6 причин, по которым преподаватели вузов не любят массовые открытые онлайн‑курсы
Дело не только в качестве контента или в особенностях самого формата.
Иллюстрация: Freepik team / Freepik / Fizkes / IStock / Annie для Skillbox Media
Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) — это асинхронные онлайн-курсы с бесплатным доступом, которые может смотреть неограниченное количество людей.
В журнале «Высшее образование в России» вышло исследование, основанное на интервью с преподавателями и на опросе в рамках Мониторинга экономики образования. Авторы работы — сотрудники Центра социологии высшего образования Института образования и Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ.
Статистика МООК-платформ говорит о том, что преподаватели вузов, похоже, не были склонны использовать открытые онлайн-курсы в своей работе даже в условиях пандемии, когда они, казалось бы, должны были помочь пережить переход в онлайн.
Чтобы выяснить причины этого недоверия, авторы из НИУ ВШЭ провели две серии интервью с преподавателями разных вузов. В первой участвовал 61 респондент, во второй — 79. Все они были моложе 65 лет «ввиду специфики категории более возрастных преподавателей», как указано в статье (вероятно, имеется в виду то, что старшее поколение в целом больше склонно не доверять онлайн-форматам). Период проведения интервью — с февраля 2019 года по июнь 2020-го.
Материалы интервью дополнили результатами опроса в рамках проекта «Мониторинг экономики образования». В его выборку вошли 19 760 преподавателей.
Данные, полученные в результате интервью, интересны далеко не только в контексте пандемического перехода вузов в онлайн — они в целом демонстрируют довольно любопытные причины недоверия преподавателей к МООК (причём не только в части использования готовых курсов, но и в создании своих). Эти причины вполне могут оставаться актуальными и сейчас.
Что известно о спросе на МООК в вузах
Пандемия коронавируса подстегнула общий спрос на онлайн-образование, и массовые открытые онлайн-курсы не стали исключением. Как отмечают авторы исследования, на платформе Coursera весной 2020 года число записей на курсы по сравнению с аналогичным периодом 2019-го выросло на 644%. В России спрос на МООК тоже рос — например, посещаемость Национальной платформы «Открытое образование» (НПОО) в апреле 2020 года была вдвое выше, чем в январе.
МООК-платформы в этот период во многом ориентировались на студентов вузов, в том числе предоставляли им полностью бесплатный доступ к обычно платным курсам. С такими инициативами выступали и отдельные ведущие вузы — они выкладывали в общий доступ собственные курсы. Однако в исследовании ВШЭ приводятся данные о том, что в России, как и во всём мире, рост спроса на МООК в 2020-м обеспечили не студенты вузов.
Об этом говорит, в частности, статистика записей на курсы. Быстрее всего рос интерес к мягким навыкам и саморазвитию, а университетские дисциплины бума не увидели. На низкую долю студентов указывают и демографические характеристики аудитории: например, на НПОО лишь 25% посетителей — люди в «студенческом» возрасте от 18 до 25 лет. Типичным же слушателем онлайн-курсов оказался взрослый человек, у которого, скорее всего, уже есть высшее образование.
Почему преподаватели с недоверием относятся к МООК
Вот какие причины недоверия к МООК и нежелания их использовать выявило исследование.
Видеолекции в МООК уступают по эффективности синхронным занятиям. Обучение на таких онлайн-курсах требует от слушателя самостоятельности и ответственности, которыми студенты вузов обладают редко. К тому же готовым лекциям не хватает гибкости, в них нет контакта между преподавателем и аудиторией. Участники исследования сообщили, что на дистанционном обучении предпочитали не выкладывать записанные заранее видео, а проводить синхронные онлайн-занятия, на которых виден хоть какой-то живой отклик студентов.
Готовые онлайн-курсы не охватывают изучаемые в вузах дисциплины. Для большинства университетов, которые выступают создателями МООК, главный мотив выпуска таких курсов — привлечение новой аудитории, в том числе потенциальных абитуриентов. Это значит, что на платформах чаще представлены вводные и теоретические курсы, а узкопрофильные МООК, спрос на которые по определению невысок, встречаются редко. И для многих важных дисциплин на действующих платформах просто не оказалось курсов.
МООК не подходят для освоения навыков. Онлайн-курсы по популярным практико-ориентированным дисциплинам существуют, но включают преимущественно теоретическую основу предмета. Многие из опрошенных преподавателей указали на это и выразили мнение, что онлайн-курсы могут быть лишь подспорьем, но не основным методом обучения в вузе. Например, преподаватели технических дисциплин говорили, что онлайн-курсы стоит совмещать с «живым общением с железом».
Преподаватели видят в МООК угрозу своей занятости. Преподавательские ставки в российских вузах состоят в основном из «горловой нагрузки» — то есть из аудиторных занятий. Интеграция МООК в дисциплину для преподавателя может означать потерю рабочих часов. А это и риск сокращения, и снижение квалификации. Как отметил в интервью один из респондентов, многих преподавателей мотивирует развиваться, искать новые материалы и способы донести до студентов свои идеи именно работа над лекционными курсами.
МООК могут использоваться как инструмент конкуренции между вузами. Отдельные возражения внедрение МООК вызывает у преподавателей в регионах. Онлайн-курсы ведущих вузов могут вносить вклад в отток студентов из регионов. К тому же преподаватели опасаются, что со временем всё высшее образование, кроме самых престижных университетов, могут перевести в онлайн-формат. Региональные вузы в этой концепции превратятся просто в «точки выписки дипломов», как отметил один из респондентов.
МООК, как и другие практики онлайн-образования, вводили сверху без учёта мнения преподавателей. Респонденты отмечали, что во время вынужденного перехода на дистант все вопросы решала администрация вуза. С преподавателями, которые непосредственно работают со студентами, никто не обсуждал, в какой форме проводить занятия и какие ресурсы при этом использовать. То есть в некоторых случаях преподаватели сопротивлялись использованию МООК не потому, что сами курсы им не нравились, а потому что их обязали это сделать.
Как исследователи оценивают перспективы МООК в высшем образовании
Итак, исследование показало, что в целом преподаватели видят в открытых онлайн-курсах больше рисков, чем преимуществ. Но некоторые из опрошенных считают МООК полезными и включают их как отдельные модули в свои курсы. Эти преподаватели считают, что использование МООК позволяет им снизить нагрузку и к тому же повысить вовлечённость некоторых студентов — ведь платформы фиксируют учебную активность на курсе, а значит, отсидеться за задней партой на онлайн-курсе не удастся.
Проблема в том, отмечают авторы исследования, что активно внедряющие МООК преподаватели отличаются от своих коллег. Они более молодые, с небольшим преподавательским опытом, чаще создают новые курсы и обновляют старые и вообще стремятся встраивать разные виды учебной деятельности и контроля знаний в свои занятия. Но таких преподавателей в российских вузах в целом немного, резюмируют исследователи.