Список распоряжений утверждён по итогам заседания Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека, которое состоялось 9 декабря 2021 года.
Что поручил президент
Согласно документу, правительство должно проанализировать возможность включения в программы среднего профессионального и высшего педагогического образования специальной дисциплины, которая будет направлена на «раннее выявление предпосылок девиантного поведения у детей и подростков и оказание им своевременной педагогической, психологической и медицинской помощи».
Эту дисциплину также предлагается включить в программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации для педагогов.
Доклад о проделанной работе нужно будет представить до 1 мая 2022 года.
Как возникла эта идея
Изначально с такой инициативой на заседании Совета выступил руководитель постоянной комиссии Совета при Президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Кирилл Кабанов.
Он отметил, что в последние 15 лет произошёл резкий рост распространения агрессивных настроений в подростковой и молодёжной среде.
«В цифровом пространстве, интернет-сообществах и подростково-молодёжных группах фактически активно транслируется негативный и агрессивный поведенческий сценарий, включающий в себя самоутверждение через насилие и унижение других, представление акта насилия как лёгкого способа решения личных проблем или как простого способа добиться известности и славы», — пояснил Кабанов.
В пример он привёл буллинг. По данным спикера, более 40% российских школьников подвергались какой-либо форме издевательств. Кроме того, он напомнил, что жертвы травли сами могут вести себя агрессивно по отношению к обидчикам.
По его словам, система профилактики и выявления психологических проблем у учащихся неэффективна из-за низкого уровня профессиональной квалификации специалистов, а также из-за формального подхода и отсутствия специальных знаний у педагогов.
Чтобы решить описанную проблему, помимо введения специальной учебной дисциплины для будущих преподавателей, Кабанов предложил ещё несколько мер:
- формирование нетерпимой к буллингу среды, в частности, за счёт привлечения к этой работе лидеров общественного мнения;
- организация просветительской работы с родителями;
- повышение эффективности взаимодействия учебных заведений с подразделениями МВД, инспекциями по делам несовершеннолетних;
- поддержка и ускорение процесса формирования института советников-воспитателей в школах.
Кстати, недавно тему безопасности в образовательных организациях обсуждали и детские омбудсмены. В рамках съезда уполномоченных по правам ребёнка, в частности, назвали долю школ, где нет охраны. Оказалось, что она может достигать почти 20%.