Образование
#статьи

4 нескучных подхода к преподавательским задачам

Лекции, экзамены, практика — ко всем аспектам преподавания в вузе можно подойти креативно и со здоровой долей юмора. Вот примеры из жизни.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Кажется, что преподавателям вузов нет нужды применять креативные приёмы, думать над необычными методами обучения и постоянно мотивировать студентов. Это, в конце концов, не дети — должны уже иметь собственную мотивацию для учёбы. Конечно, в жизни всё работает совсем не так, и специалистам в высшей школе не реже, чем в школе обычной, приходится придумывать способы борьбы с ученической ленью и мотивировать их получать знания.

Мы собрали несколько интересных кейсов, которые показывают, на что порой готовы преподаватели, чтобы вложить знания в головы учеников. А ещё эти примеры наглядно демонстрируют, какую пользу приносят креативные подходы к обучению.

Как воспитать в студентах внимательность и навык поиска простейшей информации

Как обучить студентов хоть чему-то, если они с трудом запоминают самые простые вещи — например, дату экзамена и правила допуска к нему, правила оформления рефератов и курсовых? Конечно, наверняка на сайте вуза есть подробная памятка про всё это — но зачем, если проще спросить преподавателя в тысячный раз? Преподаватели по-своему пытаются с этим бороться и приучать взрослых «мальчиков» и «девочек» искать информацию самостоятельно.

Например, профессор одного из колледжей в Остине (США) Дэвид Лидик придумал такой трюк: в середине или в конце каждого семестра он приходит на лекцию в футболке с надписью «Это есть в описании программы!».

Майка скрыта под рубашкой, но Лидик распахивает её и показывает надпись, когда студенты задают ему очередной вопрос, как справочному бюро. Эффект неожиданности, кажется, заставляет ребят заглянуть в программу и самостоятельно поискать ответы.

Впрочем, это не единственный метод борьбы с невнимательностью. Нередко преподаватели «зашифровывают» какую-нибудь полезную информацию в тексте, чтобы проверить, хорошо ли студенты читали задание. Самые наблюдательные обычно получают приз, бонус на экзамене, а то и отлично автоматом. О таких способах мы подробно рассказывали в нашей статье.

Как бороться со списыванием на экзаменах

Экзамен часто превращается в поле битвы между студентами, которые хотят сдать его любой ценой, и преподавателем, который готов на многое, чтобы предотвратить списывание.

Как же приучить студентов не списывать? Большую популярность получила история с лайфхаком профессора одного из американских колледжей. Преподаватель намеренно включил в экзаменационный тест сложный вопрос, ответ на который студенты вряд ли могли бы найти сами. Затем он зарегистрировался на знаменитом сайте, где учащиеся могут получить подсказку, и задал там точно такой же вопрос от лица студента. Потом перерегистрировался, чтобы дать подробный ответ будто бы от другого пользователя. На первый взгляд ответ был верным, а на деле содержал ошибки.

Фото: RODNAE Productions / Pexels

Во время экзамена студенты стали отпрашиваться в туалет, чтобы быстро найти решение в Сети. Конечно, они сразу же открыли известный сайт, и некоторые предсказуемо воспользовались «подсказкой» профессора. Естественно, во время проверки работ коварный преподаватель легко их уличил — за свои работы они получили ноль баллов и жалобу в администрацию вуза.

Однако практика показывает, что лучший способ борьбы со списыванием — разрешить списывать. Это хорошая возможность проверить знания и дать студентам куда более творческие задачи, которые (в отличие от экзаменационных тестов или билетов) встретятся им в обычной жизни. Мы рассказывали про такую практику.

Как развить в студентах самостоятельность и мотивацию

Профессор Университета Пенсильвании Анджела Даквортс однажды решила воспользоваться необычным методом обучения студентов — применить на практике когнитивное искажение, которое учёные называют эффектом IKEA. Суть его заключается в том, что люди готовы больше ценить то, что сделали (или доделали) сами. Этот феномен активно используют в маркетинге — например, когда предлагают вместо уже готового стула купить конструктор «собери стул сам». Покупатель испытывает особое удовлетворение, если приложил руку к созданию вещи. Такой подход можно применить и в образовании.

Даквортс, вдохновившись эффектом IKEA, стала привлекать студентов к разработке лекций и вебинаров. Например, одна группа студентов готовила какие-то интерактивы по теме, а другая — вопросы для приглашённого спикера. В итоге ребята гораздо лучше запоминали материал, тщательнее готовились к занятиям и проявили самостоятельность в учёбе. Секрет, вероятно, заключался не только в когнитивном искажении, но и в форматах — все же готовить интерактивный проект вместе с группой куда увлекательнее, чем писать обычный доклад.

Эффект IKEA в образовании вообще иногда даёт самые неожиданные результаты — о них мы писали ранее.

Как объяснить сложную тему так, чтобы всем точно запомнилось

Как вам такая идея: не рассказывать о теме лекции, а… станцевать её? Серьёзно: есть примеры, когда учёные даже «танцуют» свои диссертации — чтобы самые сложные концепции объяснить понятным для широкой публики языком.

Этот способ взяла на вооружение и преподаватель Центрального Мичиганского университета Вилин Пэнгл. Ей хотелось придумать такой метод обучения студентов, который не дал бы им заскучать во время лекций. Вдохновившись идеями одного из своих наставников, Пэнгл обратилась в театральное отделение вуза и предложила поставить танец по мотивам биологических концепций.

В 2013 году студенты ЦМУ впервые увидели постановку о делении клеток, а в дальнейшем Пэнгл представила и другой спектакль — посвящённый пятнистым гиенам.

С помощью движений учат не только студентов, но и будущих абитуриентов. Зачем это нужно — мы объясняли в нашей статье.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована