Об этом зампред Госдумы Ирина Яровая заявила 27 июня в рамках заседания Совета при Президенте по реализации госполитики в сфере защиты семьи и детей.
«Для того чтобы у нас вернуть духовно-нравственные ценности в полном формате в школе, нужно убрать Монтессори из системы обучения педагогов и нужно их учить по Ушинскому, а не по Монтессори, потому что Монтессори — это другая идеология, это другой набор ценностных ориентиров», — считает депутат.
Правда, чем именно эта методика не соответствует российским ценностям, почему при современном изобилии педагогических систем учить надо именно по Ушинскому и, главное, почему надо ограничиться одним подходом, а не изучать разные, она не пояснила. Можно лишь строить догадки на этот счёт.
Педагогические подходы Марии Монтессори направлены на раннее развитие ребёнка благодаря созданию для него такой среды, в которой он мог бы самостоятельно проявлять свои способности и интересы, формировать различные навыки и приобретать знания на собственном опыте. Роль педагога заключается как раз в том, чтобы сформировать такую предметно-пространственную среду, которая стимулирует ребёнка к развитию. Педагог выступает при этом помощником или даже наблюдателем, помогает детям организовать своё обучение, но не навязывает его. Кстати, готовые выводы и мнения навязывать он тоже не может — дети должны дойти до всего сами, пусть даже ценой ошибки. Критика запрещена. Словом, у учителя тут роль второстепенная — так воспитывается самостоятельность.
Что касается Ушинского, то он классик российской педагогики. Во второй половине девятнадцатого века, когда нормальными методами воспитания и обучения детей считались муштра и чрезмерная строгость, его идеи казались революционными и слишком демократичными. Его даже выжили из-за этого из Смольного института благородных девиц. Но в контексте современной реальности это просто базовые принципы педагогики: обучение должно учитывать возрастные и психологические особенности развития ребёнка, быть посильным и последовательным, развивающим, наглядным и так далее.
Вероятно, больше всего в идеях Ушинского Ирину Яровую привлекает концепция нравственного воспитания, в котором немалое значение он уделял развитию патриотизма и чувства национальной гордости. Заметим, однако, что по Ушинскому система воспитания исключает авторитарность, строится на силе положительного примера и искренней атмосфере товарищества.
Недавно представленная программа школьного воспитания сфокусирована именно на патриотизме. Новая концепция детского дополнительного образования, к которым относятся всевозможные кружки и секции, тоже призвана усилить воспитательную составляющую «на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций».