Образование
#статьи

Чему нужно учить будущих предпринимателей и что мешает это делать

Эксперты обсудили, нужно ли формировать стандарт бизнес-образования и что не даёт развивать предпринимательские компетенции со школьной скамьи.

tesla / youtube

Хотя на рынке дополнительного образования отмечается бум предпринимательских курсов, на уровне университетов и тем более школ такие программы остаются редким явлением. Среди них — проект Минобрнауки «Стартап как диплом», московский ​​«Предпринимательский класс» и некоторые региональные инициативы, например «Лига школьного предпринимательства» в Ульяновской области и «Это бизнес, детки» в Тюменской области.

При этом единые стандарты предпринимательского образования ещё не сформированы — это касается и федерального проекта «Стартап как диплом» (притом что в 2021 году к программе присоединились ещё 25 регионов), и программ MBA, которые пришли в Россию больше 20 лет назад.

Но так ли вообще необходим подобный стандарт и можно ли сформулировать единые требования к компетенциям предпринимателя? Что мешает массово учить предпринимательским навыкам школьников и студентов нашей страны? Эти и другие вопросы обсудили эксперты Московского международного салона образования (ММСО), и мы предлагаем ознакомиться с главными тезисами спикеров. Посмотреть полные записи дискуссий можно на YouTube:

  • сессия «Стандарт предпринимательского образования: от идеи до единорога»;
  • сессия «Что мешает распространить предпринимательское образование?».

Чему нужно учить будущих предпринимателей

По вопросу, так ли необходим единый стандарт предпринимательского образования, прозвучали разные мнения. Елена Бондаренко, генеральный продюсер образовательных программ для предпринимателей Московской школы управления «Сколково», считает, что выработка стандарта просто не имеет смысла, потому что сама деятельность предпринимателя меняется слишком быстро. Особенно в эпоху стремительного технологического прогресса — стандарт может устареть буквально в момент публикации.

Елена утверждает, что вместо этого стоит говорить о том, что именно делает предприниматель и в каком контексте он работает. Сам навык предпринимательства эксперт предложила рассматривать через три составляющие:

  • инкубация, то есть умение запускать своё дело;
  • акселерация — умение развивать, масштабировать бизнес;
  • трансформация — умение менять бизнес-модели.

Также Елена отмечает важность креативного мышления, необходимого для поиска бизнес-идей. И, по её мнению, не лишним будет знать историю предпринимательства — на эту тему Московская школа управления «Сколково» в сотрудничестве с Arzamas запустила курс лекций «Деловые люди XIX века». Но самое важное, по мнению спикера, — это практика:

«В принципе, ключевая предпринимательская компетенция приобретается только в формате learning by doing. И, соответственно, предпринимательское образование, с моей точки зрения, может быть только в смысле деятельностном».

Андрей Андрусов, инвестиционный директор центра содействия инновациям в обществе «СОЛь», учитель проектной деятельности в «Класс-Центре» и автор книги для школьников «Твой первый бизнес», считает, что стандарт предпринимательского образования должен формироваться через количественные показатели — какой процент прошедших курс или программу действительно запустил свой бизнес и получает прибыль.

Эксперт полностью согласен с Еленой Бондаренко, что главное в обучении будущих предпринимателей — это деятельность. Поэтому своим ученикам он рекомендует начать запускать собственные бизнес-проекты как можно раньше. Кроме проработки собственно предпринимательских навыков, такой подход, по мнению спикера, замечательно мотивирует школьников изучать новое. В процессе работы над проектом у них появляются вопросы, например «Как установить цену?» или «Где лучше продвигать свой продукт?», которые часто опережают программу. Поэтому ученики начинают искать ответы самостоятельно:

«На самом деле это уникальный предмет. У меня <ученики> учебник читают в сентябре, многие читают сразу до конца. Вы видели кого-нибудь из учащихся, которые читают учебник, например, по истории, сразу до конца года, так, на всякий случай? А они читают, потому что им это нужно сейчас для конкретной практической деятельности. Мне кажется, бросать учеников вот в эту реальность и помогать, поддерживать, когда они сталкиваются с проблемами, — это самый лучший способ обучения».

Иную точку зрения озвучил Андрей Щербенок, директор-основатель Школы перспективных исследований (SAS) Тюменского государственного университета. По его мнению, нет никаких препятствий для того, чтобы формировать стандарт предпринимательского образования на основе компетенций. В пример спикер приводит ФГОС ВО (3++), в которых как раз упор делается на компетенции, как универсальные, так и профессиональные: «Там не написано, что надо изучать историю в объёме 50 часов. Там написано, что нужно сформировать историческое мышление. В этом смысле мы можем задать вопрос, какой стандарт должен быть у предпринимательского образования».

Так как само предпринимательство может иметь самые разные формы — от открытия своей булочной до успехов Илона Маска, — Андрей Щербенок считает, что стандарт соответствующего образования должен в первую очередь отражать междисциплинарность, в противовес традиционному подходу, когда дисциплины изучаются отдельно и независимо друг от друга:

«Вы не можете осуществлять деятельность в рамках какой-то одной „оптики“, экономической, или технологической, или социальной, или какой-то ещё. Как только вы начинаете что-то делать, вы сразу сталкиваетесь с тем, что вы должны одновременно мыслить как экономист, как финансист, как психолог, как технолог. Должны понимать огромное количество вещей. И самое главное — всё это должно связываться в какую-то систему. Поэтому, мне кажется, в этом стандарте предпринимательского образования должна быть междисциплинарность».

Также Щербенок не согласился с выступавшими ранее экспертами в том, что лучший способ обучать предпринимательству — сразу бросать учащегося в деятельность. По мнению Андрея, когда человек начинает работу, например, над технологическим проектом без базовых знаний, то в процессе он усвоит только тот минимум информации, который необходим для решения насущных задач. И в результате останется на поверхностном уровне понимания темы. Но здесь же, по словам спикера, возникает дилемма:

«С одной стороны, мы должны сразу бросить в деятельность, но тогда у нас будут очень поверхностные деятельные люди, которые делают всякую фигню. А с другой стороны — академики, „ботаны“, которые в тему погрузились, но никогда в деятельность не выйдут. Мне кажется, хорошее предпринимательское образование должно это каким-то образом диалектически сочетать. Как это сделать — это следующий вопрос».

Что мешает развивать предпринимательское образование в России

Исследование Global Entrepreneurship Monitor показало, что по всем параметрам, связанным с предпринимательской средой (государственная поддержка, доступная инфраструктура, предпринимательское образование, наличие растущих рынков и так далее), Россия не дотягивает до общемировых показателей. Эти данные озвучил Алексей Комаров, академический директор программы «Практикум по игротехнике LIVE» и директор проекта «Сколково Практикум Штаб». Так, наша страна находится на 25-м месте в рейтинге из 45 анализируемых стран по предпринимательскому образованию в школе, а по бизнес-программам вне школы (сюда входит вузовское и дополнительное образование) — на 36-м месте.

Спикер считает, что в сфере предпринимательского образования не хватает объединения усилий разных игроков — то есть государственных и частных образовательных организаций, — чтобы растить число предпринимателей в обществе и повышать их вклад в экономику, обучая вести дела эффективно и грамотно.

Алла Аргунова, основатель и директор частной школы «Путь к успеху», в которой бизнес-образование включено на уровне основной программы, утверждает, что в плане теоретической подготовки, тренировки hard и soft skills, а также проектной деятельности сложностей нет. Однако проблемы возникают, когда юные предприниматели доходят до стадии реализации бизнес-проекта:

«Как только мы завершаем проектный менеджмент, начинаются индивидуальные шаги. Нужна сеть менторов. У нас нет экосистемы, чтобы это реализовать. И если ребёнок хочет что-то производить, что-то создавать, ему нужна технологическая база, на которой будет происходить эта реализация продуктов».

Основатель ONE! International School Максим Натапов не согласен с тем, что любой детский бизнес-проект непременно нужно доводить до реализации. Он придерживается мнения, что не всем школьникам дано стать предпринимателями, но для всех полезно развивать бизнес-мышление и веру в себя, знакомиться с предпринимательской культурой, формировать понимание, что не страшно ошибаться, что даже после провалов можно подняться и двигаться дальше.

Похожее мнение выразила Кнарик Арабян, соосновательница детской бизнес-школы KinderMBA. Эксперт разделяет бизнес-образование на два направления: развитие предпринимательского мышления у школьников и, собственно, подготовку предпринимателей. Если второй путь в результате должен привести к созданию собственного бизнеса, что, очевидно, не для всех, то первый полезен для любого ребёнка без исключения:

«Предпринимательство, если раскладывать его на части, — это навыки, знания, командная работа. Оно позволяет концентрировать в себе всё сразу. Все soft skills и все знания, включая предметные. В предпринимательстве ты делаешь продукт, а продукт всегда посвящён какой-то конкретной предметной области, в которой ты должен быть специалистом. Продукт может быть в области биологии, физики, химии — и это сразу даёт прикладное применение тем знаниям, которые ты получаешь. Автоматически повышается мотивация учиться».

При этом спикер на собственном опыте столкнулась с преградами для внедрения в школы программ по проектной и предпринимательской деятельности. По словам Кнарик, здесь не обойтись без государственной поддержки, потому что школы, как и родители, заинтересованы в подобных проектах, но всё упирается в экономику.

Что поможет улучшить ситуацию с бизнес-образованием

Рассуждая о том, как популяризировать предпринимательское образование и сделать его доступнее, спикеры сошлись во мнениях.

Андрей Щербенок озвучил мысль, что предпринимательская деятельность по своей сути нерациональна, так как связана с риском и большими затратами личных ресурсов. Ведь гораздо разумнее, по словам эксперта, «стать квалифицированным инженером, получать стабильную зарплату и ни о чём не „париться“». Чтобы человек стал предпринимателем, он должен захотеть что-то изменить в конкретной сфере деятельности и поверить, что это ему по силам. А для этого ему необходимо взаимодействовать с людьми, которые «горят» своим делом, — с наставниками, единомышленниками. Поэтому без сообщества, в котором бы происходил обмен опытом и знаниями, невозможно по-настоящему развивать предпринимательскую культуру, считает Щербенок.

Алексей Комаров тоже подчеркнул важность формирования сообщества и выстраивания коммуникации между разрозненными образовательными организациями. При этом спикер отметил, что в России достаточно хорошо развиты образовательные технологии, и этот задел мог бы помочь нашему бизнес-образованию стать конкурентоспособным на международном уровне.

Также всё эксперты согласились с тем, что начинать формировать предпринимательское мышление и соответствующие компетенции следует ещё со школьной скамьи. И озвучили несколько аспектов, которые для этого необходимы.

Во-первых, по словам Аллы Аргуновой, был бы очень полезен фонд-инкубатор, через который инвесторы и бизнес-ангелы смогли бы финансировать лучшие проекты юных предпринимателей.

Во-вторых, спикер отметила важность привлечения взрослых экспертов-менторов, которые бы направляли школьников и подсказывали, что и как делать. Ими могут быть и родители — в качестве примера Алла привела кейс, когда первоклассник придумал проект кинестетик-планшета для слабовидящих, который в итоге стал семейным бизнесом.

В-третьих, по словам экспертов, очень не хватает сообщества предпринимателей, которые были бы готовы предоставить свои производственные площадки для создания продуктов, придуманных детьми. Например, школьник-предприниматель хочет издать книгу и обращается в конкретное издательство, готовое помочь.

И наконец, остаётся проблема подготовки учителей, которые могли бы вести предпринимательские классы. Как отметила Кнарик Арабян, для массового включения подобных программ в школьное образование очень не хватает педагогов с нужными компетенциями. Андрей Андрусов считает, что занять эту позицию вполне может подготовленный учитель и без личного опыта ведения бизнеса. Но как и где обучать педагогов преподавать бизнес-дисциплины — отдельный вопрос.

Научитесь: Как открыть бизнес: от идеи до реализации Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована