Образование
#статьи

Бумага vs экран: пора ли отказаться от печатных учебников

Образование меняется, но тексты по-прежнему составляют немалую долю учебного контента. Имеет ли значение, как их читают: с экрана или на бумаге?

Martin Péchy / Pexels / Colowgee для Skillbox Media

Электронный учебник, интерактивный лонгрид, серия коротких постов или диалог с чат-ботом мало похожи на печатную книгу. Но это тоже текст, как и тяжёлый том из библиотеки. Попробуем разобраться, какой формат лучше подходит для учебных целей.

Из этой статьи вы узнаете:

  • в чём всё-таки принципиальные отличия чтения электронных текстов от бумажных;
  • читая какие тексты, люди лучше справляются с заданиями на понимание;
  • какие условия влияют на результат чтения;
  • правда ли, что молодёжь предпочитает электронные тексты;
  • как сделать электронное чтение более вдумчивым.

Чем экран не похож на бумагу

Учёные ищут различия в восприятии электронных и печатных текстов с того момента, как компьютеры вошли в нашу жизнь. Самые важные находки удачно обобщили учёные из Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина в прошлогоднем обзоре научных работ по теме. Всего лингвисты проанализировали 119 исследований и выявили три главные особенности электронного текста:

  • Нелинейность. Гиперссылки, в отличие от сносок в печатной книге, не просто указывают на источник информации. Читатель электронного текста каждый раз решает, пройти по ссылке или остаться на странице, и по-своему выстраивает путь по материалу.
  • Интерактивность. Максимум, что читатель может сделать с печатным текстом, — подчеркнуть несколько строк, заложить страницу, написать замечание на полях. Электронный текст можно скопировать или выделить, можно запустить поиск по странице или в поисковике, включить чтение вслух, можно оставить открытый комментарий и вступить в обсуждение с автором и другими читателями.
  • Мультимодальность. Печатные книги тоже наполнены не только текстом, но и изображениями. Но в цифровом формате таких элементов больше, они разнообразнее, и с большинством из них читатель может взаимодействовать — увеличивать картинки, перестраивать графики, запускать мини-игры, включать видео и аудио.

Помогают эти особенности понять текст или только отвлекают от чтения? Универсального ответа в 119 исследованиях не нашлось:

  • Гиперссылки обычно увеличивают нагрузку при чтении и мешают понять и запомнить материал. Но для текстов из энциклопедий такого эффекта нет.
  • Интерактивность хорошо сказывается на понимании текста и обучении, особенно для детей младшего школьного возраста.
  • Насчёт совмещения разных форматов на одной странице данные противоречивы. В большинстве случаев работает принцип модальности. Графику, видео и текст мы воспринимаем визуально, то есть они имеют одну модальность. Поэтому считывать сложный материал одновременно из видео и из текста трудно: визуальный канал восприятия перегружается. А вот если сложную графику сопровождает аудио, то задействованы два разных канала, и ни один из них не перегружен. Но этот принцип не работает при изучении иностранного языка — при этом полезно параллельно смотреть видео и читать субтитры к нему.

Ещё одна примечательная особенность «цифры» в том, что она почти не задействует осязание. Печатный том — это физический объект, он воспринимается не только через зрение.

«Мы часто используем место в книге („где-то в начале“, „на середине“) или местоположение на странице как маркер для памяти», — отмечает американский лингвист Наоми Барон.

В электронном тексте таких пространственных маркеров нет, особенно если прокручивать его, а не перелистывать страницы. В этом случае положение текста на странице нестабильно, и мысленные пометки не к чему привязать. Между тем в печатном тексте они полезны.

Одно исследование показало, что в хронологии прочитанной истории лучше ориентируются те, кто прочёл её в бумажной книге, а не на ридере. Вероятно, дело в том, что в начале и конце сюжета печатная книга ощущается в руках по-разному.

Фото: BetterPhoto / Shutterstock

Какое чтение эффективнее для учёбы

Итак, чтение с экрана — не то же самое, что чтение печатной книги, даже если текст один и тот же. Что это значит для обучения? Можно ли заменить печатные учебники электронными?

На вопрос, в каком формате мы лучше воспринимаем, понимаем и запоминаем информацию из текста, пытаются ответить несколько поколений исследователей. Уже в 1992 году появился первый обзор по теме, который обобщал результаты сотни опубликованных научных работ. Правда, в нём рассматривались в основном затруднения в чтении с экрана, причиной которых было техническое несовершенство существовавших на тот момент устройств.

Больше всего данных объединил обзор 2018 года, подготовленный Пабло Дельгадо и другими учёными из Университета Валенсии (Испания) и Техниона — Израильского технологического института. Авторы обобщили результаты 54 исследований с 2000 по 2017 годы.

Всего в них участвовала 171 тысяча человек — преимущественно студенты и школьники. В каждой из этих работ с помощью дополнительных заданий оценивалось, какой текст читатели понимают лучше: печатный или его электронный аналог. Именно аналог — в обзор не попали работы, в которых текст на электронном носителе имел несопоставимые с печатным вариантом дополнения (например, гиперссылки или веб-навигацию).

Авторы обзора использовали метод метаанализа, то есть заново рассчитали результаты по опубликованным данным и объединили их в общем формате. И в большинстве случаев более эффективным оказалось чтение печатного текста.

В 56 экспериментах те, кто читал текст на бумаге, лучше справились с заданиями на понимание. Противоположных примеров — когда более точные ответы дали читатели электронных текстов — нашлось только 18. Впрочем, в некоторых случаях отличия между группами читателей были невелики.

Вскоре вышло ещё два метаанализа по теме примерно с теми же выводами:

  • В обзор учёных из Университета штата Нью-Йорк в Буффало в 2018 году попало 17 исследований, вышедших в основном после 2010 года. В части из них (с общим числом участников около 4800) оценивалось именно понимание текста после прочтения. Обобщение показало, что чтение печатного текста более результативно.
  • В 2019 году исследовательница из Университета Северной Дакоты (США) Вирджиния Клинтон рассмотрела исследования за меньший промежуток времени, чем её испанские и израильские коллеги: с 2008 по 2018 годы. Всего она проанализировала 29 публикаций, в которых описывались результаты 33 экспериментов примерно с 2800 участниками, и тоже выявила небольшое преимущество в понимании печатного текста по сравнению с электронным.

Какие условия влияют на результат чтения

Получается, в среднем люди больше понимают и запоминают из отпечатанного на бумаге текста. Но «в среднем» — слишком общая оценка. В каждый из трёх обзоров попали исследования и с явным преимуществом бумаги, и такие, где разница была в пользу гаджетов. Откуда столько противоречий? Об этом пишет ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных и лингвистических исследований Института Пушкина Мария Лебедева:

«Разницу в результатах могут определять такие факторы, как разные выборки, разные устройства, используемые в ходе экспериментов, разные условия чтения, разные способы измерения качества понимания прочитанного и прочее».

Пабло Дельгадо с соавторами назвали несколько условий, которые снижают результативность чтения с экрана:

  • ограниченное время прочтения;
  • информационный характер текста (в противовес чистому сторителлингу);
  • использование компьютера, а не планшета, смартфона или ридера;
  • прокрутка текста вместо перелистывания страниц.

Что насчёт возраста и чтения с экрана

Также испанские и израильские исследователи сделали неожиданный вывод: с 2000-го по 2017-й год преимущества печатного формата чтения стали только заметнее. Не похоже, чтобы новые поколения, выросшие в эпоху гаджетов, — «цифровые аборигены», как их называют, — лучше воспринимали текст с экрана.

Для детей формат не главное

Но по поводу детского чтения есть и другие выводы.

Согласно обзору 2017 года от авторов из Мэрилендского университета, дети в возрасте 5–6 лет одинаково хорошо понимают печатный и электронный формат — для коротких текстов, с которыми они сталкиваются, это не имеет значения.

Фото: Anita Jankovic / Unsplash

В более свежем и подробном обзоре (здесь анализировались 30 работ с общим числом участников более 1800, в основном детьми 4–5 лет) это подтвердилось. В среднем формат не оказал никакого влияния на эффективность чтения. В тех экспериментах, где использовались цифровые книги с интерактивными вставками — словарями, чтением вслух, кликабельными изображениями в тему, — небольшое преимущество оказалось в пользу чтения с экрана.

В другой половине экспериментов, где электронные книги были не такими интересными, — в пользу бумаги. А вот запоминать новые слова оказалось эффективнее по электронной книге. Впрочем, пока цифровые усовершенствования не перевешивают живую поддержку взрослого: читать с ребёнком вслух печатную книгу всё равно полезнее.

Подростки читают быстро и неглубоко

Для детей постарше работают те же принципы, что для взрослых — как мы видели по результатам обзоров, исследования на школьниках и на студентах приходят к схожим выводам.

В 2020 году группа исследователей Института Пушкина провела онлайн-опрос российских учеников 5–11 классов об их читательском поведении. В том числе школьники оценивали, насколько хорошо они читают с экрана и на бумаге. Всего опросник заполнили 568 подростков (средний возраст — 14 лет) из 54 регионов России, в основном девочки. И их субъективные оценки неожиданно для исследователей совпали с результатами научных экспериментов.

Так, большинство подростков отметили, что они читают с экрана быстрее, но устают и теряют интерес тоже быстрее, а также менее сосредоточены и хуже запоминают прочитанное по сравнению с печатными книгами. Для сравнения, об этом же говорят результаты исследования 2017 года, в котором участвовали больше 2800 немецких школьников с первого по шестой классы. Те дети, кому достался электронный текст, читали быстро, но поверхностно, и точность их решений была ниже.

Студенты любят бумагу

Бумажные книги не только эффективнее для чтения, но и больше любимы студентами. Удивительно, но факт: до сих пор большинство студентов вузов в мире предпочитают печатный вариант учебных материалов. Такой результат дало международное исследование форматов академического чтения (Academic Reading Format International Study, AFRIS).

В 2014–2017 годах в онлайн-опросе участвовали более 21 тысячи студентов в 33 странах мира (России среди них не было):

  • 71% ответили, что предпочитают учиться по печатным учебным материалам;
  • 20,3% не выразили строгого предпочтения;
  • только 8,7% сообщили, что выбирают электронный формат.

В разных странах доли меняются, но тренд на предпочтение печатного формата сохраняется повсюду. Заметно, что он распространён среди младших студентов, а среди магистрантов и аспирантов больше любителей электронного формата. Пол, судя по опросу, с предпочтениями никак не связан.

Участники этого опроса могли объяснить свой выбор в комментариях. Вот какие ответы оказались самыми популярными:

Преимущества печатных материаловПреимущества электронных материалов
Лучше подходят для обученияНебольшой вес гаджетов по сравнению с печатными книгами
Возможность выделять и подчёркивать важные моменты в текстеВозможность поиска по ключевым словам и перехода по ссылкам
Более высокая вовлечённость в чтениеДоступность в любое время
Лучшие результаты обучения по сравнению с электронным форматомНизкая цена

Также сторонники печатного формата считали цифровые материалы более вредными для зрения.

Фото: Becca Tapert / Unsplash

Что касается участников постарше, то сравнений эффективности традиционного и цифрового чтения у людей среднего и пожилого возраста пока мало. В большинстве случаев взрослые участники исследований — студенты того же университета, где работают экспериментаторы. По существующим данным Пабло Дельгадо и его соавторы не нашли отличий в эффективности цифрового чтения для взрослых людей разного возраста.

Так что теперь, распечатывать каждый учебный текст?

И всё же Мария Лебедева и другие авторы большого русскоязычного обзора исследований чтения с экрана и на бумаге обнаружили: вывод не в пользу «цифры» — менее чем в половине из 119 изученных ими исследований. Чтение с экрана, считают они, тоже может быть эффективным. Но нужно специально разрабатывать учебный контент для онлайн-среды:

«Бумажный текст, будь то книга, учебник или отдельный материал, в точности перенесённый на экран, неэффективен — он теряет все преимущества печатного формата и не использует сильные стороны цифрового формата».

При этом крупные обзоры, которые пришли к выводу о «неполноценности» чтения с экрана, учитывали только эксперименты, где печатный текст сравнивался со своим электронным аналогом — то есть статичным текстом без каких-либо интерактивных функций. Логично сравнивать сопоставимые вещи, но в то же время из поля зрения исследователей оказались исключены более современные форматы.

Если рассмотреть их отдельно, как это сделала Вирджиния Клинтон с коллегами в этом году, получается, что дополнительные функции электронного контента — возможность обращаться к онлайн-словарям, дополнительные вопросы на понимание, инструменты обсуждения материала — повышают результативность чтения.

Читать с экрана нужно умеючи

Нереалистичную идею полностью отказаться от электронного образовательного контента не предлагает никто из учёных. Но все исследователи подчёркивают: нельзя ждать, пока «цифровые аборигены» научатся читать цифровые тексты так же вдумчиво, как предыдущие поколения читали печатные книги. Над этим нужно работать прицельно.

Почему, объяснила в своём обзоре Вирджиния Клинтон. Похоже, люди обычно переоценивают свою способность точно понимать текст с экрана. Возможно, это дело привычки: мы так часто взаимодействуем с гаджетами, что переносим привычку скроллить и на важные тексты тоже, не даём себе труда вчитаться. В пользу этого говорят отличия в результатах заданий разного уровня сложности на понимание текста.

Например, в эксперименте 2019 года в Мэрилендском университете студенты одинаково хорошо улавливали общий смысл текста и на бумаге, и с экрана. Но когда требовалось выделить ключевые идеи, то есть продемонстрировать более глубокое погружение, лучше справлялись те, кто читал печатный вариант.

Несколько практик, которые помогут выработать навык внимательного чтения и взрослым, и школьникам, привела в одной из недавних работ Мария Лебедева:

  • Работайте с текстом. Можно выделять ключевые фрагменты цветом или конспектировать, причём в разных форматах — не только писать заметки, но и составлять интеллект-карты индивидуально или в группе. Выделение фрагментов бумажного текста давно признано неэффективной учебной стратегией (и сравнение с «цифрой» это подтверждает), но в цифровом формате оно позволяет замедлить чтение.
  • Задействуйте осознанные читательские стратегии перед чтением, во время и после него. Не поглощайте текст пассивно, а определите цель чтения и помните о ней, обращайте внимание на фрагменты, которые нужно глубже продумать или запомнить, вспоминайте, что ещё вам известно по этой теме.
  • Преодолевайте возникающие трудности, не стремитесь читать строго линейно от начала до конца. Если какой-то фрагмент непонятен — возвращайтесь к его началу, перечитывайте его медленнее и внимательнее.
  • Убирайте отвлекающие факторы. Выключите уведомления, выберите удобный режим чтения или воспользуйтесь специальным сервисом для поддержания концентрации в игровом формате, например, растите виртуальный лес, как в приложении для продуктивности Forest. Оно предлагает высаживать виртуальное дерево каждый раз, как вы приступаете к работе. Но если вы отвлечётесь и откроете любое другое приложение на смартфоне, саженец погибнет.

Российские исследователи уже ставят перед собой задачи научить новые поколения эффективным читательским стратегиям. Для этого коллектив исследователей из Института Пушкина во главе с Марией Лебедевой продолжает опрашивать российских школьников об их навыках цифрового чтения. Кроме того, выработка рекомендаций для эффективного чтения с экрана для школ, учителей и самих подростков — одна из целей проекта Психологического института Российской академии образования «Чтение в цифровом мире».


Освойте топовые нейросети за три дня. Бесплатно
Знакомимся с ChatGPT-4, DALLE-3, Midjourney, Stable Diffusion, Gen-2 и нейросетями для создания музыки. Практика в реальном времени. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована