EdTech
#Мнения

Уроки года: чему и как в 2023-м учились (и научились!) руководители из EdTech-индустрии

Мы спросили тех, кто руководит созданием больших образовательных продуктов, что они сами изучали в этом году и какие уроки извлекли из опыта года.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

Руководители, конечно, люди ужасно занятые, но на образование и самообразование время выкраивают, потому что куда же сейчас без этого. Мы узнали у представителей EdTech-отрасли, чему они учились в течение 2023 года — неважно, для работы или «для души» — и какие уроки в смысле выводов и инсайтов подкинул им личный или рабочий опыт года.

Виталий Алтухов

Сооснователь, директор по разработке и исследованиям платформы «Профилум»


Чему учился в 2023-м: психометрике, философии, биологии и математике.

Главный урок: рассчитывать силы и ставить на то, что может быть максимально достижимо.

— В этом году я учился в летней школе психометрики «Прикладная психометрика в психологии и образовании» при Центре психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ. Психометрика — одна из моих базовых специализаций, и она лежит в основе наших профориентационных продуктов. В числе прочего мы изучали CDM, то есть Cognitive Diagnosis Modeling (когнитивно-диагностическое моделирование). Это математические модели, которые позволяют особенным образом организовывать архитектуру и дизайн измерений в психометрике, а также обрабатывать данные с использованием различных математических методов. Эти знания прикладные — модели CDM позволяют создавать более мощный инструментарий для наших решений и сервисов.

Также я прошёл курс по эпистемологии и философии, который помогает рассматривать разные философские концепции, познания, теории доказательств. Это полезно для работы с информацией, аргументации, построения логики, изложения позиции в переговорах.

Я всегда увлекался биологией, потому что она во многом пересекается с психологией (я окончил институт психологии РАН) и гуманитарно-естественными науками, которые мне нравятся. В этом году я прошёл курс по биологии и эволюции клетки — очень полезный и развивающий, позволяет в очередной раз взглянуть на то, насколько сложно мы устроены.

И для общего развития я проходил курс по математике (кстати, психометрика находится на стыке математики, психологии и статистики). Я выбрал курс по аналитической геометрии. Честно — он был очень сложный, и я не дошёл до конца. Всегда есть области знаний и компетенции, в которых есть куда расти.

Ещё в этом году, хотя у меня и не было целенаправленного обучения этому, как и многие из нас, я учился взаимодействовать и работать с нейросетями и различными инструментами, построенными на базе больших языковых моделей. В части ИИ ещё предстоит огромное поле взаимного обучения.

Кроме того, я регулярно занимаюсь английским, чтобы поддерживать уровень языка.

Из личных уроков — напрашивается вывод, что нужно хорошо рассчитывать свои силы, чтобы не расфокусироваться, и делать ставку на то, что может быть максимально достижимо, реализуемо и приводить к наилучшему результату. В бизнесе в этом году мы провели много экспериментов, и сейчас пришло время сфокусироваться на лучших практиках и развивать их. Этот год в очередной раз напомнил, как важно находить правильный баланс, формулировать цели и взаимодействовать в команде.

Оксана Белякова

Директор по развитию бизнеса Skyeng & Skysmart


Чему училась в 2023-м: лучшим практикам бизнеса и родительства.

Главный урок: не расслабляться и всегда вести два трека в бизнесе.

— В течение года я проходила несколько обучений. По большей части это был «микс» личного и профессионального развития:

  • Обучение в мастермайнде Василия Алексеева («Like Центр»). Там проходили встречи игроков рынка, где мы делились опытом. Например, были встречи, посвящённые проведению честных акций для клиентов без псевдоповышений цен, а также тому, как организовывать те или иные кампании с заботой о клиенте и интересными вовлекающими механиками. На таких встречах помимо «живых» знаний получаешь ещё прекрасное окружение и нетворкинг, а это всегда ценно в плотном рабочем графике.
  • Тренинг с бизнес-тренером Ириной Бова. Это было как про профессиональное, так и про личностное развитие. Благодаря тренингу получилось посмотреть на бизнес под другим углом, что помогло проработать и изменить вектор нашей стратегии.
  • Курс у Полины Мальцевой для родителей. Это была просто находка, потому что так хочется эффективно совмещать роли топ-менеджера и мамы трёхлетки! Для меня это было ценное обучение, которое сняло множество волнений, дало простые и быстро применимые инструменты в родительстве без эмоциональных срывов. Мне всегда хочется, чтобы в жизни было всё суперсистемно и качественно. Вообще, обучение родителей — очень важный блок образования.

Самый главный урок этого года из опыта для меня — никогда нельзя расслабляться и всегда нужно вести два трека в бизнесе. Первый из них направлен на поддержание на должном уровне уже работающих инструментов — каналов маркетинга, воронок, контента и прочего. Второй же — про постоянный поиск новых направлений, тестирование гипотез, других продуктовых решений на будущее, изучение других отраслей или аналогичных рынков, но в других странах. Этот же трек будет отличным «планом Б», если в первом треке что-то пошло не так.

На мой взгляд, у нас это было не проработано. Мы думали, что все изменения в коммерции, которые могли произойти, уже произошли. Из-за того, что маркетинговые каналы работали очень эффективно, мы немного расслабились. Поэтому когда у нас возникли трудности с одним из ключевых маркетинговых каналов, это было достаточно большой проблемой в марте-апреле этого года. Но я очень благодарна команде, что вместе мы смогли достаточно быстро перестроиться, найти новые варианты в суперкороткий срок и сделать так, что результат получился даже лучше, чем это было раньше. Теперь мы всегда прорабатываем проекты под названием «новый трек».

Андрей Комиссаров

Руководитель направления цифровых продуктов образовательной экосистемы «Самолётум»


Чему учился в 2023-м: промпт-инженерии и аборигенному мышлению.

Главный урок: галлюцинирование больших языковых моделей можно победить.

— В этом году я учился промпт-инженерии с одной стороны (через курсы, личный опыт, через работу моей команды), а с другой — «аборигенному» мышлению, холистическому подходу, нарративному мышлению, мышлению в нестандартном восприятии времени и так далее — через книгу Тайсона Янкапорты «Разговоры на песке. Как аборигенное мышление может спасти мир».

Промпт-инженерия нужна была мне для того, чтобы переходить к принципиально новому типу педагогического дизайна и дизайна образовательного опыта, часть которого — это взаимодействие с большими языковыми моделями. Мы разрабатываем искусственный интеллект, это такой ИИ-тьютор, и в рамках этого сервиса используются большие языковые модели. Для того чтобы их настраивать, необходим как раз навык промпт-инженерии. У меня на него ушло где-то два с половиной месяца.

Что касается аборигенного мышления и нестандартного холистического подхода, то я достаточно много работаю с мышлением, сам преподаю системное мышление и разрабатываю игры на развитие мышления, поэтому меня очень интересуют связанные с ним разные новые практики. Книга про аборигенное мышление произвела на меня серьёзное впечатление, а дальше я смог пообщаться с представителями австралийских культур, которые помогли мне лучше освоить этот тип мышления.

Основные уроки, которые я извлёк в процессе обучения этого года, связаны с работой с большими языковыми моделями. У них есть ряд достаточно серьёзных ограничений. Мы обнаружили целый ряд проблем, которые делают большие языковые модели из «коробки» (такие, как GPT или LLaMA) практически неприменимыми в чистом виде там, где образование является знаниевонасыщенной областью, то есть где нужно что-то чётко знать. Потому что большие языковые модели галлюцинируют. То, когда и при каких условиях это происходит и как бороться с этими галлюцинациями — и было областью моего исследования. Мы очень хорошо в этом поле продвинулись и, в частности, научились делать мультиагентные системы на основе знаниевых графов и двухслойной промпт-инженерии, которые позволяют практически полностью избежать галлюцинаций в процессе работы с большими языковыми моделями.

Это такой достаточно интересный прорыв, потому что он делает возможным принципиально новые заходы на цифровой педагогический дизайн, где преподаватель — цифровой двойник или искусственный интеллект в виде большой языковой модели.

Яков Сомов

Генеральный директор и сооснователь просветительского проекта «Лекториум»


Чему учился в 2023-м: погрузился в знакомство с издательским делом.

Главный урок: нейросети способны перестроить бизнес-процессы, но ещё не достигли пика развития.

— В этом году я занялся гастрономическим туризмом. Был в Якутии и Пятигорске, проехал на книжном поезде от Питера до Владивостока с лекциями во всех крупных городах. Меня удивило, что в каждом городе можно было съесть отличный том ям (привет, глобализация!). Хотя и локальная кухня очень сильна. Но, конечно, главное — это возможность познакомиться с интересными людьми из сферы библиотечного и издательского дела. Оказывается, эта отрасль почти не пересекается с просветительскими и образовательными онлайн-проектами. Кажется, что это новая точка роста.

Главная неожиданность этого года — то, что нейросетки и сервисы, основанные на них, позволяют полностью пересобрать бизнес-процессы. Многие сейчас пытаются ускорить существующие этапы работы — написание текстов, заявок, отчётов по грантам, составление глоссариев, — но когда я увидел, что монтировать видео теперь можно, просто редактируя текст, я понял, что настоящий прорыв нам ещё предстоит осуществить.

Кирилл Прудников

Руководитель программ педагогических практик Skillbox


Чему учился в 2023-м: этике.

Главный урок: в условиях мультизадачности нужно находить возможность фокусироваться на чём-то одном.

— Я проходил курс Арсения Куманькова про моральные ценности и этику социальной жизни. Почему это важно? Потому что, мне кажется, наш мир становится всё более разобщённым, всё более сложным, и на первый план выходит то, как мы договариваемся с другими. А договариваемся мы на основании этических принципов и наших представлений о должном и справедливом. И мне кажется, что важно проговаривать эти вещи, чтобы формировать то общество, в котором мы живём. Курс как раз про состояние этики в текущий период. Мы учились видеть различия в этических теориях, которые лежат за повседневными событиями, а также говорить про этику и справедливость с тем, с кем ты, может быть, не согласен, и тем, чьего мнения ты никогда не слышал.

Я считаю, что мы, как создатели образования, должны непрестанно думать о том, какие этические смыслы и ценности в это образование вкладываем, потому что мы во многом формируем человека будущего и тех людей, с которыми будем жить. А ещё для EdTech вопрос этики важен с точки зрения использования данных (цифрового следа). Здесь много аспектов. Например, насколько этично то, что мы ставим своей задачей достижение образовательной цели и ведём к ней студента с помощью этих данных, зная, как он учится, зная его особенности и то, как сделать его обучение эффективным? Мне кажется, что это тоже очень важная история, про которую мы должны думать.

Из уроков года, наверное, самое главное, что я понял в этом году, — это то, что иногда при мультизадачности стоит фокусироваться на одной задаче в день или даже в несколько дней и не участвовать в каких-то других процессах, чтобы придумать нужное решение. И ещё пришло понимание, что самое важное — то, что будет оставаться трендом через пять-десять лет. Например, пользователи всегда будут хотеть актуальный контент — значит, будет стоять вопрос о том, как сделать так, чтобы он всегда таким оставался. Или что всегда будет оставаться запрос на то, чтобы «как можно быстрее изменить свою карьеру», — значит, надо думать, как сделать так, чтобы это действительно быстро случалось.

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована