Образование
#статьи

5 ключевых выводов о развитии самостоятельности в обучении

Образовательная система хорошо обучает следовать правилам. Но что насчёт инициативности и способности создавать новое?

Фото: MediaProduction / Getty Images

В непредсказуемых современных условиях, считают исследователи из стратегического проекта НИУ ВШЭ «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире», возрастает роль индивидуальной инициативы и самостоятельных решений каждого человека. Почему? Примером может служить сфера карьерного развития.

Так, по оценке из недавнего отчёта Всемирного экономического форума, шести из каждых десяти работников в ближайшие пять лет понадобится переквалификация. При этом в большинстве случаев сотрудники, заинтересованные в новых навыках или даже профессии, сами ищут возможности для развития — системы корпоративного обучения не в состоянии охватить всех.

Подобные перемены происходят во многих других сферах. Чтобы человек был способен к эффективной самостоятельной деятельности, говорят исследователи, его нужно «укрепить», то есть расширить его возможности с помощью знаний и технологий. И образованию в этом процессе принадлежит одна из ключевых ролей.

Мы выбрали из очередного тома доклада по проекту «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» ключевые выводы о том, что означает самостоятельность сегодня и как она формируется в обучении.

Способность действовать самостоятельно требует развития многих навыков

Самостоятельность кажется простым и интуитивно понятным качеством. Однако исследователи обнаружили, что в разных науках его трактуют по-своему. Поэтому целостное определение пришлось разрабатывать заново в ходе стратегического проекта.

В итоге самостоятельность (или агентность) определили как владение навыками нескольких уровней.

Самостоятельность предполагает наличие критического и креативного мышления, коммуникативных умений, эмоционального интеллекта, воли и мотивации к изменению себя и окружающего мира, развитых метакогнитивных процессов (то есть понимания того, как работает мышление) и рефлексии.

Образование само по себе не развивает самостоятельность

Авторы отмечают, что в большинстве исследований человек рассматривается как принципиально несамостоятельный — считается, что его поведение полностью предопределено внешними условиями, требованиями, закономерностями работы мозга. И образование следует той же логике: внимание в школах и вузах уделяют в первую очередь тому, чтобы сформировать навыки действия в заданных условиях, научить следовать правилам.

Фото: Monkey Business Images / Shutterstock

Формирует ли образование заодно навыки, необходимые для самостоятельного действия? Трудно сказать наверняка. Дело в том, что надёжных и давно используемых инструментов мониторинга гибких навыков (какими они были в начале обучения и как развиваются в процессе) в образовательных системах, в том числе в российской, нет. Однако отдельные исследования показывают: ключевые гибкие навыки во время обучения не развиваются, если этим не заниматься специально.

В пример в докладе проводят исследование платформы «Россия — страна возможностей», проведённое в 2021 году. Тогда сравнили уровень развития востребованных у работодателей компетенций у 28 тысяч студентов разных курсов.

Оказалось, что навыки планирования, партнёрства, ориентации на результат и стрессоустойчивости у старшекурсников остаются на уровне студентов младших курсов (а некоторые из них даже развиты немного хуже, чем у первокурсников). Зато к окончанию вуза улучшаются навыки следования правилам и процедурам, а также анализа.

То есть, если судить по данным исследования этой платформы, ключевые для самостоятельности умения в высшем образовании не развиваются — напротив, студенты приучаются действовать по шаблонам.

Исследование SuperProject, в котором в течение нескольких лет изучали навыки студентов инженерных направлений подготовки разных стран, в том числе в России, показало похожие результаты. Выяснилось, что за годы обучения в университете у будущих инженеров уровень критического мышления не повышается — причём это характерно как для России, так и для Китая и Индии.

Отдельные инициативы по развитию самостоятельности есть на всех уровнях образования

Нельзя сказать, что развитием гибких навыков и самостоятельности совсем не занимаются — есть и соответствующие требования в российских образовательных стандартах, и посвящённые этому специальные образовательные проекты.

Фото: Monkey Business Images / Shutterstock

Авторы приводят такие примеры:

  • Специальные программы по развитию самостоятельности и индивидуальные учебные программы есть как в альтернативных школах (например, в таких, где работают по системе Монтессори или вальдорфской концепции), так и в частных и государственных учебных заведениях. В Москве это, например, «Новая школа», «Хорошкола». Школа самоопределения №734 имени А. Н. Тубельского.
  • В высшем образовании реализуется много коммерческих инициатив, направленных на развитие самоорганизации, обучение тайм-менеджменту, формирование навыков публичных выступлений. Также как важный аспект развития самостоятельности студентов рассматриваются индивидуальные образовательные траектории, которые становятся частью государственного высшего образования (хотя их внедрение идёт медленно), и обучение предпринимательству.
  • В корпоративном обучении практики самообучения тоже занимают важное место. Они используются при формировании книжной культуры, в системе наставничества. Но главным образом стремление к самостоятельности сотрудников проявляется в выборе тем для курсов — так, большое внимание уделяется гибким навыкам, в частности критическому и креативному мышлению.
  • Государственные программы по развитию неформального образования (например, «Содействие занятости») способствуют формированию самостоятельности, так как мотивируют людей осознанно строить собственные образовательные и карьерные траектории.

Программы поддержки студенческого предпринимательства в России по большей части неэффективны

Практически в каждом российском регионе в одном или нескольких вузах есть бизнес-инкубаторы, стартап-студии или другие формы поддержки студенческого предпринимательства. Например, в программе «Стартап как диплом» участвуют десятки вузов.

Однако собственные исследования авторов доклада показывают: если судить по количеству созданных бизнесов или по объёму привлечённых инвестиций, эффект от таких программ почти незаметен. Исследователи провели опрос представителей 39 вузов, где в том или ином формате поддерживают студенческое предпринимательство. Так вот, 70% опрошенных указали, что за последние пять лет в вузе создано менее 50 стартапов, а около 50% — что в сумме созданные стартапы привлекли менее 10 млн рублей инвестиций за последние три года.

Может быть, хотя подобные проекты и не выпускают успешных предпринимателей, они хотя бы развивают самостоятельность студентов и готовят их к будущим достижениям? Как показал тот же опрос, стартап-студии, бизнес-инкубаторы и иные организации действительно ставят цели развития предпринимательского мышления и самостоятельности учащихся. Но, проанализировав программы таких проектов, авторы не нашли конкретных формулировок таких целей и проработанных инструментов, с помощью которых можно было бы измерять уровень соответствующих навыков.

Одна из главных задач образования — сформировать навыки самостоятельного обучения

Учебная самостоятельность — не менее сложное явление, чем самостоятельность в целом. Существует несколько моделей, которые её описывают, — например, модели самонаправленного и саморегулируемого обучения.

Разные подходы сходятся в том, что для успеха в самостоятельном обучении нужны навыки самоконтроля, рефлексии и метамышления (для определения собственных целей и оценки хода обучения). Помимо этого, готовый к самостоятельному обучению человек любит учиться и хочет этого, открыт новому, креативен и любознателен.

Развитие таких качеств и навыков требует не только введения новых учебных курсов, но и новых педагогических приёмов при обучении привычным дисциплинам. Авторы предполагают, что помочь могут более активные форматы обучения, которые предполагают диалог и взаимодействие с преподавателем, аутентичное (то есть в ситуации, приближенной к реальной) оценивание и персонализация образовательной среды.

Но основной вывод в том, что в высшем и последующем образовании роль преподавателя должна измениться. Во многом, считают исследователи, преподавателю стоит выступать фасилитатором — оказывать практическую помощь в формировании и совершенствовании учебных навыков и обеспечивать обратную связь вместо того, чтобы транслировать знания.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована