Исследование провело консалтинговое агентство «Университеты и маркетинг». Участниками опроса стали 4239 первокурсников, поступивших в российские вузы в 2023 году.
Что известно об опрошенных
Большинство опрошенных учатся в Москве, а также в Южном и Дальневосточном федеральных округах.
Участников исследования попросили рассказать, в какое количество вузов они подавали документы. Оказалось, что большинство пользовалось возможностью поступать сразу в пять университетов (это максимальное разрешённое число). Однако второй по популярности опцией стала подача документов только в один вуз ― 28,9% абитуриентов имели чёткую цель попасть в конкретный университет и не рассматривали альтернативных вариантов.
Интересно, что больше заявлений подавали те абитуриенты, которые стремились поступить в вуз другого региона. А те, кто хотел поступить в вуз недалеко от дома (то есть в том же регионе, где окончили школу), зачастую ограничивались заявлением только в один университет.
Например, среди абитуриентов с пятью заявлениями оказалось почти вдвое больше тех, кто подавал документы в вузы в других субъектах РФ: 42% заявлений против 24% в вузы родных регионов. Те, кто подавал документы в два-четыре вуза, направили почти равное количество заявлений в университеты других и своих регионов. Однако в случае с четырьмя учебными заведениями предпочтение всё же отдавали образовательным организациям из других субъектов РФ. А те, кто поступал в два и три вуза, наоборот, чаще подавали документы в те университеты, которые находятся в их родных регионах.
Наконец, абитуриенты, поступавшие только в один вуз, гораздо чаще подавали документы в учебные заведения своих регионов — 34% против 20%, расположенных в других субъектах РФ.
В целом многие абитуриенты ограничивали свой выбор вузами только одного региона (чаще всего это были Москва или Санкт-Петербург) или вузами обеих столиц.
Интересно то, что среди тех, кто поступал только в московские и петербургские вузы, 58% не жили в этих городах раньше. А из числа подавших документы в университеты только одного региона (кроме столиц) 57% проживали в тех же субъектах РФ.
Как опрошенные выбирали вуз
Участников исследования также попросили рассказать, чем именно они руководствовались, принимая окончательное решение о месте учёбы. Оказалось, что почти половина всех респондентов прежде всего ориентировалась на интересующую их образовательную программу и выбирала между вузами, в которые эти респонденты проходили на неё. Так ответили 2104 человека. Ещё 1729 сначала определились с приоритетным университетом, а потом выбирали конкретную образовательную программу в нём. А 405 в первую очередь решали, в каком регионе хотят учиться.
Авторы исследования установили, что программы чаще всего становились первичным объектом выбора для тех, кто подавал документы только в один вуз. А университет — для тех, кто поступал сразу в пять учебных заведений.
Уточняется, что для поступающих только в один вуз родного региона характерен именно выбор между разными программами. А для тех, кто хотел сменить место жительства, — между вузами, в которых они проходят по баллам на нужную программу. Но для тех, кто поступили в вузы не своего региона, однако не в московские и петербургские, главным ориентиром служил именно регион — то есть, видимо, определялись сначала с ним, а потом уже исходили из того, какие вузы там есть.
Исследование также показало, какие факторы влияли на выбор между образовательными программами, университетами и регионами. Те, кто выбирал между программами лишь одного вуза в одном регионе, меньше всего внимания обращали на цену за обучение — не пройдя на бюджет, они согласились бы учиться на выбранном направлении платно. Проще говоря, на единственный конкретный вуз чаще всего нацеливаются те, кто имеет возможности платить за учёбу (для них не так принципиально попасть именно на бюджетное место). Для тех же, кто выбирал между университетами разных регионов, был более значим фактор престижа вуза при доступной стоимости обучения. А абитуриенты, которые ориентировались на регион, где предстоит учиться, больше интересовались средой проживания, условиями в разных городах, ценами на жильё там и так далее. То есть фактор качества образования имел для них не такое важное значение, как бытовой и материальный.
Отметим, эти данные могут быть полезны вузам — чтобы лучше понять потребности своей целевой аудитории и эффективнее выстраивать стратегии привлечения абитуриентов.
Кстати, в этом году было заметно сразу несколько любопытных (и не всегда честных) стратегий привлечения сильных абитуриентов, включая креативные промоакции, чёрный пиар в адрес других учебных заведений, а также обещания дополнительных стипендий и других выплат.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!