Чрезмерный родительский контроль плохо влияет на успеваемость подростков
Учёные выяснили, насколько должны быть вовлечены взрослые в учебный процесс своих детей, чтобы не навредить.
vlada_maestro / shutterstock
Такое исследование проводится в НИУ ВШЭ. Специалисты пытаются разобраться, как родители влияют на успеваемость школьников. В исследовании рассматриваются результаты ОГЭ и ЕГЭ по математике и русскому языку, а также выбор образовательных траекторий учеников девятых-одиннадцатых классов. Наблюдения ведутся с 2009 года, и недавно были озвучены некоторые выводы.
Исследователи выделили три типа родительской вовлечённости в учёбу детей:
- Контроль за выполнением домашних заданий по основным предметам и помощь с ними.
- Только необходимая поддержка (помощь с выбором дополнительной литературы, приглашение репетиторов), но без помощи с выполнением «домашки».
- Вовлечённость в жизнь школы, участие в управляющих советах и родительских комитетах.
Оказалось, что повышенный контроль за выполнением домашних заданий негативно влияет на успеваемость. При этом участие родителей в жизни школы — незначительный фактор, оно никак не отражается на успехах детей. А вот участие в родительских собраниях, поиск репетиторов и помощь с дополнительной литературой дают положительный результат.
Помимо успеваемости, исследователи обратили внимание на образовательные траектории выпускников 9-х и 11-х классов: что выбирают первые — колледжи или старшую школу, и поступают ли вторые в вуз.
Вывод такой: чем больше родители вмешиваются в учебный процесс, тем меньше вероятность того, что девятиклассник перейдёт в 10-й класс. Возможно, это косвенное последствие гиперопеки, которая вредит успеваемости. То же касается и поступления в университет — большего успеха добиваются подростки, чьи родители помогают им организовать обучение, но не контролируют его полностью.
И ещё несколько интересных фактов: имеет значение наличие у родителей высшего образования и финансовое благополучие семьи — люди без высшего образования и с более низким доходом больше контролируют учебный процесс детей. А вот повышению результативности школьника способствует наличие дома библиотеки — да, бумажных книг на полках, а не просто доступа в интернет.