8 бесплатных курсов по педагогике и онлайн-обучению
Для педагогов и методистов, которые делают первые шаги в профессии, и для тех, кто хочет создать свой курс или просто интересуется сферой образования.
Jacob Lund / Shutterstock
Методисты Skillbox Media собрали с разных платформ и сайтов несколько курсов, которые помогут:
- новичкам — сориентироваться в азах или систематизировать знания;
- желающим создать свой онлайн-курс — понять, с чего начать и как вообще устроен этот процесс;
- интересующимся сферой образования — познакомиться с внутренней кухней и присмотреть себе здесь будущую профессию.
Педагогика: основы дидактики
Где: 4brain.ru.
Формат: текстовые лонгриды.
Дидактика — важнейший раздел педагогики и теории образования. Он раскрывает закономерности усвоения знаний, умений, навыков и формирования убеждений, общие методы обучения, определяет объём и структуру содержания образования. Можно сказать, дидактика — это основа педагогики.
Курс состоит из шести тем: педагогические теории, основные принципы дидактики, психология и педагогика (принципы эффективного обучения), традиционные методы обучения, современные методы обучения, педагогические методы воздействия на личность учащихся и методы оценки знаний.
Информация будет полезна новичкам в педагогике и тем, кто только задумывается о сфере образования как возможном поле для своей карьеры.
Посмотреть курсВозрастная психология образования
Где: openedu.ru.
Формат: десять видеолекций с тестом в конце каждой, задания на взаимное оценивание, итоговый экзамен (но в открытом доступе можно ознакомиться лишь с видеолекциями первых двух недель курса, далее доступ платный).
Курс знакомит с закономерностями развития и особенностями психологии человека в разном возрасте — от младенчества до старости — и с основными подходами к обучению людей разных возрастных групп. Вы узнаете, чем методы педагогики отличаются от методов андрагогики.
Курс будет полезен как студентам педагогического профиля, так и просто интересующимся темой. Например, если вы хотите создать собственный обучающий курс в области знаний, в которой являетесь экспертом, лекции помогут понять, как адаптировать программу под конкретный возраст.
Записаться на курсВведение в игропедагогику
Где: проект «Игромир образования 2035».
Формат: подборка из 12 записей вебинаров продолжительностью 1–2 часа.
Игры обожают не только дети в ясельных группах, но и топ-менеджеры крупнейших корпораций. Игры используют в обучении с тех пор, как появилось человечество. Теперь их придумывают для конкретных образовательных целей «специальные люди» — игротехнологи — и применяют тоже «специальные люди» — игропрактики и игропедагоги.
В этом цикле лекций один из крупнейших экспертов игропедагогики Екатерина Кудрявцева подробно рассказывает о том, как вообще устроены игры и почему они так привлекательны для обучения, про историю и систему игровых технологий, мобилизацию образовательного пространства через игру, о том, как информационные технологии используют для создания игр. А ещё вы узнаете, в чём игра похожа на проектную деятельность, и получите массу примеров конкретных игр и ситуаций, в которых они полезны.
Педагогам будет полезно посмотреть эти лекции, чтобы перенять рабочие идеи, а всем остальным — просто очень интересно.
Посмотреть курсЛикбез по e-learning
Где: Студия Киры Гусевой.
Формат: семь коротких лекций по 4–8 минут.
Автор курса Кира Гусева занимается разработкой онлайн-курсов и имеет опыт организации корпоративного обучения. Она записала несколько мини-лекций для тех, кто совсем не знаком с созданием онлайн-курсов. Меньше чем за час можно узнать про азы этого процесса.
Кира очень доступно рассказывает о том, что включают в себя понятия e‑learning и «педагогический дизайн», знакомит с ключевыми понятиями этих явлений (SCORM, LMS, LRS), описывает основные форматы учебного контента, объясняет, что такое сценарий курса и какие навыки нужны для того, чтобы создавать курсы. А также описывает основные тренды в дистанционном обучении.
Лекции помогут любому желающему сориентироваться в самых базовых основах большого мира онлайн-обучения.
Посмотреть курсIDD&E: Essentials
(фундаментальные основы педагогического дизайна)
Где: личный блог Юрия Павлова.
Формат: цикл коротких лекций по 7–9 минут.
Если вы думаете, что педагогический дизайн — это красивое оформление учебных презентаций, то вы сильно ошибаетесь. На самом деле это конструирование всего обучающего курса с учётом множества данных. Педагогический дизайн — сложный и невероятно интересный процесс, требующий широкого набора знаний и навыков, а главное — аналитического и системного мышления. Юрий Павлов, педагогический дизайнер Сиракузского университета, доступно и наглядно (попутно рисуя схемы на доске) рассказывает о сути этого процесса.
Вы узнаете, кто такие педагогические дизайнеры и в чём их работа похожа на работу проектных менеджеров, из чего складывается процесс разработки педагогического дизайна и как построен каждый из его этапов. Лекции сопровождаются ссылками на полезные материалы (например, о том, как писать обучающие задачи) — есть где покопаться, если какая-то тема особенно заинтересует.
Курс будет полезен всем, кто «что-то слышал» про педагогический дизайн, но понятия не имеет, что это и зачем он нужен.
Посмотреть курсСовременная педагогика. Как это работает
Где: openedu.ru.
Формат: видеокурс из десяти тем (по каждой — несколько коротких видеолекций), с зачётными единицами (но возможность сдать экзамен с получением сертификата платная), использован метод кейс-стади.
Это курс от Санкт-Петербургского государственного университета, среди преподавателей три доктора педагогических наук. Курс знакомит с педагогической концепцией семи навыков успешности человека начала XXI века и такими понятиями, как blended learning (смешанное обучение), «перевёрнутый» класс. В процессе курса можно выбрать актуальную тему для педагогического исследования и реализовать это исследование.
Курс будет полезен всем, кто интересуется современной педагогикой, а также студентам педагогических вузов (им он может помочь выбрать проблематику для курсовых и выпускных квалификационных работ).
Записаться на курсПсихология познавательных процессов
Где: «ПостНаука».
Формат: 15 коротких лекций в пределах 15 минут, плюс текстовые расшифровки для тех, кто предпочитает читать, а не слушать.
Это ликбез от доктора психологических наук Марии Фаликман для тех, кто хочет разобраться, как устроены познавательные (когнитивные) процессы человека.
Вы узнаете, какие дисциплины изучают устройство человеческого познания, как принято классифицировать типы мышления, какие есть исследования мышления в когнитивной психологии. А также — из каких этапов складывается мышление, позволяющее делать открытия, и как человек решает сложные задачи, что гештальт-психологи думают об инсайте. Заодно, например, вы услышите о таком интересном факте: избыток мотивации (когда нам очень нужно быстро найти лучшее решение) мешает творческому мышлению. Есть и факторы, которые мешают критическому мышлению.
Ещё одна большая подтема курса посвящена тому, как устроена человеческая память, как протекают процессы в ней и какие есть известные исследования в этой области. Третья важная подтема — виды и свойства внимания. В конце курса представлен список книг по когнитивной психологии.
Курс будет полезен всем, кто интересуется когнитивистикой. Информация в нём вводная, объясняется простым языком — это полезно именно для знакомства с когнитивными науками, в качестве старта для последующего более серьёзного погружения в них.
К курсуИстория педагогической культуры
Где: openedu.ru.
Формат: видеокурс из пяти тем (по каждой — несколько коротких видеолекций), с зачётными единицами (но в открытом доступе можно ознакомиться лишь с видеолекциями первых двух недель курса, далее доступ платный).
Курс от НИУ ВШЭ, читает его Виктория Пичугина, доктор педагогических наук, профессор, автор монографий, антологий и научных статей по истории педагогики (в Skillbox Media выходило большое интервью с ней).
На этом курсе можно узнать историю педагогической теории и практики, педагогического сознания и обычаев, традиций и новаций. Какие известны первые учебные тексты и как они эволюционировали в разных эпохах. Что историкам известно об античной и средневековой школах и как менялась повседневная школьная культура в разных веках. Какой была история университетской культуры и можем ли мы сейчас сказать, что в наше время университет «в руинах». Когда появились первые представления о концепции обучения в течение всей жизни (lifelong learning) и как они проявлялись в разных эпохах и культурах. И, конечно, обширный список литературы для любителей истории педагогики.
Курс будет интересен тем, кто хотел бы не ограничиваться лишь прикладными вопросами педагогики, а разобраться в том, как развивались от эпохи к эпохе представления о том, чему и как учить, а также порефлексировать на тему того, каким образом педагогические подходы воплощают в себе культуру эпохи в целом.
Записаться на курс