9 событий преподавания: подходы психолога Роберта Ганье
Эта методика — уже классика преподавания и основа педагогического дизайна. Но если вы о ней ещё не слышали — вот что она собой представляет.
Катя Павловская для Skillbox Media
Роберт Ганье — американский психолог образования. Отучившись в бакалавриате Йеля и получив докторскую степень в Брауновском университете в 1940-м, он начал работать в области экспериментальной психологии. Ганье был одним из пионеров обучения с помощью компьютеров и преподавал в ведущих университетах США. Он был экспертом по педагогическому проектированию и выпустил несколько книг о преподавании. Наибольшую известность ему принесла книга «Условия обучения» (англ. The Conditions of Learning), впервые опубликованная в 1965 году. В ней он описал уровни обучения, которым соответствуют девять событий преподавания, — это шаги в образовательном процессе, которые помогают сделать его результативным.
На основе этих событий проектируют обучение и детей, и взрослых.
В чём суть подхода Роберта Ганье
Преподавание, по Ганье, — это ряд внешних по отношению к ученику событий, призванных стать подспорьем для внутренних событий обучения. Внутренние события — это стоящие за обучением физиологические процессы обучающегося, такие как регистрация поступающей информации органами чувств и, например, её сохранение в долгосрочной памяти.
Проще говоря, Ганье считал, что цель преподавания — облегчить внутренние процессы обучения. Ученик должен перейти из одного состояния ума в другое. Преподаватель же помогает ему пройти этот путь, который Ганье представляет как последовательность из девяти событий:
- Привлечение внимания (англ. gaining attention).
- Информирование учеников о целях обучения (англ. informing the learner of the objective).
- Повторение уже изученного материала (англ. stimulating recall of prerequisite learned capabilities).
- Представление нового учебного материала (англ. presenting the stimulus material).
- Поддержка обучения (англ. providing learning guidance).
- Подталкивание к демонстрации приобретённых навыков (англ. eliciting the performance).
- Предоставление обратной связи (англ. providing feedback).
- Оценка результатов (англ. assessing performance).
- Улучшение усвоения знания и его перенос на практику (англ. enhancing retention and transfer to the job).
Все эти этапы были известны педагогике и до Ганье, но не были структурированы. Он просто собрал их в свою систему.
Учёный объяснял, что предложенный им порядок событий представляет собой наиболее верную последовательность, однако полностью соблюдать её не обязательно.
Например, некоторые из этих процессов могут оказаться просто излишними. Чтобы понять, какие из событий можно пропустить, Ганье предлагает представить их в виде контрольного списка и оценить каждую стадию: «Нуждаются ли ученики в поддержке на этом этапе?»
Задача девяти событий — стимулировать внутренние процессы обучения, а не заменять их. Чем самостоятельнее ученики, тем больше событий преподавания они возьмут на себя. Ганье называл этот процесс self-instruction, то есть самообучением.
На занятиях, построенных по событиям Ганье, учащиеся могут:
- понять структуру процесса обучения;
- не отклоняться от цели обучения;
- конструировать новые знания на основе уже полученных;
- самостоятельно отыскивать ответы на возникающие вопросы;
- использовать освоенные навыки и знания на практике.
А преподавателям и методистам девять событий помогают:
- выстраивать уроки более структурированно;
- формулировать цели обучения на понятном ученикам языке и не отклоняться от них;
- выступать менторами самостоятельно работающих учеников;
- помнить о важности обратной связи;
- избегать когнитивных искажений при оценке работы учеников (когда хочется себя похвалить за то, что ученик вроде бы всё усвоил, а он на самом деле далёк от этого).
Что представляют собой девять событий Ганье
Разберём каждое событие подробнее, опираясь на их описание в книге «Условия обучения» и более позднем труде Ганье «Принципы педагогического проектирования» (англ. Principles of Instructional Design), увидевшем свет в 1974 году. Ганье приводил примеры из школьной педагогики — в силу своей простоты они хороши для понимания, поэтому несложно представить, как то же событие применяется и в обучении взрослых.
Привлечение внимания
Главный способ привлечь внимание — пробудить в учениках любопытство. Например, сменяя один стимул другим, как при киномонтаже, или используя фразы вроде: «А теперь посмотрите сюда», «Обратите внимание на эту часть» или «Что вы здесь видите?». Подчёркивание, выделение текста курсивом, жирным шрифтом, другим цветом в учебных материалах служат той же цели. Ещё один вариант — обращаться к интересам учащихся. Правда, чтобы воспользоваться этим способом, придётся сделать уроки более индивидуализированными, ведь у каждого ученика свои увлечения и предпочтения.
Информирование о целях обучения
Главная цель этого этапа — объяснить, в какой момент обучение можно считать свершившимся. Проще говоря, учащиеся должны понимать, какого результата от них ждут.
Иногда цели очевидны. «Например, было бы несколько нелепо прикладывать особые усилия, чтобы объяснить цель обучения начинающему игроку в гольф, который тренирует удар», — поясняет Ганье. Но если школьник знакомится с десятичными дробями, то будет нелишним сообщить, чего от него ожидают: что он научится просто читать дроби или, например, складывать.
«Ученик не должен гадать, что в голове у учителя», — писал Ганье. К тому же обычно обсуждение цели урока не отнимает много времени. Зато оно обезопасит и учеников, и преподавателя от отклонения в сторону.
При этом важно использовать понятный учащимся язык. Вряд ли, например, учитель начальной школы даст первоклассникам такое задание: «Используя существительные, относящиеся к объекту и субъекту действия, и один глагол действия, сформулируйте корректное предложение». Скорее всего, он скажет примерно так: «Есть три слова: „мальчик“, „собака“ и „поймать“. Их можно соединить во фразу: „Мальчик поймал собаку“. Это называется „составить предложение“. Я хочу, чтобы вы сделали то же самое со словами, которые я вам показываю».
По такому же принципу стоит объяснять учебные задания и для всех остальных учеников, включая взрослых, если тема для них нова.
Повторение изученного материала
Обучение часто (а некоторые скажут, что всегда, замечает Ганье) строится на комбинации ранее изученных идей. Например, нельзя объяснить ученикам, как рассчитывать массу, если они не знают, что такое ускорение, сила и операция умножения. Поэтому перед изучением новых идей нужно повторять старые. Прежде чем запомнить, что натрий — это металл, ученик должен вспомнить, что такое натрий и что такое металлы.
Необходимость извлекать из памяти уже пройденный материал, говорит о важности в обучении такого фактора, как смежность (англ. contiguity), отмечал Ганье. Две идеи, изученные с небольшими временными интервалами, формируют связь. В результате, когда вы сталкиваетесь с одной из идей, в памяти всплывает и вторая. В идеале новое знание должно дополнять эту цепочку ассоциаций. Это важно учитывать при проектировании учебного курса.
Представление нового учебного материала
Суть этого события в целом очевидна: преподаватель показывает ученику сам учебный материал. Если он должен обучиться читать вслух слова, ему показывают эти слова. Если ученик должен выучить последовательность исторических событий, ему рассказывают об этих исторических событиях.
Тем не менее и здесь нужна внимательность. Не стоит предоставлять ученикам такой материал, который не поможет достичь результатов, заявленных как цель обучения.
Например, если цель — научить отвечать на устные вопросы на французском языке, то ученики не должны тренироваться на письменных вопросах. Невнимательность на этой стадии может привести к «неправильным» результатам: учащиеся освоят навык, но не тот, что был заявлен как цель.
Кроме того, новый материал стоит иллюстрировать множеством примеров — чем больше, тем лучше.
Поддержка обучения
Суть этого события в том, чтобы аккуратно подтолкнуть учеников к активному участию в образовательном процессе. Делается это с помощью наводящих вопросов.
Преподаватель задаёт направление мыслям учеников, стимулирует их нужным образом соединить ранее изученные идеи и новые правила. Степень такого менторства зависит от сложности осваиваемого навыка или информации и быстроты, с которой разные ученики схватывают новые идеи.
Допустим, учитель мог бы сказать так: ток течёт по направлению от большего потенциала к меньшему. Но вместо этого он говорит: «Вспомните, одна точка в электрической цепи может обладать большим потенциалом, чем другая. В каком направлении потечёт ток?» В этом случае первая фраза поможет им вспомнить уже изученный материал (даст подсказку), а вторая побудит к самостоятельному формулированию правила.
При этом ученику, который быстро понимает материал, может не нравиться, что его направляют, и простые вопросы могут его раздражать. Чтобы определить, какая степень менторства уместна, Ганье предлагал прибегать к нему лишь время от времени и наблюдать за реакцией учеников. Кому-то достаточно одного наводящего вопроса, а кому-то нужно задать три-четыре.
Кроме того, стоит иметь в виду и темперамент учащихся. Тревожным ученикам лучше задавать более простые вопросы, а менее тревожных и сложные вопросы не пугают, кажутся интересным вызовом.
Сейчас для поддержки обучения также используют примеры, кейсы, аналогии или иллюстрации.
Подталкивание к демонстрации приобретённых навыков
К этому этапу ученики, вероятно, уже более уверены в себе, и на их лицах можно разглядеть признаки радости от обучения, писал Ганье. Они уже знают, как должно быть. Самое время попросить их: «Теперь вы мне покажите!» Учащиеся должны продемонстрировать освоенный навык или знание и убедить не только преподавателя, но и самих себя в том, что они справляются с учёбой.
Сначала ученики обычно практикуются на уже знакомых примерах, а после — на более сложных. Преподавателю нужно убедиться, что они могут продемонстрировать приобретённые навыки и использовать полученные знания.
Предоставление обратной связи
Обучение не заканчивается, когда ученику впервые удаётся самостоятельно продемонстрировать освоенный навык или знание. Надо дать ему обратную связь: в частности, объяснить, правильно ли выполнено задание.
В некоторых случаях такая обратная связь возникает сама собой. Когда, скажем, ученик тренируется играть в дартс, он сам может понять, насколько успешно овладел навыком, судя по тому, как далеко от «яблочка» прилетают его дротики. В конце школьных задачников по математике именно с этой целью указывают правильные ответы.
Но автоматическая обратная связь работает не всегда. Иногда требуется пояснение. К примеру, чтобы понять, правильно ли ученик использует английские местоимения I и me, без комментария учителя ему не обойтись. А в конце задачников по математике именно с целью предоставить обратную связь указывают правильные ответы.
Оценка результатов
Нужно убедиться, что ученик показал успешный результат не случайно и не благодаря простому угадыванию. Ганье советовал снимать такие сомнения простой просьбой повторить действие или рассуждение.
Кроме того, преподаватель должен убедиться, что рассуждения ученика свободны от искажений. Тут помогают вопросы, ответы на которые нельзя просто зазубрить.
Улучшение усвоения знания и его перенос на практику
Планировать учебные курсы надо так, чтобы ученикам приходилось регулярно вспоминать уже изученное с интервалами в несколько недель или месяцев. Эта техника называется «интервальные повторения».
Конечная цель — перенос навыков (англ. transfer of learning), то есть применение уже усвоенных знаний и умений в ситуации, отличной от той, в которой проходило обучение. Пример из изучения английского языка: ученику показали, как согласуются английские глаголы с разными местоимениями (I am, she is, they are), и во время тренировки преподаватель говорил ученику предложения и глаголы, просил согласовать их с местоимениями. А для переноса навыков ученика просят описать происходящее на картинке, используя местоимения и глаголы.
Перечислив девять событий преподавания, Ганье повторял: если вы хотите использовать предложенную схему для планирования уроков, не забывайте, что их порядок может быть гибким. Иногда без поддержки преподавателя не обойтись, порой будет достаточно учебных материалов, а в других случаях ученик сможет справиться и сам. Главное — помнить о цели обучения.