Образование
#статьи

9 вопросов о том, как генетика влияет на развитие и обучение детей

По материалам книги «Геномика поведения: детское развитие и образование» под редакцией Сергея Малых, Юлии Ковас и Дарьи Гайсиной.

Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media

Что имеет решающее значение в формировании личности — наследственность или воспитание? Острые дискуссии по этому вопросу продолжались вплоть до конца XX века. Затем развитие психогенетики заполнило многие пробелы в наших представлениях о развитии человека.

Психогенетика — это наука, которая изучает наследственность и изменчивость психических свойств, например, темперамента и когнитивных способностей. Очевидно, что исследования в этой области очень важны для образования. И именно этой теме посвящена книга «Геномика поведения: детское развитие и образование» под редакцией Сергея Малых, Юлии Ковас и Дарьи Гайсиной, изданная Томским государственным университетом.

Её авторы — специалисты из разных стран мира, которые представили результаты своих научных изысканий. Среди рассмотренных тем — мотивация, поведенческие и эмоциональные проблемы, взаимоотношения детей с родителями и сверстниками, психологическое здоровье, академическая успеваемость и влияние стресса. Книга будет полезна педагогам, родителям, исследователям образования и вообще всем, кто интересуется актуальными научными открытиями.

«Геномику поведения» можно скачать бесплатно на сайте ТГУ, а в этой статье — обобщение её ключевых тезисов о том, как связаны наследственность и образование.

Влияют ли вообще гены на процесс обучения? Может быть, всё зависит от семьи и школы?

Не так давно все думали именно так. Теория «чистого листа», или tabula rasa, подразумевала, что из любого ребёнка можно воспитать любую личность. Современные исследования показали, что это заблуждение.

Генотип вносит существенный вклад в развитие человека. Это наглядно показывают близнецовые исследования. Так, однояйцевые близнецы, разлучённые в раннем детстве и воспитанные в разных семьях, сохраняют удивительное сходство по многим признакам, включая интеллект, личностные черты, способности к отдельным видам деятельности.

Фото: ANNA GRANT / Shutterstock

По данным исследований, гены объясняют около 50% индивидуальных различий в способностях к обучению.

Не приведут ли генетические исследования к разделению людей на «касты» по уровню способностей?

К счастью, это пройденный этап. В начале XX века с развитием психогенетики зародилась евгеника. Это общественно-политическое течение предлагало культивировать «лучшую» породу людей и избавляться от «плохих» признаков. Впоследствии идеи евгеники были подхвачены фашистской идеологией. После Второй мировой войны в некоторых странах (включая нашу) психогенетика на десятилетия попала в опалу.

Сегодня учёные пришли к пониманию, что знания, полученные в результате генетических исследований, сами по себе не зло и не добро. Вопрос в том, как их использовать. В современном мире цель психогенетических исследований — способствовать процветанию и благополучию всех детей, формируя для них среду с учётом их наследственных предрасположенностей.

Получается, если кому-то не повезло с генами, то образование и воспитание это не исправят?

Влияние генов и среды взаимосвязано, поэтому подходящие средовые условия — мощный инструмент для коррекции неблагоприятных генетических предрасположенностей.

Например, если ребёнок предрасположен к агрессии, в качестве профилактики антисоциального поведения можно поместить его в спокойную, доброжелательную среду, с раннего возраста обучать коммуникации с окружающими и приёмам саморегуляции. Трудности с чтением и математикой тоже можно компенсировать дополнительными занятиями.

Зачем помогать одарённым детям, если им и так всё «дано от природы»?

Чтобы «хорошие» гены проявили себя в учёбе, нужна благодатная почва. Часто бывает так, что дети, у которых по когнитивным тестам высокие показатели интеллекта, очень плохо успевают в школе. Дело в том, что окружающая среда, предназначенная для «усреднённого» школьника, не отвечает их потребностям и интересам.

Поэтому одно из важнейших направлений развития образования — выявлять одарённых школьников и помещать их в подходящие им условия. Без таких мер генетические задатки могут не только не проявиться, но и сыграть во вред, превратив ребёнка в неуспешного, несмотря на свою одарённость, школьника.

Как выявить генетические задатки ребёнка? Например, склонность к какому-либо предмету

Лучший способ сделать это — предоставить ребёнку как можно более разнообразную среду, чтобы ему было из чего выбрать. Как правило, дети проявляют интерес именно к той деятельности, к которой они предрасположены. Поэтому стоит дать ребёнку возможность попробовать разное и понаблюдать, к чему он потянется.

Фото: Da Antipina / Shutterstock

Правда ли, что чем раньше начать заботиться о разнообразной среде для ребёнка, тем лучше?

Да, это действительно так. Генетические исследования показывают, что вклад семейной среды в академические (то есть учебные) результаты ребёнка оказывает максимальное влияние на ранних этапах его развития и снижается по мере взросления ребёнка. Проще говоря, чем раньше обеспечить ребёнку разнообразные возможности для развития, тем больше эффекта это даст.

Влияют ли гены на отношения ребёнка со сверстниками?

Да, конечно. Это влияние опосредовано личностными чертами. Например, если ребёнок предрасположен к агрессивному поведению или депрессии, сверстники могут его отвергать, и он может стать жертвой буллинга. Травматичный социальный опыт, в свою очередь, усугубляет психологические проблемы, и «порочный круг» замыкается.

Чтобы этого избежать, важно вмешательство взрослых на ранних стадиях. Полезным может быть обращение к психологу, проведение групповых мероприятий, направленных на противодействие буллингу.

Способна ли генетика помочь в профориентации?

Сегодня у нас для этого чересчур мало данных. Мы до сих пор не знаем, какие именно генетические участки ответственны за способности в той или иной области. Известно только, что таких участков огромное количество, и вклад каждого из них в отдельности очень маленький. Так, для способностей к математике найдено около десяти участков, но все вместе они объясняют не больше 3% дисперсии признака. Какие участки объясняют ещё 47% вариаций — загадка, получившая название «потерянной наследуемости».

Таким образом, современная генетика не в состоянии сказать что-либо о способностях отдельно взятого человека. Пока что эта наука изучает, скорее, общие закономерности в популяции.

А что генетика сможет дать образованию в будущем?

Учёные надеются, что в скором времени станет возможно создавать индивидуальный генетический профиль каждого ученика. На основе этих знаний можно будет индивидуализировать процесс обучения, учитывая сильные стороны ребёнка и факторы риска.

Подобные возможности требуют высокой ответственности от всех участников образовательного процесса. Поэтому уже сегодня важно говорить о психогенетике в образовании, обсуждать этические вопросы и вместе приходить к пониманию, как использовать достижения науки во благо каждого ученика.

Научитесь: Младший школьник. Большая инструкция для родителей Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована