Образование
#статьи

13 неочевидных факторов, которые помогают учиться детям и взрослым

Выбрали самые интересные выводы из научных исследований последних лет.

Иллюстрация: freepik / prostooleh / vladimircech / Freepik / Appolinary Kalashnikova / Wojciech Portnicki / William Warby / Unsplash / Edward Johnson / Wikimedia Commons / Дима Руденок для Skillbox Media

Факторов, которые напрямую влияют на успехи в учёбе, довольно много, и большинство из них очевидны: это когнитивные (интеллектуальные) способности учащихся, их старания и мотивация, вера в свои возможности достичь успеха, наличие или отсутствие стресса, профессионализм преподавателей и качество учебной среды в целом, поддержка со стороны семьи и педагогов, учебные стратегии, которые применяют учащиеся, и так далее.

Но есть и совсем не очевидные факторы, которые тоже сказываются на успехах в учёбе. Выводы некоторых исследований по этой теме сначала вызывают улыбку, а потом заставляют задуматься. Мы собрали подборку неожиданных научных выводов о том, что помогает учиться детям и взрослым.

Деревья за окном и вокруг

В исследовании, опубликованном в 2023 году, американские учёные сравнивали поведение двух групп 7–9-летних младшеклассников. Из окон классов, где занималась первая группа, были видны деревья, а из окон второй группы — только здания. Как оказалось, отличались группы не только этим: исследователи нашли между ними различия по склонности к агрессии и гиперактивности. У тех, кто видел из окон деревья, эти проблемы встречались реже. В учёбе эта группа опережала вторую.

Взрослым тоже полезно не терять связь с природой, как показал ещё один эксперимент американских учёных. Его участники выполняли утомительные интеллектуальные задачи, а потом шли на 40-минутную прогулку. После возвращения они решали ещё одну задачу. И успехи в ней зависели, как выяснилось, от того, проходил маршрут прогулки конкретного участника по парку или по кампусу среди зданий. Тем, кто гулял в парке, было проще сконцентрироваться. Исследователи сделали вывод, что именно взаимодействие с природой помогает эффективно сбросить напряжение после умственной работы и восстановиться — а для успешной учёбы это тоже важно.

Чистый воздух

Финские исследователи нашли взаимосвязь между результатами выпускных экзаменов по математике и повышенным загрязнением воздуха в районе школ, где эти экзамены проводились. Точнее, их интересовал один вид загрязнения — количество в воздухе мелкодисперсных частиц диаметром менее 2,5 микрометра. Это мельчайшие пылинки, капли жидкостей и микроорганизмы.

Фото: Sergey Novikov / Shutterstock

Учёные сопоставили данные метеостанций с результатами выпускных экзаменов в финских школах с 2006 по 2016 год. Выяснилось, что оценки по большинству предметов никак не были связаны с загрязнением воздуха. Но если в те дни, когда выпускники сдавали математику, рядом со школой наблюдалось повышение, пусть и небольшое, содержания в воздухе мелкодисперсных частиц, баллы за экзамен оказывались ниже.

Нормальная погода

Ухудшить результат экзамена может и чрезмерная жара в день его проведения — об этом свидетельствуют результаты исследования школьных тестов в штате Оклахома в США. Картина, правда, сложная. Оказалось, что в не по сезону жаркую погоду школьники хуже справляются с тестами по математике. Но только в том случае, если этот сезон — весна. Осенью повышение температуры воздуха выше нормального уровня не связано с результатами экзаменов.

Исследователи пришли к выводу, что в сентябре учащиеся обычно воспринимают жару как привычную, так как позади лето — в июле и августе в их округе практически постоянно держится температура выше 32°C. А в мае жаркая погода отвлекает и может ухудшать самочувствие детей, и результаты тестов в таких условиях снижаются.

Не слишком высокие потолки

Анализ результатов экзаменов, проводившихся в одном австралийском вузе в 2011–2019 годах, показал, что в залах с высокими потолками (до 9,5 метра) студенты справлялись с заданиями хуже.

В таких помещениях — это могут быть спортивные или актовые залы — проводят массовые письменные экзамены, чтобы не допустить списывания. Распределять всех студентов по отдельным классам и назначать в них наблюдателей вышло бы слишком дорого.

Исследователи подчёркивают, что у этой практики массовых экзаменов определённо есть проблемы. Может быть, и не сами высокие потолки подавляют студентов, но на них точно влияет недостаток освещённости, холод или, напротив, духота в таких помещениях и слишком большое количество людей на экзамене.

Проживание рядом с учебным заведением

Итальянские исследователи по данным о миланских студентах установили, что лучше всего учатся те, кто тратит на дорогу до кампуса менее пяти минут. Средний балл у тех, кто добирался до вуза в течение 15 минут и дольше, оказался ниже на полтора пункта.

Авторы делают вывод о необходимости комплексно развивать вузовские кампусы. Когда студенческие общежития расположены в непосредственной близости от мест проведения занятий, это повышает качество жизни учащихся (нет изматывающей дороги туда-обратно, не нужно слишком рано вставать, чтобы доехать к первым парам и так далее), да и возможностей для активного участия в учебной и внеучебной деятельности больше. А участие во внеучебных активностях, кстати, тоже повышает успехи в учёбе.

Смена обстановки во время повторения изученного

Учёные-психологи из Калифорнийского университета экспериментально доказали, что повторять новую информацию полезнее в новой обстановке — это обеспечивает лучшее запоминание. Проще говоря, хорошо бы перечитывать одну и ту же главу учебника, находясь в разных местах: допустим, в разных учебных аудиториях и разных комнатах у себя дома, в парке, транспорте, где-то ещё.

Фото: Andrii Iemelianenko / Shutterstock

Почему так происходит, есть лишь предположения. Дело в том, что человек склонен всегда обращать внимание на детали окружающей среды — в том числе когда он чем-то занят (допустим, зубря параграф из учебника или слушая лектора, вы можете зацепиться взглядом за узор на шторах). Детали среды отпечатываются в памяти и потом могут послужить ассоциативными подсказками, помогающими вспомнить информацию, которую вы тогда заучивали.

Чем разнообразнее подобные «сопутствующие» окружающие детали, тем больше будет ассоциаций, которые помогут вспомнить нужную информацию. Поэтому менять места полезно. Подробнее об этом явлении можно прочитать здесь.

Занятия спортом

Стереотипный образ отличника — «ботаник», который опережает сверстников интеллектуально, а вот на физкультуре — среди отстающих. Многочисленные исследования это опровергают: более активные физически дети и подростки, как правило, учатся лучше.

Например, это показало исследование, проведённое среди 4000 детей в Великобритании. У школьников, которые занимались каким-либо видом спорта, оценки были выше. Почему? Учёные предполагают, что спортивный опыт учит детей контролировать свои эмоции и планировать, а это полезно и в учёбе.

К подобному выводу пришли и авторы одного швейцарского эксперимента: по их мнению, у более спортивных детей лучше развиты так называемые исполнительные функции мозга (например, самоконтроль и рабочая память), и благодаря этому они лучше учатся.

Исследователи и практики предлагают даже специальные образовательные программы, в которых занятия физкультурой смешивают с обучением по другим предметам.

Правильный завтрак

Австралийское исследование подростков, учащихся в 7–9-х классах, подтвердило, что если перед школой не завтракать, это плохо скажется на мотивации к учёбе и на предметных знаниях (проще говоря, голова будет работать хуже). Школьники, которые регулярно завтракали перед занятиями, показали более высокий уровень адаптивной мотивации — так называют уверенность в своих силах. А ещё у них выше интерес к изучаемым темам, и они больше ориентированы на то, чтобы в них хорошо разобраться.

Имеет значение не только сам факт, завтракает ли школьник, но и качество его завтрака. В упомянутом выше исследовании качественным считался завтрак с фруктами и овощами, молочными и белковыми продуктами, цельнозерновым хлебом или хлопьями. А некачественным — если в составе завтрака были сладкие напитки, продукты мясной переработки (колбасные изделия, бекон и так далее), фастфуд, выпечка или снеки вроде чипсов. У тех ребят, кто завтракал некачественно, чаще отмечали дезадаптивную мотивацию — это высокий уровень тревоги из-за занятий и тестов, при котором человек учится в основном для того, чтобы не показаться глупым, а не потому, что ему это нравится или кажется важным для каких-то целей.

Исследователи пришли к выводу, что наличие и состав завтрака напрямую влияют на психологическое состояние школьников, в том числе на их мотивацию, а уже её уровень воздействует на учебные достижения. Они советуют распространять информацию о правильном питании, а также организовывать полезные перекусы в школах.

Общение с домашними питомцами

Небольшой эксперимент с привлечением собак как помощников в обучении провели в прошлом году в Израиле. Младшеклассникам, которым требовались дополнительные занятия по чтению, предложили читать вслух не самим себе, а питомцам. И судя по результатам, это сработало — дети, которым было кому почитать, регулярно занимались и заметно улучшили читательские навыки.

Авторы эксперимента отмечают, что читать вслух родителям, сверстникам или учителю было бы, может, даже полезнее. Но это не всегда возможно, а кроме того, некоторые дети могут стесняться читать вслух другим людям. Собаки же могут быть идеальными — внимательными и некритикующими — слушателями.

Четыре-шесть близких друзей

Китайские исследователи проанализировали данные о тысячах американских школьников и нашли связь между тем, о каком количестве близких друзей те сообщают в опросах, и интеллектуальными способностями респондентов.

Оказалось, что оптимальный уровень развития памяти, скорости обработки информации, языковых способностей и всё тех же исполнительных функций мозга наблюдается у тех подростков, которые общаются с четырьмя-шестью близкими друзьями. А те школьники, у которых менее трёх друзей или их больше шести, чаще имели проблемы с названными выше интеллектуальными способностями или с психологическим состоянием.

Поскольку данные о количестве друзей в этом исследовании были получены из опросов школьников, исследователи считают, что на самом деле слишком большое количество друзей, может, и не вредит способностям к обучению. Есть вероятность, что подростки, которые говорили о семи и больше близких друзьях, имели в виду скорее приятелей, а по-настоящему близких социальных контактов им, наоборот, недостаёт. Больше подтверждений пока у того факта, что одиночество вообще вредно, а особенно оно опасно для растущего и развивающегося человека. На учёбе это тоже сказывается.

Настольные игры

Речь об играх, разработанных для развлечения, без привязки к образовательному контексту. Исследователи из Испании в эксперименте с участием 522 младшеклассников показали, что дети, которые регулярно играют в настолки, быстрее развивают навыки письма и счёта.

Игры для школьников, правда, отбирали специальным образом: учёные следили, чтобы они включали в себя чтение и счёт, необходимость удерживать в памяти информацию и переключаться между задачами. Требовалось, например, запоминать цвета и изображения на наборах карт, быстро пересчитывать их, искать на картинках предметы, названия которых начинаются на одну и ту же букву, и так далее. Если игра не ставит перед детьми стимулирующих когнитивных задач, ждать от неё пользы для обучения, вероятно, не стоит.

Поза и осанка преподавателя

Немецкие исследователи в трёх экспериментах с участием студентов вуза показали, как на мнение студентов об онлайн-преподавателе влияют особенности его осанки на учебном видео. Они изучали реакцию учащихся на лекции, при записи которых преподаватель находился в одной из четырёх поз: с выпрямленной спиной, сгорбленный, в закрытой позе (например, со скрещёнными на груди руками) и в открытой позе.

Оказалась, что открытая поза и ровная осанка помогают студентам разглядеть энтузиазм, самостоятельность и хорошие коммуникативные навыки лектора. В тех случаях, когда преподаватель сутулился или «закрывался», все эти качества учащиеся оценивали ниже. Предположительно, интерес студентов к занятию и мотивация к учёбе тоже отчасти зависят от того, как ведёт себя преподаватель на видео. Сгорбленная и закрытая поза может сигнализировать учащимся, что преподавателю самому не очень интересно то, о чём он говорит. А значит, таких поз стоит избегать и при записи видеолекций, и, возможно, на очных занятиях.

Тембр голоса и особенности речи преподавателя

Правда, данные об этом противоречивые: участники разных исследований сообщают, что им больше нравятся и лучше запоминаются лекции, прочитанные или низким, или, наоборот, высоким голосом. Исследователи предполагают, что яркие отличительные черты тембра голоса могут влиять на память: спустя продолжительное время учащиеся скорее вспомнят лекцию, прочитанную высоким или низким голосом, чем если тембр был «нейтральным».

Другие особенности речи тоже имеют значение. Так, одно исследование в США показало, что слишком медленная речь настораживает учащихся и снижает их вовлечённость в лекцию. Подробнее о влиянии голоса преподавателя на обучение его студентов мы рассказывали в этой статье.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована