Образование EdTech
#статьи

«Чего-то полномасштабного пока нет»: что говорят эксперты о реальной цифровизации школ

Желания учителей на самом деле не всегда совпадают с их потребностями, а новые решения — не такие уж и новые.

izusek / GettyImages

Из этой статьи вы узнаете:


Пока педагогическое сообщество пытается привыкнуть к необходимости использовать всё новые инструменты и освоиться в цифровом пространстве, логика разработчиков часто остаётся за кадром. Однако знать о ней нужно — как минимум для того, чтобы трезво оценивать происходящие процессы и действительно включаться в них.

В рамках сессии «Инструменты современного педагога» на форуме «Время образования» представители IT-компаний и сферы образования рассказали, какие технические решения создают для педагогов и что самим учителям стоит знать в эпоху глобального перехода на «цифру».

За новыми технологиями — старые решения

Эксперты сходятся во мнении, что цифровые инструменты должны отвечать реальным запросам учителей. Однако методологи, педагоги и технические разработчики пока не пришли к согласию, какие инструменты действительно необходимы для образовательного процесса, отметила заместитель руководителя департамента образования и науки Москвы Наталья Киселёва. Потребности педагогов часто заключаются в оцифровке классических «бумажных» материалов. Технические специалисты, в свою очередь, решают совсем другие задачи и сетуют, что образовательное сообщество не видит разницы между цифровизацией и оцифровкой.

«Эта дискуссия между техническими разработчиками и учителями-методологами на самом деле выливается в проблемы, которые возникают в школе», — подчеркнула эксперт.

Однако если не учитывать пожелания педагогов, они просто не будут пользоваться ненужными им разработками. Опыт пандемии показал, что «насаждения сверху» либо не работают, либо работают лишь формально.

«Когда мы говорим о том, что можно какую-то технологию взять и внедрить, то она либо решает реальные проблемы учителей или учеников, либо будет мертворождённой. Мы таких мертворождённых технологий за последние десять лет видели в стране и в мире немало», — пояснил управляющий партнёр Skyeng Александр Ларьяновский.

При этом те цифровые решения, которые официально считаются в образовательной сфере новыми, в реальности таковыми не являются, отметил спикер. Поэтому пока что разработчики сконцентрированы вовсе не на создании принципиально новых инструментов. Они, скорее, помогают системе образования решать две другие ключевые задачи:

  • Восполнение пробелов. Инструменты, которые только появляются в школах, использовались в других сферах годами, а иногда и десятилетиями. К ним относятся и электронные дневники, и базы данных, и мультимедийный контент. «Просто в сферу образования в силу многих причин, прежде всего консервативности, все эти технологии не попадали», — объяснил Ларьяновский. В качестве примера таких новых для образования «технологий» он назвал режиссуру и драматургию уроков, а также клиентоориентированный подход. «Мы сейчас приносим то, что в других отраслях используется давно, а в образовании используется совершенно недавно. Это то, чем мы на самом деле занимаемся», — добавил эксперт.
  • Накопление данных. Спикер отметил, что пока в образовании, как и в других отраслях, их практически нет — и возможность получить их появилась только недавно. При этом методологи, разрабатывающие программы, работают с очень ограниченной выборкой данных, поэтому на деле не всегда получают нужное качество и нужный результат.
Фото: Gorodenkoff / Shutterstock

В чём заключаются реальные боли педагогов

Эксперты согласились с тем, что в разработке новых цифровых решений концентрироваться надо не просто на мнении педагогов, а на их болевых точках — как при разработке любого другого продукта. В сфере образования можно выделить три таких боли:

  • рутинные процессы, отнимающие много времени, — например, проверка домашних заданий и контрольных;
  • невозможность выполнить некоторые элементы программы из-за недостатка ресурсов;
  • нехватка рабочего и личного времени.

В попытке решить эти проблемы разработчики предлагают разные решения. Наиболее известное из них — совместный проект Skyeng и ГК «Просвещение», интерактивная рабочая тетрадь, которую запустили весной 2020 года. Сейчас её используют порядка пяти миллионов школьников, рассказал Александр Ларьяновский. Такой успех объясняется несколькими факторами: верифицированным контентом, автоматизацией рутинной работы и максимально упрощённой для пользователя системой.

«Мы решили три вот этих боли и поэтому стали успешными. Нет дихотомии между технарями и педагогами. Есть те, кто слушает своего клиента, и есть те, кто не слушает», — заключил эксперт.

Первый заместитель директора департамента АО «Издательство „Просвещение“» Татьяна Серебрякова отметила, что разработчики следят и за нововведениями, которые потенциально могут оказаться проблемными для учителей. Она привела в пример два новых цифровых сервиса компании:

  • «ПроВоспитание». Эту новинку компания планирует протестировать в сентябре: сервис позволяет школам сформировать индивидуальную воспитательную программу для учеников. При этом для пользователей будет доступен календарь запланированных мероприятий и доступ к «банку педагогических идей», которые можно использовать или дополнять самостоятельно. «Нехватка времени на подготовку отчётов, планов, домашних заданий — эта боль закрывается. Сейчас мы говорим о том, что педагогу нужно развязать руки, дать больше времени для творчества, чтобы он ориентировался на достижения принципиально новых личностных, образовательных результатов, ориентировался на учеников в классе и не занимался рутинными операциями, которые с него можно спокойно снять: составлением отчётности, тем, что можно автоматизировать», — пояснила специалист.
  • «Лаборатория проектов». Автоматизированный сервис стал ответом на введение предмета «Индивидуальный проект» в старших классах. «С приходом этого предмета школа тоже претерпела массу боли. Наши практикующие коллеги говорят, что фактически один учитель в классе в состоянии качественно создать эти индивидуальные проекты с четырьмя-пятью учениками, а их больше 30. И автоматизированный сервис, который поможет из готового шаблона, из предложенных тем полностью индивидуальный проект с помощью конструктора собрать, конечно, полезен учителю в первую очередь», — прокомментировала Серебрякова. Сейчас сервис также проходит тестирование.

Примечательно, что все упомянутые сервисы направлены именно на педагогов, а не на детей. И это не случайность.

«Очень страшно при этом забыть про педагога, потому что без педагога новое поколение не вырастить. Ядром школы является учитель, поэтому то, что мы делаем, — мы делаем в помощь учителю, чтобы развязать ему руки и подарить немного времени для своих детей, для своего призвания», — подчеркнула Серебрякова.

Так ли хороша скорость разработки и внедрения

Двоякая ситуация сложилась со скоростью происходящих изменений и появлением всё новых продуктов. С одной стороны, пандемия подстегнула разработчиков быстрее ориентироваться в сложной ситуации и поспешить на помощь образовательной сфере: ту же интерактивную тетрадь, рассказал Александр Ларьяновский, создали буквально за шесть дней.

Примерно за полтора месяца во время пандемии был придуман другой проект — платформа «Сферум», рассказал генеральный директор СП «Цифровое образование» Рубен Акопов. Сейчас её основной задачей является упрощение коммуникации между всеми участниками образовательного процесса — учениками, педагогами и родителями. В будущем «Сферум» планируют интегрировать и с другими сервисами: электронными дневниками, контентными системами и даже порталом «Госуслуги».

Однако оперативность разработок привела к своеобразному искажению: учителя хотят от создателей цифровых инструментов всё большей скорости.

Кстати, на недавнем заседании президиума Госсовета по вопросам образования Борис Добродеев, генеральный директор Mail.ru Group, рассказывая о запуске «Сферума», который с 1 сентября экспериментально запущен в восьми тысячах школ 15 регионов России, попросил президента расширить внедрение на прочие регионы.

В пример того, как новые технологии порождают новые запросы, Наталья Киселёва привела опыт Московской электронной школы: там совместно с Microsoft Teams упростили систему, чтобы переходить на урок можно было прямо из расписания. После такой интеграции у педагогов появились новые просьбы: создать разделение на отдельные онлайн-комнаты, добавить функции по включению и отключению чатов, сохранять материалы в системе и давать обратную связь сразу в электронный дневник.

«Со стороны учителей получается непонимание, что это не по щелчку пальцев происходит. Инструменты тоже постепенно развиваются, процесс технической разработки занимает достаточно продолжительный период, как и апробация», — пояснила Киселёва.

Фото: Rawpixel.com / Shutterstock

Как адаптироваться к новым цифровым решениям

Независимо от скорости изменений, педагогическому сообществу требуется время, чтобы в целом привыкнуть к новой системе появления тех или иных разработок. Татьяна Серебрякова отметила, что раньше любые нововведения сначала проверялись в рамках исследований, затем обсуждались в школах и только после этого получали какое-либо применение на практике, то теперь их путь к пользователям выглядит иначе.

«Появляется новая технология, начинает применяться в какой-то инновационной школе, возникает площадка применения или реализации в виде образовательной практики, только потом проводится педагогическое исследование и уже после этого самые удачные примеры превращаются в некие подходы уже в документе. Это пример вёрстки образовательной политики, мы с этим имеем дело сейчас. Всё стало с ног на голову, и учителя ещё не успели к этому адаптироваться, с моей точки зрения. Они все ждут каких-то нормативных актов, которые объяснят, как жить дальше и что делать завтра», — объяснила она.

При этом пандемия обнажила ещё одну проблему: хотя новые технологии разрабатываются иначе, у педагогов часто нет нужных методик для проведения уроков в разных форматах. Казалось бы, здесь на помощь им также должны прийти возможности «цифры», ведь это не только инструмент для обучения школьников или студентов, но и инструмент для самообразования самих учителей. Однако палитра профессионального обучающего контента для учителей довольно широка, сориентироваться в ней непросто. Навык выбора становится необходимым для специалистов в сфере образования.

Решить эти проблемы, уверены эксперты, можно только благодаря взаимодействию и коммуникации внутри самого педагогического сообщества. Начальник управления исследования и разработки Академии Минпросвещения Ольга Суханова привела в пример опыт своего ведомства.

«Мне кажется, что очень серьёзно меняется поле дополнительного профессионального образования: оно расширяется от институтов ДПО в сторону методистов, учителей, которые работают в школе и показывают серьёзные результаты. И сегодня Академия работает в том числе с тьюторами — теми учителями, которые демонстрируют высокие результаты, готовы делиться своим опытом», — рассказала она.

Наставников ведомство готовит на курсах повышения квалификации. В дальнейшем они помогают коллегам применять новые практики и использовать уже испытанные разработки. Так создаётся система «горизонтального обучения», то есть достаточно популярная в мире модель обучения peer-to-peer. При этом благодаря цифровым технологиям взаимная профессиональная помощь становится доступной: учитель из любого региона может найти себе помощника, советоваться с более подкованными коллегами.

Опыт продвинутых педагогов, кстати, используют не только сами учителя, но и разработчики цифровых решений. Например, у «Сферума» есть учителя-амбассадоры. Они выступают связующим звеном между педагогическим сообществом и теми, кто создаёт цифровые продукты.

«Нам действительно нужны люди в регионах, с которыми мы сверяемся. Они, в свою очередь, сверятся со своими коллегами и расскажут, как они используют нашу систему, поскольку вариантов для этого много. Тем более мы делаем такую систему массового обслуживания, которая должна помогать учителям», — рассказал Рубен Акопов.

Он отметил, что разработчики не только получают обратную связь по существующему продукту, но и обращаются к педагогам-экспертам, когда планируют внедрить какие-либо новые функции. Именно это позволяет сделать новые цифровые инструменты полезными для учителей и не попасть в ситуацию, когда созданное решение им не нужно.

Фото: Rido / Shutterstock

Когда наступит будущее

Однако, несмотря на все новинки, внедрение горизонтального обучения и резкий технологический скачок в результате пандемии, ждать, что школы быстро перейдут из «меловой» эпохи в цифровую, не стоит.

Рубен Акопов считает, что о полноценной цифровизации можно будет говорить только через несколько десятилетий. Причём переход к новой реальности будет вызван не столько развитием технологий или освоением учителями специальных навыков, сколько обычной сменой поколений. Спикер подчеркнул, что дети, родившиеся в последние пять-шесть лет, уже не похожи на тех, кто учится в школе сейчас, а тем более её оканчивает. В пример он привёл своего сына, который, увидев точки на ковре, пытался нажать на них. О схожей ситуации рассказала и Наталья Киселёва: её ребёнок пытался пальцами «раздвинуть», то есть зумировать обычные фотографии, чтобы приблизить картинку.

«Скорее лет через 20–30 можно будет говорить о том, куда мы пришли. Мы делаем разные инструменты, но чего-то полномасштабного — пока нет», — подчеркнул Рубен Акопов.

Однако невозможно дать полноценный прогноз даже на ближайшее будущее, уверен Александр Ларьяновский. Он отметил, что разработчики цифровых решений для педагогов будут допускать ещё тысячи ошибок, чтобы найти действительно работающие механизмы. Но понимание, как эффективно совмещать офлайн- и онлайн-образование, по его мнению, появится только через два-три года.

Татьяна Серебрякова отметила, что сейчас ключевая задача — обеспечить бесшовное переключение между «аналоговыми» и цифровыми инструментами. «Если учитель знает, как использовать цифровые инструменты не избыточно, а органично вплетая в канву урока, понимает, в какой момент он подключает тот или иной инструмент, — к этому мы придём достаточно быстро. Мой прогноз — наверное, от двух до пяти лет», — объяснила эксперт.

Она отметила, что цифровой контент при этом должен предполагать вариативность и прежде всего — в проверке прикладных заданий. Ольга Суханова при этом подчеркнула, что только время покажет, какие инструменты будут действительно востребованы в современных школах.

По мнению экспертов, пережить «переходный период» педагогам помогут несколько рекомендаций:

  • не бояться новых сервисов и цифровизации в целом;
  • терпимее относиться к новым разработкам и ошибкам их создателей;
  • принимать участие в тестировании продуктов;
  • помнить о цели урока и образовательного процесса при использовании новых технологий или сервисов. Слишком большое количество цифровых инструментов не упростит работу и точно не будет отражать современный образовательный процесс.

«Цифровые инструменты для учителя — это всего лишь инструменты. Можно забивать гвозди молотком, можно использовать шуруповёрт и дрель, но вопрос в том, что мы хотим повесить на этот гвоздь, который вбиваем в стену. Разные компании представляют и разрабатывают новые продукты, и это хорошо, что появляется вариативность. Но учителю тоже нужно время, чтобы изучить, посмотреть, адаптировать к себе тот или иной инструмент. И сейчас необходимо дать такую возможность и время учителям. А со стороны учителей нужно понимание, что как было — уже не будет. И отказываться от сервисов, которые предлагают нам технологии, глупо и бессмысленно», — резюмировала Наталья Киселёва.

При этом, заключила спикер, развитие невозможно без объединения. Органы власти, компании-разработчики и организации, которые занимаются образованием педагогов, должны вместе помочь учителям сделать правильный выбор.


Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована