докладов даёт ответ на вопрос, что гарантирует успех в вузе — высокий балл ЕГЭ или победа на предметной олимпиаде.
Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована