Образование Корп. обучение
#статьи

4 принципа практико-ориентированного обучения

На опыте корпоративного обучения, онлайн-курсов, колледжа и вуза.

Иллюстрация: freepik / creativeart / Freepik / Kelly Sikkema / Luke Chesser / Zahid Rasool / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Сейчас много говорится о том, что обучение должно быть практико-ориентированным — и в вузах, и в колледжах, и на курсах. Но что это означает на деле? Эту тему обсудили на семинаре EduTech «Практико-ориентированное обучение: когда знания становятся навыками» в «СберУниверситете».

Что такое практика в обучении

Перед тем как обсуждать конкретные кейсы и принципы организации практико-ориентированного обучения, участникам семинара пришлось договориться о терминах.

Модератор встречи начальник центра развития образовательных технологий «СберУниверситета» Вячеслав Юрченков предложил считать практикой в обучении не только решение реальных задач, но и вообще любые задания, в которых учащийся задумывается о своей деятельности и начинает осмыслять, какие именно знания и навыки он приобретает и зачем.

Без практики любая образовательная программа становится неинтересной и неэффективной, считает модератор. Гости с ним согласились.

Вообще, практические задания нужны не только для того, чтобы с их помощью отработать какой-то навык. У них есть и другие цели и эффекты.

Директор по развитию бизнеса в IThub Group (её главный проект — Международный колледж информационных технологий) Кристина Граль отметила ещё одну ключевую пользу — практические задания дают возможность осмыслить услышанное и заученное, сформировать свой опыт. Если дать только теорию, прочитать лекцию, то у студентов возникнет вопрос: «Всё было замечательно, а делать-то что?»

На программах для взрослых людей (например, по повышению квалификации) практика — это процесс совместного с преподавателем конструирования знаний и решений проблем, считает директор по цифровизации образования МФТИ Дарья Гриц. Дело в том, что зачастую участники таких программ — люди с уже большим профессиональным опытом и даже эксперты в своей области. Они не ждут, что кто-то даст им однозначные рецепты для решения их задач и научит единственно возможному «как правильно». Обучение для них должно быть активным процессом формирования знаний и опыта.

Фото: NDAB Creativity / Shutterstock

А директор проектов центра уровневых программ «СберУниверситета» Анна Ткачик добавила, что практические задания позволяют поддерживать вовлечённость аудитории. Ведь информации для пассивного чтения или прослушивания сегодня и так слишком много, и чтобы действительно вовлечь, такого контента недостаточно. Правда, по словам Дарьи Гриц, при организации практических активностей, нередко приходится сталкиваться с инфантильной позицией учащихся, которые убеждены: «Мне должно быть весело, меня должны развлекать, обо мне все должны как-то позаботиться».

Справиться с этим, считает Дарья, помогает привязка каждого задания к конкретной профессиональной проблеме — чтобы практика была с ясным посылом, какие реальные задачи она научит решать. Это даёт реальный стимул к участию.

Эксперты также обсудили конкретные кейсы организации практико-ориентированного обучения. И почти во всех выступлениях повторялись четыре важных принципа.

Принцип №1


Практика возможна на любом этапе обучения

Иногда полезно отступить от привычного порядка — сначала теория, потом практика. Всё зависит от того, какова цель у практического задания.

Например, если вы хотите с помощью практических заданий вовлечь студентов в активный процесс обучения, то это хорошо сделать сразу. Такой аргумент привела архитектор образовательных программ и соосновательница стартапа по разработке образовательных решений #forcustomer Дарья Расторгуева.

Бывает, что когда от учащихся требуется активность, они прячутся друг за друга просто потому, что уже привыкли — на обучении требуется только сидеть и слушать. Поэтому расшевелить студентов стоит с самого начала, дав небольшие задания, которые помогут им проявить себя. Даже предварительный шаг — запись на учебную программу — по словам Дарьи, может уже содержать небольшое практическое задание (например, написать самому себе письмо в будущее об ожиданиях от обучения).

Кристина Граль привела ещё одно обоснование пользы практических заданий в самом начале обучения. Подростки зачастую не настроены слушать теорию — им это скучно. Поэтому в начале занятия им полезно попытаться самостоятельно решить задачу или найти ответ на вопрос. Конечно, получится далеко не всё — но после этой попытки аудитория точно будет внимательней к объяснениям преподавателя.

Принцип №2


В практике полезна междисциплинарность

Полезно стимулировать учащихся использовать в решении практической задачи знания и навыки из разных предметных областей, а не только то, что имеет прямое отношение к одному изучаемому предмету.

Анна Ткачик продемонстрировала этот принцип на примере программы мини-МВА, которую «СберУниверситет» проводит для сотрудников «Сбера». Её ключевая составляющая — работа в группах над совместным проектом из реальной практики компании. В процессе учащиеся задействуют знания сразу из всех изучаемых на программе дисциплин: по управлению финансами, по учёту рисков, по анализу данных и многим другим направлениям. Такой подход на программе, кстати, выработали не сразу.

«На первом этапе ребята в дисциплине „Коммуникации и влияние“ — по сути, это такие сложные переговоры — строили карту переговоров по некой абстрактной бизнес-ситуации. Постепенно мы осознали, что это задание могло бы помочь им построить карту стейкхолдеров по проекту. Таким образом эта дисциплина встроилась в групповое задание», — пояснила Анна Ткачик.

Принцип №3


Важна не практика ради практики, а работа на результат

Кристина Граль на примере колледжа IThub отметила, что в практико-ориентированном обучении важна ориентация на результат так же, как в продуктовом подходе. Она пояснила, что смотрит на IT-образование в колледже как на продукт, который студент приобретает, чтобы успешно работать по выбранной профессии. Каждая дисциплина или отдельный урок — часть этого продукта и должна работать на конкретные результаты.

«Когда я пришла к педагогам и сказала, что мы отныне не задаём домашние задания, то встретила волну: „Как же так, мы не успеем выдать наш материал!“ Но не надо „выдавать материал“. От того, что у вас 60 страниц лекции, никто умнее не станет. Поэтому [на занятии] мы поговорим максимум 15 минут, а дальше открываем компьютер и выполняем задания».

Для студентов продуктовый подход выражается в том, что в рамках каждой дисциплины они решают задачи и создают проекты в изучаемой области. Пока у студента нет готового решения — нет и зачёта по дисциплине. И наоборот, научившись выполнять задачу раньше, чем было запланировано, можно завершить любой модуль досрочно. Причём к оценке результатов привлекают работодателей.

Другие эксперты тоже говорили о том, что ориентация на результат в обучении важнее формата практики. Как рассказала Дарья Гриц по опыту МФТИ, в вузах привыкли различать форматы: «лекция — семинар — производственная практика — выпускная квалификационная работа». Но может быть, какие-то из них конкретной программе вообще не нужны? При проектировании магистерских программ МФТИ, по словам Дарьи, решено было пойти от планируемого результата — и под него набирать необходимые форматы.

Принцип №4


Если у обучения есть заказчик, он должен участвовать в практике

Этот принцип важен для всех программ, связанных с освоением профессиональных навыков. О таких на семинаре говорили Анна Ткачик (мини-MBA в «СберУниверситете»), Кристина Граль (подготовка IT-специалистов в колледже) и Дарья Гриц (онлайн-магистратуры МФТИ).

В таких случаях заказчиком, как правило, выступает компания или организация, заинтересованная в кадрах или в новых решениях каких-либо своих задач. Чтобы практическое обучение достигало результата — формировались нужные навыки и создавались работающие решения — заказчику нужно участвовать в процессе. Вот примеры, как это можно организовать:

  • На программе мини-MBA в «СберУниверситете» различные подразделения «Сбера» изначально предлагают учащимся свои бизнес-задачи для решения или оценивают идеи, с которыми те приходят на курс. В ходе программы группы проходят с проектом через несколько контрольных точек (демодней), где обсуждают с заказчиками промежуточные результаты.
  • Программа колледжа IThub построена по бизнес-ориентированной методологии. ФГОСам в образовательном учреждении тоже следуют, но установленные в стандартах специальности разбили на конкретные бизнес-роли в соответствии с тем, как это устроено у реальных работодателей. Задачи для проработки в рамках каждой роли предоставляют потенциальные работодатели.
  • На программах МФТИ, ориентированных на инновации и технологическое предпринимательство, студенты тоже решают задачи от бизнеса. Но они нацелены на решение более сложных проблем, чем у студентов колледжа, и для успеха нередко требуется создание инновационных разработок. Такого рода задачи предлагают партнёры вуза — как корпорации, так и небольшие технологические стартапы. Если разработанное студенческой командой решение оказалось рабочим, выпускники могут продолжить сотрудничество с заказчиками — пойти на работу в эту компанию или создать свой стартап.

И, конечно, поскольку работа над такими большими практическими задачами всегда идёт в группах, учащимся приходится учиться работать в команде. Даже на курсах, не нацеленных на формирование гибких навыков, развивается умение сотрудничать. И это ещё один важный эффект практико-ориентированного обучения.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована