Образование
#былое

Былое: Елизавета Водовозова — о том, как учились и сдавали экзамены в Смольном институте

Что мы сейчас знаем о настоящем «натаскивании», когда говорим про ЕГЭ? Публикуем отрывок из мемуаров бывшей институтки, которая потом стала педагогом.

Иллюстрация: Wikimedia Commons / Ольга Скворцова / Skillbox Media

«Начальство делало выставку решительно из всего, — всё должно было иметь показную сторону. Перед приёмом высоких посетителей на видные места помещали красивых воспитанниц. Они же должны были в первых рядах танцевать перед ними на балах. Выпускные, публичные экзамены были пустою формальностью, — каждая знала, что ей придется отвечать; сочинение писали заранее, учитель поправлял его, и оно зазубривалось слово в слово, — выученные наизусть сочинения задавали писать на публичных экзаменах. В конце концов жизнь для выставки, жизнь напоказ так въедалась в нравы воспитанниц, что они учились только для хорошей отметки, поступали хорошо только тогда, когда надеялись получить похвалу. Красивого наряда для выпуска требовали даже те, матери которых в отчаянии ломали руки, не зная, как справиться, чтобы устроить дочери мало-мальски сносный туалет для её выхода, который сразу требовал огромных издержек».

«Как мало знаний выносили мы из преподавания, какими поразительными невеждами оканчивали курс, будет видно из следующего очерка; к сказанному же прибавлю только, что большая часть наших учителей сами были людьми невежественными и никуда не годными педагогами. Даже по внешности, кроме француза, они представляли, точно на подбор, отовсюду набранных, отживших стариков, навсегда сданных в архив в эту, так сказать, учительскую богадельню Смольного. Случалось, — впрочем, крайне редко, — что вследствие болезни или смерти тот или другой из престарелых педагогов выбывал из строя, и его место замещал ещё не совсем старый человек, но после нескольких уроков такие учителя обыкновенно исчезали с нашего горизонта по неизвестной для нас причине. Один из них был удалён после пяти или шести уроков только за то, что сказал:

— Девицы, вы передаёте всё в зубрежку и плохо рассказываете оттого, что ничего не читаете, — просите начальство снабдить вас книгами для чтения».

Источник: Водовозова Е. Н. «На заре жизни». Мемуары в двух томах. — М.: Книговек, 2018.

Контекст

Елизавета Николаевна Водовозова (1844–1923) была детской писательницей, а также автором статей и книг на тему педагогики. В юности училась в Смольном институте благородных девиц (окончила его в 1862 году). Оставила увлекательные мемуары о детстве и юности, в том числе — об учёбе в Смольном, который описала без прикрас.

В её воспоминаниях Смольный предстаёт местом, где образования как такового девочки не получали, за исключением знания французского языка, Закона Божия и хороших манер. Предметы изучались очень поверхностно, не по учебникам, а по запискам, надиктованным учителями, которые зачастую и сами имели весьма слабое представление о том, что преподавали. Чтение не приветствовалось, а, наоборот, осуждалось, да и условий для него не было — книг в Смольном не водилось. Даже литературу институтки «изучали» со слов преподавателя, без чтения самих литературных произведений. Вся «учёба» заключалась в бездумной зубрёжке — понимания никто не требовал, а задавать учителям вопросы считалось дерзостью. Естественные науки и вовсе не были включены в курс.

Преподаватели и классные дамы доносили до девочек идею о том, что их главная задача — быть украшением гостиных. Так, один из них восторженно умилялся: «Вы не знаете, что творится в мире! О, как прелестны вы вашим неведением! Не теряйте его, этого лучшего сокровища юного сердца!»

Всё стало меняться после того, как инспектором Смольного института назначили молодого гения педагогики Константина Дмитриевича Ушинского. Это произошло в 1859 году — Елизавета Водовозова как раз застала его приход и устроенные им преобразования. Именно он разбудил в ней интерес к получению новых знаний и полностью перевернул представление о том, что такое учёба. 


Освойте топовые нейросети за три дня. Бесплатно
Знакомимся с ChatGPT-4, DALLE-3, Midjourney, Stable Diffusion, Gen-2 и нейросетями для создания музыки. Практика в реальном времени. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована