4 совета, как сделать обучение менее тревожным для студентов
При таком подходе, наверное, и экзамены в конце курса будут вызывать меньше стресса.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Исследователи из НИУ ВШЭ недавно выяснили: чем выше курс, тем больше растёт тревога студентов. Оказалось, что их внутренняя мотивация снижается по мере перехода на следующую ступень, а ощущение принятия и благополучия ослабевает.
Конечно, к заботе о психологической безопасности студентов необходимо подходить системно — на уровне вузов. Однако преподаватели и методисты могут внести свою лепту в этот процесс ещё на уровне подготовки и проектирования программы.
Своим мнением о том, как можно это сделать, поделилась в статье для издания The Conversation директор Центра преподавания и консультирования при Университете Гонзага (США) Николь Барта. Она предложила четыре стратегии, которые помогут снизить уровень тревоги учащихся. Коротко их можно обобщить так: пугает и напрягает всё неизвестное и непонятное — значит, процесс обучения нужно сделать более прозрачным и ясным для студентов. Вот как этого добиться.
Совет 1
Продумайте дружелюбный силлабус
Силлабус — документ, в котором преподаватель прописывает условия прохождения курса, критерии оценивания, расписание, контакты для связи, часы приёма и другие аспекты работы со студентами. Учащимся он нужен как ориентир, а преподавателям — чтобы не отвечать бесконечно на однотипные вопросы.
Тон силлабуса влияет на восприятие преподавателя учащимися: если он достаточно строгий, то студенты будут скорее избегать общения. Документ, написанный в дружелюбной манере, наоборот, создаёт атмосферу принятия — ребята не стесняются задать волнующий их вопрос или обратиться за помощью.
Николь Барта ссылается на исследование учёных из Университета штата Пенсильвания (США): они сравнивают «холодное» и «тёплое» обращением к студентам в описании программы. Разница может быть, например, во фразах о взаимодействии с преподавателем:
🙁 «Вы можете связаться со мной в рабочие часы».
🙂 «Я буду рад ответить на ваши вопросы в рабочие часы».
В качестве ещё одного примера можно привести формулировку о целях обучения: преподаватель может выразить надежду на успех студентов, а может лишний раз подчеркнуть их обязанности:
🙁 «К концу курса вы должны будете освоить следующие навыки».
🙂 «Я надеюсь, что к концу курса вы сможете продемонстрировать такие навыки, как…»
Исследование показало, что преподавателя, чей силлабус был дружелюбным, студенты воспринимали как более мотивированного и открытого к общению, а его курс казался им более простым, чем у того, кто использовал строгий тон.
Совет 2
Постарайтесь не перегружать студентов
Нагрузка должна быть реалистичной — чрезмерный объём домашней работы предсказуемо приводит к стрессу и нежеланию браться за задачу. Конечно, на уровне отдельных преподавателей, вузов и даже стран это регулируется по-своему. Автор статьи приводит в пример стандарт США: два часа домашних заданий на каждый аудиторный час.
Чтобы упростить жизнь преподавателям, Николь Барта предлагает разработанный Университетом Райса калькулятор: он поможет рассчитать нагрузку для курса с учётом его длительности, объёма письменных заданий (например, курсовых или эссе), списка литературы для самостоятельного изучения, экзаменов и другой нагрузки.
«Если количество или сложность заданий становятся слишком велики для студентов, то преподаватели могут внести изменения и убедиться, что нагрузку можно выдержать», — отмечает эксперт.
Совет 3
Пропишите критерии оценки
Недавнее исследование, проведённое в Новой Зеландии, показало, что студенты больше тревожатся, если не понимают, как именно их будут оценивать. Именно поэтому автор статьи предлагает преподавателям использовать критериальное оценивание и рубрики — то есть критерии, по которым оценивается конкретное задание. Такие критерии, во-первых, помогают учащимся чётко определить, какая часть задания самая важная или что видит самым важным преподаватель (у таких заданий больше веса при оценивании), а во-вторых — делают процесс оценивания прозрачным и понятным.
Совет 4
Задействуйте тесты и учите учиться
Этот совет наверняка вызовет ужас у любого российского педагога или преподавателя: несчастных детей и так в школе «натаскивают» на правильное заполнение экзаменационных листов на ЕГЭ, так ещё и в вузе — снова тесты! На деле всё не так страшно: речь идёт о тестах, которые помогают опознать пробелы в знаниях и подготовиться к испытаниям посерьёзнее. И недаром: последние исследования показывают — студентов могут пугать не столько экзамены сами по себе, как принято считать, сколько осознание того, что им не хватает нужных знаний для успешной сдачи.
Николь Барта рекомендует несколько способов, которые помогут решить эту проблему:
- Проводить квизы перед лекцией. Небольшой онлайн-тест станет хорошей самопроверкой для студентов: всё ли они поняли и правильно ли, где возникли пробелы.
- Учить учиться. Видео или статьи о разных учебных стратегиях — как самых простых (например, выделять в тексте ключевые мысли), так и сложных (например, интерливинг — чередование тем) — станут хорошим подспорьем. Так, исследование, проведённое в Университете Небраска-Линкольн (США), показало: студенты, которые изучали разные учебные стратегии, сдавали потом экзамены значительно лучше своих сокурсников.
- Квизы на занятии с мгновенной обратной связью. Учёные из Нидерландов выяснили, что возможность быстро получить фидбэк помогает учащимся снизить уровень стресса и улучшить оценки. В их исследовании ребята использовали «кликеры», чтобы отвечать на вопросы с несколькими вариантами ответов, то есть преподаватель мгновенно видел результаты опроса и мог сразу же их прокомментировать. Это привело к значительно лучшим результатам на тестах и академическим успехам в целом, поскольку помогало преподавателям быстро ликвидировать пробелы в знаниях или недопонимание материала.
Хотя советы Николь Барта рассчитаны на преподавателей колледжей, они подойдут и другим сегментам образования, в том числе EdTech.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!