Что делать, если учителя травят ученики или их родители
Об этой проблеме говорят гораздо реже, чем о буллинге среди учеников, хотя большинство учителей сталкивалось с травлей в той или иной форме.


Кадр: фильм «Учительская» / Арте / ZDF
Чаще всего понятие «школьный буллинг» ассоциируется с травлей среди ровесников — когда издеваются над одноклассником. Гораздо менее известны случаи, когда жертвой буллинга становится учитель. При этом исследование, проведённое в 2018 году среди 2800 учителей из 75 регионов России, показало: 70% опрошенных педагогов сталкивались с травлей со стороны учеников — в виде угроз, насмешек, комментариев интимного характера, игнорирования на уроках или оскорблений в соцсетях.
С тех пор масштабных исследований на эту тему не проводили, но с годами ситуация не улучшилась, считают эксперты Московского международного Салона образования (ММСО.EXPO-2025). Эту проблему они обсудили во время панельной дискуссии под названием «Травля учителей: что это такое, как выражается, кто в группе риска и что с этим делать». Пересказываем основные тезисы спикеров и приводим их рекомендации для школьных учителей и администраторов, которые столкнулись с этой проблемой.
Чем травля отличается от конфликта
В начале обсуждения научный сотрудник лаборатории образовательного права Института образования НИУ ВШЭ Надежда Княгинина подчеркнула, что нужно разделять понятия травли и конфликта — это разные вещи, но их часто путают.
В российском законодательстве понятие буллинга не закреплено. Но в науке и на практике под этим термином принято понимать систематическое (то есть продолжительное и намеренное) применение насилия, физического, психологического или словесного, против одной или нескольких жертв. Буллинг вредит физическому и психическому здоровью пострадавшего, подрывает его самоуважение и чувство собственного достоинства. И что очень важно, буллинг не прекращается сам по себе, без вмешательства третьих лиц.

Читайте также:
А конфликт, объяснила Надежда Княгинина, возникает при столкновении противоположных интересов, взглядов или целей индивидов или групп, при этом стороны в конфликте находятся в равных ролях. Жалоба ученика на «несправедливую» отметку за контрольную или претензия кого-то из родителей в духе «Почему вы задаёте читать Искандера, а не Пушкина?» — это примеры конфликтов.
Если стороны не могут договориться сами, конфликт решается медиацией: третья сторона помогает участникам высказаться, найти точки соприкосновения, прийти к соглашению или компромиссу. Так, завуч или директор школы могут определить, справедлива ли отметка, и объяснить родителям, какие произведения входят в программу по литературе в обязательной и дополнительной частях.
Буллинг же, как ситуация насилия, асимметричен. Поводы для травли изначально неконструктивны: учителей (как и учеников) травят за нестандартный внешний вид, бедную одежду, особенности речи. Часто объектами буллинга становятся молодые учителя, недавно пришедшие в школу. При этом повод для буллинга совсем не равен его причине — она, как отмечает Надежда Княгинина, обычно комплексная и проистекает из негативной групповой динамики.
В коллективе копится напряжение и потом находит выход в насилии над тем, кто попадает под руку. Поэтому типичный метод разрешения конфликтов — выслушать все стороны и прийти к общему решению — здесь не работает.
Кроме того, травля вредит не только жертве, но и вообще всем в коллективе, включая свидетелей. Поэтому буллинг — это в первую очередь ответственность школьной администрации, а не самого педагога. С этим тезисом согласились все участники панельной дискуссии.
«Плохо учителю, плохо ученикам в классе. Они в ужасе от того, что они знают, что так бывает. Плохо другим учителям: „А вдруг завтра это случится и со мной?“ Плохо всем. Чья это головная боль? Директора. Он должен при первых признаках буллинга сразу включаться по полной, иначе потом это придётся „лечить“ очень большим количеством „пластырей“», — пояснила Надежда Княгинина.
Как предупредить травлю в отношении учителя
По словам Надежды, лучший способ справиться с буллингом — это профилактика. Она как раз состоит в работе с групповой динамикой, в установлении и поддержке здоровых взаимоотношений в классе и школе в целом. К сожалению, по словам спикера, в большинстве случаев на проблему буллинга обращают внимание только тогда, когда он уже возник, и меры профилактики применять поздно.
Какие это могут быть меры? Своим опытом поделился директор АНОО «Хорошевская школа» («Хорошкола») Павел Северинец. По его словам, за десятилетия работы в школьном образовании он сам сталкивался с буллингом: сначала в роли молодого учителя, который, по мнению старших коллег и родителей учеников, «ничего не знает», а позже — нового директора, который «обязательно всё испортит».

Спикер считает, что очень важно информировать педагогический состав и администрацию школы на тему буллинга, проводить соответствующие тренинги. В прошлом году в «Хорошколе» прошло обучение по антибуллинговой программе, разработанной проектом «Травли NET». По словам директора, это помогает выстраивать в школе систему противодействия травле, не пропускать тревожные сигналы и вовремя реагировать.
В целом, отмечает Павел, любые изменения в привычном порядке вещей могут вызывать у людей беспокойство, и оно способно перерасти в буллинг. Поэтому школьной администрации важно заранее подстелить соломки.
Вот пример типичной ситуации: из школы уходит любимая всеми учительница, и на её место принимают другого педагога. С большой вероятностью школьники и их родители встретят замену неодобрительно — ещё до того, как новый учитель сможет продемонстрировать свой профессионализм и личные качества. Риск ещё выше, если учитель чем-то отличается от образа «идеального педагога» — например, молодостью, нестандартным внешним видом, инновационными методиками преподавания.
Задача администрации, по словам спикера, — заранее снять возможное напряжение и преподнести эту перемену как можно более позитивно. Для этого в школе используют «листок знакомства», который заранее рассылают по классам. В нём педагог рассказывает о своих достижениях, результатах учеников и так далее.
Клинический психолог, эксперт проекта «Травли NET» Марина Ртищева считает, что подобные профилактические меры может инициировать и сам педагог. По её словам, за претензиями родителей часто скрывается вполне рациональное беспокойство — о том, чтобы ребёнок успешно сдал ЕГЭ и поступил в хороший вуз. С этим и нужно работать, причём эффективнее всего делать это точечно:
«Общение с родителями очень похоже на ситуацию на финансовых рынках — очень большое влияние имеет эффект заражения. Слухи, сплетни, эмоции распространяются, сообщество бурлит — и вот мы уже видим ураган, который на нас несётся. Я бы рекомендовала учителю создавать стабильные деловые отношения с лидерами мнений в родительском сообществе. Условно говоря, не надо объяснять каждому родителю про Искандера. Достаточно объяснить лидеру мнений, зачем это нужно, чем это полезно — чтобы лидер мнений это усвоил и дальше распространил. Чтобы родители дальше в чатах обсуждали, какой замечательный учитель, какая у нас инновационная программа, как мы быстрее всех поступим в лучшие вузы», — посоветовала Марина.
Что делать учителю, если травля уже началась
По словам спикеров, подходы к решению проблемы различаются в зависимости от того, от кого травля исходит: от учеников, родителей или коллег-педагогов. Но эксперты дали несколько универсальных рекомендаций учителям, которые оказались мишенью для буллинга:

- Найти источник поддержки. Если вы прямо сейчас переживаете травмирующую ситуацию и испытываете сильный стресс, нельзя оставаться с этим один на один. «Иногда для того, чтобы справиться с чем-то, нам достаточно просто об этом поговорить, услышать мнение со стороны, слова поддержки. Понять, что со мной всё окей, я не виноват, со мной так нельзя», — говорит Марина Ртищева. Это может быть разговор с близкими или обращение на горячую линию психологической помощи (например, такую поддержку бесплатно оказывают специалисты «Травли NET»). По словам психолога, это первый шаг к тому, чтобы вернуть себе ощущение контроля и уже в более спокойном состоянии проанализировать ситуацию, предпринять дальнейшие шаги для решения проблемы.
- Обратиться к руководству школы. Как уже упоминалось выше, травля не проходит сама собой. Поэтому, столкнувшись с буллингом, нужно сообщить об этом директору школы. И обязательно называть вещи своими именами: не «У меня конфликт с учениками», а «Меня уже месяц систематически травят ученики».
- Увольняться, если администрация школы отказывается решать проблему. И тем более если травля происходит со стороны самой администрации.
Стоит ли в случае травли со стороны учеников обращаться в суд за компенсацией морального вреда? По оценке Надежды Княгининой, вряд ли — на практике это только трата ресурсов и сил, которые эффективнее приложить к решению проблемы внутри школы, подключив администрацию.
«Школьники недееспособные, так как несовершеннолетние, а родители не отвечают за их поведение своим имуществом, если они рядом не находятся в процессе этой травли. То есть вы ничего не добьётесь», — замечает Надежда. Однако если ученики украли или испортили личные вещи учителя, то это уже преступление, которое подразумевает материальную ответственность.
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее