EdTech
#Мнения

Цитаты недели: могут ли нейросети заменить людей в создании учебного контента?

Представители российского EdTech поделились мнениями и рассказали про свой опыт использования генеративного ИИ в этих целях.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Артём Захаров

Основатель компании Puzzle Brain


Источник: презентация «Белого исследования»


— Я считаю, что в классических типовых знаниях [ИИ] может заменить [разработчиков обучения], но очень важная часть обучения — это когда опыт передаётся от человека к человеку, по сути, это из ремесленничества ещё идёт. Условно, мы ходим с вами в разные рестораны, мы едим карбонару, и она почему-то разная. А если ИИ начнёт делать карбонару, она везде начнёт быть одинаковой. Когда мы говорим о знаниях, где личностный фактор не важен, там, наверное, заменит. Но там, где личностный фактор автора, прожитого опыта и так далее важен, там, конечно же, невозможно [заменить]. Что, мы все с вами одну карбонару будем есть?

Андрей Смирнов

ML-разработчик «Яндекс Практикума»


Источник: презентация «Белого исследования»


— Мы также можем рассматривать ИИ-ассистентов, тех же самых ChatGPT, YaGPT как каких-то онлайн-ассистентов либо как ещё один канал доставки контента пользователю, точно такой же, как книги, видео либо текстовые материалы. Вы же не говорите: «О, вышло новое видео, оно заменит онлайн-курсы». Это просто ещё один канал доступа к информации. И далеко не все студенты смогут правильными запросами получить нужный контент.

Контекст

16 февраля состоялась презентация «Белого исследования», в рамках которого проанализировали российский рынок онлайн-образования (трансляцию можно посмотреть в записи). На мероприятии прошла дискуссия с представителями этого рынка о продукте и технологиях. Сразу несколько вопросов касались использования генеративного ИИ при создании образовательных продуктов.

Первый вопрос, который задала участникам ведущая, Александра Дорофеева, инициатор «Белого исследования» и основательница продюсерского центра MyProduce, был о том, могут ли технологии генеративного ИИ заменить создателей образовательного контента. Все участники дискуссии сошлись во мнении, что полная замена невозможна, можно передать лишь некоторые функции.

«Если мы попросим ИИ сгенерировать какой-нибудь контент по той информации, которая была получена только недавно, то ИИ просто про неё может не знать, — пояснил Андрей Смирнов, ML-разработчик „Яндекс Практикума“. — Можно сказать, что какая-то часть информации и уроков действительно будет генерироваться с помощью искусственного интеллекта, с помощью генеративных нейронных сетей, но это будет далеко не весь контент. Люди, которые качественно будут создавать контент, будут всё равно ценны».

Татьяна Смирнова, руководитель отдела образовательного продукта «Нетологии», в связи с этим напомнила многочисленные страшилки о том, что миллионы людей потеряют рабочие места, а потом оказывается, что это не совсем так: «Сначала [говорят, что] он нас заменит, а потом выясняется, что для того, чтобы использовать искусственный интеллект, нужны дополнительные компетенции. Я уверена, что искусственный интеллект точно не заменит преподавателей онлайн-обучения, взаимодействие между людьми, но качественно дополнит, это правда».

А Артём Захаров, основатель компании Puzzle Brain, считает, что ИИ может заменить человека лишь в классических типовых знаниях, но там, где нужно передать уникальный наработанный авторский опыт — нет. В качестве аналогии он привёл приготовление пасты карбонары — если учить делать её будет только ИИ, то она везде, в каждом ресторане будет одинаковой, и вряд ли это хорошо.

Экспертов спросили также, как они отреагируют, если узнают, что сотрудники онлайн-школ используют ИИ при создании уроков — приветствуется это или возбраняется. Никто из спикеров не высказался против новых подходов, если они благотворно влияют на результат.

Фото: Drazen Zigic / Shutterstock

Андрей Смирнов отметил, что на месте руководителя, обнаружившего, что его сотрудник использует ИИ, прежде всего посмотрел бы на качество уроков. Если бы оно оказалось удовлетворительным, то далее он обратил бы внимание на то, сколько времени у этого сотрудника уходит на создание курса. И если бы стало ясно, что тот разрабатывает качественные курсы быстрее коллег, то его стоит попросить поделиться с командой опытом использования нейросетей. Спикер добавил, что после этого стоило бы ещё провести PR-кампанию для студентов, чтобы объяснить им, как ИИ используется при разработке курсов и как это способствует созданию контента, который помогает им учиться лучше.

Артём Захаров, в свою очередь, сказал, что в Puzzle Brain приветствуют использование искусственного интеллекта. В пример он привёл разработчицу курсов по нейросетям, которая использует ИИ при их создании. По словам Артёма, за два-три месяца она разработала порядка 40 курсов, и это гораздо больше, чем удаётся сделать другим авторам. «Но важно, чтобы не пропадала фактура. Если автор использует нейросети, но при этом доносит, в том числе, какой-то свой опыт, переживания, ещё что-то, связанное с освоением предмета или навыка, то почему нет?» — подчеркнул эксперт. При этом начинающим авторам каких-нибудь простых курсов помощь генеративного ИИ может быть очень даже полезна:

«Если вы попросите искусственный интеллект вам составить программу какого-то короткого курса, вы, как автор, точно увидите как минимум пару моментов, которые вы [сами] бы забыли. В этой части точно полезная штука. Если ты только учишься готовить карбонару, то, наверное, здесь нужны готовые рецепты, но в какой-то момент времени они перестают быть необходимыми, и тогда ты становишься, условно, уже шеф-поваром, где искусственный интеллект максимум чуть-чуть где-то поможет, но больше ты в продукт несёшь скорее свою фактуру, свой опыт».

А Татьяна Смирнова рассказала, что в «Нетологии» методисты и педдизайнеры уже экспериментировали с использованием ИИ. Речь не о создании целых курсов, а о выполнении отдельных задач — например, когда нужно собрать или суммировать какие-то данные, сгенерировать вопросы по какой-то теме.

«Из того, что мы делали, вывод следующий: просто дать задачку искусственному интеллекту и ждать выполненного классного результата, не получается сейчас. Всё равно нужно разобраться самому, поставить правильно искусственному интеллекту задачу, а потом ещё проверить, что он тебе написал, потому что искусственный интеллект очень часто страдает некими неточностями, давайте это так назовём», — резюмировала она.

Тем не менее Татьяна поддерживает эксперименты, включая использование нейросетей в работе. В качестве примера она привела предложение коллеги использовать искусственный интеллект для анализа «здоровья» курсов — то есть чтобы собрать отзывы студентов и выпускников и проанализировать их семантику, а главное, тональность. Предполагается, что благодаря этому можно увидеть что-то новое, чего раньше не замечали в конкретных курсах.

Фото: Azwedo L.LC / Unsplash

Ещё один вопрос касался возможной угрозы со стороны ИИ для тех образовательных продуктов, которые направлены не на обучение профессиям, а на освоение более простых, неуникальных навыков. Не получится ли так, что генеративные нейросети полностью заменят маленькие онлайн-школы, которые делают курсы по обучению таким навыкам, если любой пользователь теперь может сам сгенерировать нужную информацию с помощью ИИ-инструментов?

Андрей Смирнов по этому поводу заметил, что ИИ-ассистентов стоит рассматривать лишь как ещё один из каналов доставки контента пользователю наряду с книгами и видео, причём далеко не каждый человек умеет грамотно их применять. А Татьяна Смирнова напомнила, что с появлением конструкторов для сайтов Tilda и Wix профессия разработчиков сайтов окончательно не исчезла, у них тоже есть работа. «Мне кажется, та же самая история будет с онлайн-школами: не исчезнут, но надо будет искать какое-то другое УТП», — предположила она.

Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована