Что, если кризис навыков — просто страшилка, как «Великий навозный кризис» в 1894 году?
Мнения экспертов о том, стоит ли немедленно переучивать сотрудников, разделились.
 
 
В феврале 2023 года британские медиа сообщили пугающие новости: 65% лондонских компаний не могут закрыть свои вакансии. Это стало результатом наступающего кризиса навыков на рынке труда.
О дефиците и его последствиях говорят давно. Например, в 2018 году международная компания в сфере управленческого консалтинга Korn Ferry приводила такие данные: к 2030 году 85 млн рабочих мест будут пустовать из-за нехватки нужных специалистов. Тогда эксперты предрекали, что к этому же сроку Россия, как и США, столкнётся с нехваткой до шести миллионов человек, Китай — 12 млн, а Япония, Индонезия и Бразилия — 18 млн.
Это, конечно, не единственный подобный отчёт, но он хорошо иллюстрирует, почему о навыках сегодня так много говорят и почему так важно вкладываться в до- и переобучение сотрудников. И это только «стартовая» статистика: подобных предсказаний много, и все они не радуют: отсутствие нужных скиллов у кандидатов может обернуться грандиозными экономическими потерями.
Но есть ли кризис на самом деле или это просто большая страшилка? Собрали несколько мнений зарубежных экспертов: как тех, кто считает, что кризис уже наступил, так и тех, кто уверен — бояться не нужно.
Мнение первое: кризис уже здесь — и решать проблему нужно сейчас
Футуролог и консультант по бизнес-стратегиям Бернард Марр отмечает в своём блоге LinkedIn (заблокирован на территории РФ), что уже наступающий кризис связан не просто с развитием новых технологий Web 3.0 вроде блокчейна, VR или ИИ, а с тем, что по ним очень мало специалистов.
«Например, по предварительным подсчётам лишь 20 тысяч разработчиков работают в сфере web3 — это ничто по сравнению с объёмом специалистов, работающих в web2. В это же время спрос на навыки web3 огромен», — объясняет он.
Позиция Бернарда схожа с тем, что говорят и другие эксперты: к резкому дефициту навыков приводит стремительное развитие технологий. Речь не только о том, что нужных специалистов не хватает, собственно, для того, чтобы эти технологии развивать, но и о том, что мало кто умеет уже имеющимися технологиями грамотно пользоваться — этому тоже нужно учить.

Так, в отчёте образовательной платформы edX по результатам опроса 800 руководителей (включая CEO) за 2023 год приводятся такие данные: 49% навыков, которые используются сегодня на рабочих местах, потеряют актуальность в 2025 году, а 47% работников к этому просто не готовы. Связано это, конечно, с появлением генеративного искусственного интеллекта и стремительным ростом применения различных рабочих инструментов на его основе.
Предсказуемо, повышение квалификации и постоянное переобучение — сквозная тема в любом разговоре о кризисе навыков. Например, Бернард Марр называет в числе таких навыков программирование, развитие AR- и VR-продуктов, аналитику данных и кибербезопасность. Он уверен, что компаниям необходимо привлекать новые таланты (и развивать HR-бренд), регулярно развивать уже существующие, в том числе и те, которые не относятся к разработке технологий напрямую. Связано это с появлением принципиально новых ролей — например, организаторов виртуальных мероприятий и советников по этике.

В целом советы разных экспертов по поводу сферы обучения и развития персонала схожи и различаются лишь широтой. Так, профессор практики в работе и навыках будущего Международного университета бизнеса (Канада) Джина Дженеру помимо работы с талантами предлагает HR и L&D сконцентрироваться на аналитике данных и новых технологиях для построения таксономий навыков и отслеживания соответствующих потребностей как работников, так и самой компании. Она также предлагает внедрять более гибкие структуры взаимодействия и усиливать горизонтальные связи внутри организаций.
При этом реальный бизнес, судя по всему, ещё не до конца осознал и поверил в существование кризиса и величину угроз, которые он в себе таит. Например, говоря о навыковом подходе к работе, директор HR-практики консалтинговой компании Gartner Джонатан Таба отметил: лишь малая доля компаний реально внедряет новые практики, все остальные, скорее всего, выйдут на этот путь лишь через пять-шесть лет.
Казалось бы, подход странный, особенно с учётом указанных выше прогнозов. Однако некоторые специалисты считают, что не так страшен чёрт, как его малюют, — проще говоря, не стоит бросаться немедленно переобучать всех подряд. Неудивительно, учитывая, что даже внутри самой индустрии корпоративного обучения переход к новым технологиям и форматам идёт черепашьими темпами, например за последние десять лет мало что поменялось, и это на фоне громких разговоров про инновации.
Мнение второе: кризиса на самом деле нет и не будет
В одном из выпусков британского подкаста Lively and Disagreeable о кризисе навыков рассуждали два знаменитых и очень опытных эксперта в сфере L&D — Ник Шеклтон-Джонс и Гай Уоллес. В частности, они обсудили, насколько вообще реальна такая угроза. По мнению Ника Шеклтона-Джонса, бояться, скорее всего, нечего. Эксперт сравнил её с «Великим навозным кризисом» 1894 года: тогда газета Times сообщила, что через 50 лет каждая лондонская улица утонет в отходах лошадиной жизнедеятельности, потому что число городских жителей увеличивается, и количество транспорта в городе тоже растёт, а транспортом тогда выступали только лошади. Но в реальности через 50 лет по улицам ездили автомобили вместо лошадей.
«Будущий кризис навыков немного похож на это, когда все задаются вопросом „Что же мы будем делать?“. Ответ заключается в том, что кризис конского навоза никогда не случился, поскольку мы изобрели машины. И мы изобрели ИИ, поддержку производительности и другие системы — это исключит необходимость навыков для людей. Такое предположение пугает, но в конкурентной борьбе организациям нужно сократить потребность в повышении квалификации людей, потому что в противном случае вы потратите впустую много денег и наймёте слишком много дорогих квалифицированных специалистов», — пояснил Ник.
В пример Ник привёл компанию Uber: она работает только потому, что существуют GPS-системы. Если раньше таксистам приходилось идеально знать городскую карту, а значит, учиться, то теперь в этом нет необходимости — технологии подсказывают, куда нужно ехать.

Идея Ника заключается в том, что нужно не обучать и переобучать (его позиция, кстати, вообще радикальная: он считает, что обучение нужно исключить из рабочих процессов), а в том, чтобы поддерживать производительность полезными для сотрудников способами, в том числе и с помощью ИИ. Да и людей нужно нанимать, может быть, с меньшим набором готовых навыков, но способных к развитию и отличным результатам. Тогда, считает эксперт, ни с каким кризисом в будущем работники не столкнутся.
Отчасти с этой точкой зрения согласен и Гай Уоллес. Он обратил внимание, что «мания навыков», вызванная опасением грядущего кризиса — явление на самом деле не новое и отчасти опасное. Два-три десятка лет назад в среде специалистов по обучению был культ компетенций, 40 лет назад — культ поведения. Как ни назови очередную «манию», а люди концентрируются больше на самой проблеме недостатка чего-либо (навыков, компетенций, знаний), но не на том эффекте, который должно дать обучение.
Он привёл в пример свой опыт работы с компанией Motorola — в начале 1980-х там хотели научить сотрудников фабрик работе с компьютерами. Конечно, тогда это была технологическая новинка, доступная далеко не всем. Гай задался вопросом, а что же именно должны выучить работники, но его руководители развели руками — чёткой цели у них тоже не было, кроме того, что люди должны примерно понимать, что это вообще такое, а потом уже самостоятельно решить, как использовать новшество в работе.
По мнению Гая Уоллеса, для начала нужно действительно дать людям некие общие, неспецифические навыки, затем — возможность применить их в конкретном рабочем контексте с обратной связью. В противном случае подавляющее большинство либо не сможет перенести абстрактные знания в нужный контекст, либо потратит на это лишние ресурсы, и перенос будет менее эффективным. Но превращать навыки в самоцель вряд ли стоит.
Кстати, недавний опрос, проведённый среди российской аудитории, показал, что и работодатели, и соискатели не считают навыки работы с сервисами на основе ИИ и машинного обучения наиболее ценными, то есть такими, которые нужно срочно осваивать в первую очередь. И это — несмотря на то, что буквально из любого утюга несутся уверения в том, что такие инструменты скоро будут, да даже уже сейчас являются остро необходимыми в любой работе и любой профессии. Похоже, у большинства всё это вызывает лишь скепсис.
Читайте также:
- Мнение: педдизайн бесполезен, а что действительно работает, так это челлендж
- Методы обучения в процессе работы: на чём строится эта концепция
- Будущее HR и L&D: «Тренинги не умрут, просто это будет редкий зверь»
- Джош Берсин: корпоративное обучение станет одним из крупнейших рынков для ИИ
- Каким будет новое поколение платформ для корпоративного обучения
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее 
                     Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                     
                                     
                                     
                                     
                                    