Всё переплетено: как чередование изучаемых тем помогает надолго запомнить материал
Рассказываем о подходе под названием интерливинг и о том, почему разбирать с учениками одну тему «до последнего» — не самая лучшая идея.
tesla / youtube
Из этой статьи вы узнаете:
- что такое интерливинг и чем этот метод отличается от традиционного (блочного) подхода к обучению;
- что о пользе интерливинга говорит наука;
- чем исследователи объясняют эффективность интерливинга;
- какие принципы нужно учитывать, применяя интерливинг на практике;
- когда интерливинг малоэффективен и может только сбить учащихся с толку.
Чем плоха традиционная система запоминания
Во время учёбы в колледже Джен Шванке, американская преподавательница с более чем двадцатилетним стажем, работала официанткой. Чтобы ей хватало на оплату жилья, она подрабатывала ещё и поваром. Сейчас она вспоминает те годы с ностальгией. За короткое время она научилась быстро и вкусно готовить: работать с ингредиентами для многих блюд разом, резать овощи и помешивать содержимое сковородки одновременно.
«Когда я училась готовить, я не тратила пару недель, чтобы освоить приготовление лука, затем пару недель — на морковку и ещё несколько — на чеснок, — говорит Шванке. — Если бы я пошла по такому пути, я бы только сейчас добралась до варки бульона».
То же самое можно сказать и о любой учёбе, считает Шванке. «Изучение тем по порядку может казаться разумным — кто будет спорить с идеей о необходимости закрепить одну концепцию, прежде чем переходить к другой? Но на практике это довольно проблематично, — рассуждает она. — Во-первых, это долго. К тому же скучно».
Примечание
Подход, при котором ученики осваивают навыки и концепции по порядку, называют блочной системой обучения, или блокингом (по-английски — blocked practice, blocking). При таком подходе, как следует из названия, информация подаётся блоками: AAA-BBB-CCC. Противоположность этого метода в англоязычной образовательной литературе называют interleaving, то есть буквально «чередование». При интерливинге (в русском языке закрепилось английское название этой практики) обучение схематически можно было бы обозначить так: ABC-ABC-ABC.
Представьте, что вам нужно познакомить учеников с темой горных пород, предлагает американская преподавательница со стажем больше 25 лет Мег Риордан. Горные породы бывают трёх видов: магматические, осадочные и метаморфические. При блочном обучении учитель посвятил бы один урок магматическим породам, второй — осадочным, третий — метаморфическим. При интерливинге же каждый из уроков содержал бы информацию о каждом из трёх видов.
Применяя интерливинг на уроке математики, вместо того чтобы научить детей сначала умножению, а потом перейти к делению, педагог знакомит учеников с обеими темами почти сразу, чередуя задачи из них. А начинающий пианист, используя такой подход, практикует вперемешку арпеджио, гаммы и аккорды.
Примечание
Такой подход может показаться контринтуитивным, говорит психолог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Роберт Бьорк. Блочный подход, в отличие от интерливинга, создаёт ощущение хорошо освоенной, пройденной темы. Поэтому большинство учеников отдают предпочтение блокингу. Однако те, кто занимается, следуя правилам интерливинга, впоследствии гораздо лучше справляются с тестами по изученным темам, нежели те, кто применяет традиционный подход, рассказывает Бьорк.
Поверить в пользу интерливинга непросто — по крайней мере, когда речь идёт об умственной деятельности. Но теперь вообразите, что вы занимаетесь баскетболом, и ваш тренер заставляет вас сто раз подряд выполнять штрафной бросок. Это же просто утомительно.
Или, скажем, вы занимаетесь теннисом, и в один день наставник отрабатывает с вами удары только правой рукой, а в другой — только левой. А ваш друг и его тренер в это время, напротив, работают с обеими руками. Исследования показывают, что ваш друг преуспеет с большей вероятностью, потому что его подход ближе к условиям настоящей игры, а кроме того, требует больше умственных усилий, объясняет школьный консультант Маргарет Сёрл.
Когда мозг регулярно переключается на новую задачу, недостаточно просто извлечь подходящее решение из краткосрочной памяти. Ученику придётся постоянно спрашивать себя: «Какого рода задачу я решаю?» Для этого понадобится извлекать знания из долгосрочной памяти, таким образом закрепляя их. Такую практику постоянного возвращения к ранее изученному на английском языке называют retrieval practice (буквально — «практика извлечения»).
«Информацию нужно повторять. Снова и снова, и через регулярные временные интервалы, — поясняет исследователь мозга и преподаватель Джон Медина. — Было доказано, что такой попеременный подход улучшает долгосрочное извлечение информации буквально по всем измеримым показателям».
Но что это за исследования, о которых говорят педагоги? Рассмотрим некоторые из них.
На 34% эффективнее: учёные о пользе интерливинга
Одна из первых научных работ, посвящённых интерливингу, была опубликована в 1986 году в американском научном журнале Motor Control and Learning. В ней был описан эксперимент, в котором участвовали 30 женщин, отрабатывавших три вида подач в бадминтоне. Часть испытуемых тренировалась по блочной системе, часть — сериями упражнений, часть — по принципу интерливинга (разные виды подач практиковались в случайном порядке). Женщины занимались по три дня в неделю в течение трёх недель. На следующий день после окончания практики они прошли тестирование, в котором проверялось, как хорошо они освоили новые навыки и насколько эффективно способны воспроизводить изученные действия в изменившихся условиях — например, при подаче с противоположной стороны корта. Группа, тренировавшаяся по принципу интерливинга, превзошла группу, занимавшуюся блочной практикой, по всем показателям.
Похожие результаты были зафиксированы в исследованиях с баскетболистами и бейсболистами.
Работает ли этот метод в интеллектуальном обучении? Да, в 2003 году вышла одна из первых научных статей об интерливинге вне спортивного контекста. Оказалось, что эта практика может быть полезна в том числе для студентов-медиков. Благодаря интерливингу они ставили более точные диагнозы по электрокардиограмме, чем те, кто обучался по блочной системе.
Читайте также:
В исследовании 2008 года, одним из организаторов которого был уже упоминавшийся психолог Роберт Бьорк, интерливинг помог испытуемым с большей точностью распознавать стили разных художников.
Наконец, The Guardian упоминает исследование, в котором интерливинг показал эффективность при обучении математике. Испытуемые, занимавшиеся по блочной системе, показывали результаты выше, чем у тех, кто учился по принципам интерливинга, если проверочный тест проводился сразу после обучения. Однако, если тест устраивали позднее, последователи интерливинга превосходили занимавшихся блокингом.
Один из авторов этого исследования, психолог Даг Рорер, участвовал и в других экспериментах на тему интерливинга. Об одном из них, получившем название «Тампский эксперимент» (по-английски — Tampa experiment), рассказала The New York Times.
Рорер с двумя коллегами из Университета Южной Флориды в городе Тампа выбрали в качестве испытуемых 140 семиклассников, обучавшихся математике. «Мы не предлагали ничего нового и не просили учителей делать дополнительную работу, — говорит Рорер, сам в прошлом учитель математики. — Мы просто перегруппировали материал, который они уже использовали».
Материал состоял из задач четырёх типов:
- Линейные уравнения — например, найти x, если 3 (x + 1) = x + 17.
- Задачи с использованием пропорций — к примеру, если трактору нужно 14 галлонов газа, чтобы вспахать 6 акров земли, сколько галлонов газа нужно, чтобы вспахать 21 акр?
- Построение графиков — например, y = –3x + 1.
- Поиск угла наклона — когда нужно найти угол наклона прямой, проходящей через точки с заданными координатами.
Учеников поделили на две группы. Первая решала уравнения и задачи с пропорциями, чередующиеся по принципу интерливинга. А решение задач последних двух типов (графики и поиск угла наклона) было организовано по блочному принципу.
Задания для второй группы были устроены ровно наоборот: блочный подход для решения уравнений и задач с пропорциями, а интерливинг — для решения задач с графиками и углами. Задачи, предлагаемые по принципу интерливинга, были перемешаны и не содержали пояснений, как их решать: ученики должны были сами выбрать нужную стратегию.
Интерливинг-задания сначала занимали у детей больше времени, но большая часть учеников в итоге привыкла к ним. «Мне обычно нужно много времени для подготовки к тестам, — сказала одна из учениц, — но благодаря работе над этими смешанными домашними заданиями времени понадобилось меньше, чем обычно, потому что знания в голове были ещё очень свежи».
Примечание
Спустя две недели после последнего домашнего задания исследователи неожиданно для учеников провели финальный тест по всему пройденному курсу. Средняя оценка по материалу, который подавался обычным блочным принципом, составила всего 38%. А средняя оценка за задания, работа над которыми была смешанной, достигла 72%. То есть интерливинг показал результаты на целых 34% выше.
Ещё в одном исследовании с участием 126 учеников Рорер и его коллеги решили проверить, какой эффект интерливинг оказывает на долгосрочное запоминание информации. В целом эксперимент повторял предыдущий. Часть заданий нужно было выполнять по блочному принципу, часть — по принципу интерливинга.
Разница заключалась в методах проверки. Тут было два финальных теста: один провели спустя день по окончании практики, а второй — спустя месяц. В первом случае результаты интерливинга были на 25% выше, чем результаты блочного обучения. Но спустя месяц отрыв интерливинга от блокинга составил уже 76%. То есть интерливинг способствует гораздо лучшему долгосрочному запоминанию, чем традиционный подход.
Игра в ассоциации: чем объясняют пользу интерливинга
Преимущества интерливинга со ссылками на научные работы разобрал научно-популярный журнал Scientific American. Авторы одной из упоминаемых работ предполагают, что интерливинг оказывает благоприятный эффект на обучение из-за того, что он требует постоянной концентрации и повышает способность к различению сходных концепций. При блочном обучении такие различия стираются: например, ученики могут путать слово «иллюзия» с «аллюзией» или выбирать из двух похожих стратегий для решения математической задачи неправильную. Интерливинг же лишён этого недостатка, поскольку в нём более заметны различия между идущими друг за другом идеями и задачами.
В другой работе исследователи указывают на то, что интерливинг укрепляет ассоциативные цепочки. Как уже упоминалось выше, при блокинге часто бывает достаточно обращаться к кратковременной памяти, поскольку каждое новое задание из одного блока не сильно отличается от предыдущих. При интерливинге же решения приходится извлекать из долгосрочной памяти, а это приводит к закреплению на нейронном уровне связей между различными задачами и их правильными решениями.
Как применять интерливинг
На сайте об обучении на основе знаний о работе мозга Ness Labs предлагают при применении интерливинга помнить о трёх его характеристиках:
- Интерливинг не то же самое, что многозадачность. Чередовать задачи — не значит работать над несколькими заданиями одновременно. Кроме того, не стоит забывать, что при переключении между задачами человеку нужно время, чтобы вникнуть в их контекст. Поэтому перед каждой новой активностью в интерливинге следует давать ученикам небольшую паузу.
- Интерливинг полезен, когда темы взаимосвязаны. Хотя задачи при этом подходе не должны быть схожими, они не должны быть и слишком отличными друг от друга. Практиковать удары то левой, то правой рукой в теннисе — хорошая идея. А вот чередовать теннис с написанием статей — не очень, считают авторы Ness Labs.
- Интерливинг лучше работает при долгосрочном обучении. Если экзамен уже завтра, интерливинг будет не лучшим методом ускоренной подготовки к нему. А вот если итоговые тесты ещё не скоро, то чередование разных задач поможет мозгу закрепить знания в долгосрочной памяти.
В дополнение к этой памятке Маргарет Сёрл, которая консультирует школы по темам социально-эмоционального и инклюзивного обучения, приводит такие примеры использования интерливинга:
- Вместо того чтобы учить школьников находить сначала площадь квадратов, а потом — прямоугольников и окружностей, можно обучать поиску площадей разных фигур одновременно. Это заставит учеников внимательнее выбирать подходящую стратегию и сопоставлять решения, применимые для разных фигур.
- На уроках обществознания вместо изучения отдельных ветвей власти по очереди, можно сопоставлять две или три ветви в поиске сходств и отличий.
- Вместо изучения разных типов растений, а затем отдельно — условий для их роста, можно исследовать, какие условия лучше всего подходят для разных типов растений.
- Вместо изучения творчества писателей по отдельности можно сопоставить подходы двух авторов к развитию персонажей и сюжета.
- Вместо того чтобы на уроках биологии напоминать ученикам, что митоз — это не то же, что мейоз, всякий раз, когда будет упомянут один из этих процессов, изучать митоз и мейоз вместе, обозначая их различия.
Каша в голове: за что критикуют интерливинг
Было бы странно, если бы у этого подхода не появились и противники. Конечно, они есть.
«Интерливинг в лабораторных условиях показывает значительный эффект в том, что касается эффективного запоминания, и у меня, безусловно, нет никаких замечаний к этому конкретному исследованию, — комментирует упомянутый „Тампский эксперимент“ психолог из Виргинского университета Дэниел Уиллингем.
— Я гораздо больше обеспокоен тем, как эти лабораторные техники будут сочетаться со всеми другими составляющими работы в классе: разной динамикой, разными детьми, разными учебными стилями. Например, какой-то процент учителей скажет: „Это не сочетается с тем, как я преподаю математику“. Точка».
Кроме того, когда темы подаются блоками, преподавателю проще планировать учебную программу. Поэтому блокинг остаётся доминирующим не только в школах, но и на курсах дополнительного образования, и при других формах обучения, добавляют в Scientific American.
Примечание
Это же издание обращает внимание и на один важный недостаток интерливинга с точки зрения учеников. Поскольку темы в интерливинге чередуются, учебный процесс ощущается как более растянутый, постепенный: быстро покончить с одним блоком информации и поставить галочку в чек-листе не получится. К тому же такое обучение, как уже упоминалось, требует от учеников постоянной концентрации, а значит, и больших усилий.
Ещё одна проблема интерливинга — его неправильное применение. Британский преподаватель Марк Энсер, возглавляющий факультет географии в Хитфилдском общественном колледже, поделился такой историей. Один из его знакомых учителей услышал на курсах совет о внедрении интерливинга в учебный план. Вместо того чтобы рассказать ученикам о тектонике в рамках одного блока, а затем перейти к другой теме, предлагалось провести урок по тектонике, на котором советовали также рассказать о реках и урбанизации.
«Это не только не интерливинг — это, скорее всего, даже не самый эффективный вариант интервальных повторений. Перерыв между первым и вторым уроком по тектонике будет слишком большим, и такой подход приведёт только к путанице для всех участников процесса и очень разобщённому учебному плану», — комментирует Энсер.
Золотая середина: как использовать преимущества интерливинга без ущерба для учебной программы
Энсер предлагает подход, который он называет интервивинг (по-английски — interweaving, то есть «переплетение»). «При таком подходе мы определяем основные мысли и идеи, которые повторяются в рамках разных тем, и планируем, как подавать их в контексте этих тем», — говорит Энсер.
Например, рассказывая о тектонике, можно преподнести её в одном блоке, а можно, как нить, протянуть отдельные идеи, относящиеся к ней, через множество разных тем, поясняет Энсер. Допустим, посвятить первый урок тектоническим плитам, а также образованию вулканов. На следующем уроке — разобраться в географии Восточной Африки, а тема тектоники могла бы появиться в рассказе о Восточно-Африканской рифтовой долине и о том, как она влияет на жизнь современных людей. Темой следующего занятия может стать ландшафт Великобритании и роль тектонических процессов в образовании антиклинальных складок. Наконец, на ещё одном занятии можно разобрать географию Гаити, а заодно — феномен землетрясений (снова тектоника) и его влияние на жизнь гаитян. Такой подход сделает постоянное возвращение к теме тектоники более естественным, объясняет Энсер.
Конечно, выстроить весь учебный план на основе только интерливинга или другой экспериментальной методики — задача не самая простая. Но вкрапление отдельных новаторских тактик сделает занятия более живыми и разнообразными.
Маргарет Сёрл заключает: «Ни блочное обучение, ни интерливинг по отдельности не приводят к глубоким знаниям. Эффективнее сначала изучить основы темы за счёт постоянных повторений, чтобы с помощью блочной практики закрепить идею в памяти. А затем связывать эту идею с другими, чтобы применять знания на практике и углублять их за счёт интерливинга».