5 ключевых выводов о развитии самостоятельности в обучении
Образовательная система хорошо обучает следовать правилам. Но что насчёт инициативности и способности создавать новое?
Фото: MediaProduction / Getty Images
В непредсказуемых современных условиях, считают исследователи из стратегического проекта НИУ ВШЭ «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире», возрастает роль индивидуальной инициативы и самостоятельных решений каждого человека. Почему? Примером может служить сфера карьерного развития.
Так, по оценке из недавнего отчёта Всемирного экономического форума, шести из каждых десяти работников в ближайшие пять лет понадобится переквалификация. При этом в большинстве случаев сотрудники, заинтересованные в новых навыках или даже профессии, сами ищут возможности для развития — системы корпоративного обучения не в состоянии охватить всех.
Подобные перемены происходят во многих других сферах. Чтобы человек был способен к эффективной самостоятельной деятельности, говорят исследователи, его нужно «укрепить», то есть расширить его возможности с помощью знаний и технологий. И образованию в этом процессе принадлежит одна из ключевых ролей.
Мы выбрали из очередного тома доклада по проекту «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» ключевые выводы о том, что означает самостоятельность сегодня и как она формируется в обучении.
Способность действовать самостоятельно требует развития многих навыков
Самостоятельность кажется простым и интуитивно понятным качеством. Однако исследователи обнаружили, что в разных науках его трактуют по-своему. Поэтому целостное определение пришлось разрабатывать заново в ходе стратегического проекта.
В итоге самостоятельность (или агентность) определили как владение навыками нескольких уровней.
Самостоятельность предполагает наличие критического и креативного мышления, коммуникативных умений, эмоционального интеллекта, воли и мотивации к изменению себя и окружающего мира, развитых метакогнитивных процессов (то есть понимания того, как работает мышление) и рефлексии.
Образование само по себе не развивает самостоятельность
Авторы отмечают, что в большинстве исследований человек рассматривается как принципиально несамостоятельный — считается, что его поведение полностью предопределено внешними условиями, требованиями, закономерностями работы мозга. И образование следует той же логике: внимание в школах и вузах уделяют в первую очередь тому, чтобы сформировать навыки действия в заданных условиях, научить следовать правилам.
Формирует ли образование заодно навыки, необходимые для самостоятельного действия? Трудно сказать наверняка. Дело в том, что надёжных и давно используемых инструментов мониторинга гибких навыков (какими они были в начале обучения и как развиваются в процессе) в образовательных системах, в том числе в российской, нет. Однако отдельные исследования показывают: ключевые гибкие навыки во время обучения не развиваются, если этим не заниматься специально.
В пример в докладе проводят исследование платформы «Россия — страна возможностей», проведённое в 2021 году. Тогда сравнили уровень развития востребованных у работодателей компетенций у 28 тысяч студентов разных курсов.
Оказалось, что навыки планирования, партнёрства, ориентации на результат и стрессоустойчивости у старшекурсников остаются на уровне студентов младших курсов (а некоторые из них даже развиты немного хуже, чем у первокурсников). Зато к окончанию вуза улучшаются навыки следования правилам и процедурам, а также анализа.
То есть, если судить по данным исследования этой платформы, ключевые для самостоятельности умения в высшем образовании не развиваются — напротив, студенты приучаются действовать по шаблонам.
Исследование SuperProject, в котором в течение нескольких лет изучали навыки студентов инженерных направлений подготовки разных стран, в том числе в России, показало похожие результаты. Выяснилось, что за годы обучения в университете у будущих инженеров уровень критического мышления не повышается — причём это характерно как для России, так и для Китая и Индии.
Отдельные инициативы по развитию самостоятельности есть на всех уровнях образования
Нельзя сказать, что развитием гибких навыков и самостоятельности совсем не занимаются — есть и соответствующие требования в российских образовательных стандартах, и посвящённые этому специальные образовательные проекты.
Авторы приводят такие примеры:
- Специальные программы по развитию самостоятельности и индивидуальные учебные программы есть как в альтернативных школах (например, в таких, где работают по системе Монтессори или вальдорфской концепции), так и в частных и государственных учебных заведениях. В Москве это, например, «Новая школа», «Хорошкола». Школа самоопределения №734 имени А. Н. Тубельского.
- В высшем образовании реализуется много коммерческих инициатив, направленных на развитие самоорганизации, обучение тайм-менеджменту, формирование навыков публичных выступлений. Также как важный аспект развития самостоятельности студентов рассматриваются индивидуальные образовательные траектории, которые становятся частью государственного высшего образования (хотя их внедрение идёт медленно), и обучение предпринимательству.
- В корпоративном обучении практики самообучения тоже занимают важное место. Они используются при формировании книжной культуры, в системе наставничества. Но главным образом стремление к самостоятельности сотрудников проявляется в выборе тем для курсов — так, большое внимание уделяется гибким навыкам, в частности критическому и креативному мышлению.
- Государственные программы по развитию неформального образования (например, «Содействие занятости») способствуют формированию самостоятельности, так как мотивируют людей осознанно строить собственные образовательные и карьерные траектории.
Программы поддержки студенческого предпринимательства в России по большей части неэффективны
Практически в каждом российском регионе в одном или нескольких вузах есть бизнес-инкубаторы, стартап-студии или другие формы поддержки студенческого предпринимательства. Например, в программе «Стартап как диплом» участвуют десятки вузов.
Однако собственные исследования авторов доклада показывают: если судить по количеству созданных бизнесов или по объёму привлечённых инвестиций, эффект от таких программ почти незаметен. Исследователи провели опрос представителей 39 вузов, где в том или ином формате поддерживают студенческое предпринимательство. Так вот, 70% опрошенных указали, что за последние пять лет в вузе создано менее 50 стартапов, а около 50% — что в сумме созданные стартапы привлекли менее 10 млн рублей инвестиций за последние три года.
Может быть, хотя подобные проекты и не выпускают успешных предпринимателей, они хотя бы развивают самостоятельность студентов и готовят их к будущим достижениям? Как показал тот же опрос, стартап-студии, бизнес-инкубаторы и иные организации действительно ставят цели развития предпринимательского мышления и самостоятельности учащихся. Но, проанализировав программы таких проектов, авторы не нашли конкретных формулировок таких целей и проработанных инструментов, с помощью которых можно было бы измерять уровень соответствующих навыков.
Одна из главных задач образования — сформировать навыки самостоятельного обучения
Учебная самостоятельность — не менее сложное явление, чем самостоятельность в целом. Существует несколько моделей, которые её описывают, — например, модели самонаправленного и саморегулируемого обучения.
Разные подходы сходятся в том, что для успеха в самостоятельном обучении нужны навыки самоконтроля, рефлексии и метамышления (для определения собственных целей и оценки хода обучения). Помимо этого, готовый к самостоятельному обучению человек любит учиться и хочет этого, открыт новому, креативен и любознателен.
Развитие таких качеств и навыков требует не только введения новых учебных курсов, но и новых педагогических приёмов при обучении привычным дисциплинам. Авторы предполагают, что помочь могут более активные форматы обучения, которые предполагают диалог и взаимодействие с преподавателем, аутентичное (то есть в ситуации, приближенной к реальной) оценивание и персонализация образовательной среды.
Но основной вывод в том, что в высшем и последующем образовании роль преподавателя должна измениться. Во многом, считают исследователи, преподавателю стоит выступать фасилитатором — оказывать практическую помощь в формировании и совершенствовании учебных навыков и обеспечивать обратную связь вместо того, чтобы транслировать знания.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Методы метапознания: как научить учиться детей и взрослых
- Что такое проактивность и можно ли ей научиться
- Какие когнитивные способности важны для успешной учёбы и как их развить
- Почему студентам сложно учиться онлайн и как облегчить этот процесс
- Хьютагогика: принципы самообразования, важные для преподавателей, тренеров, методистов
- Развить критическое мышление: какой стиль преподавания этому помогает?