Тренды 2023 года и прогноз на 2024-й для детского сегмента EdTech: мнения игроков рынка
Чем запомнился уходящий год и каким будет следующий?
Фото: Tom Werner / Getty Images
Каким был 2023 год для компаний, работающих в детском в сегменте EdTech, и чего они ожидают от 2024-го? Нам об этом рассказали:
- Андрей Сизов, генеральный директор онлайн-школы «Фоксфорд»;
- Дмитрий Абрамов, руководитель онлайн-школы для детей и подростков Skysmart;
- Виталий Алтухов, сооснователь и директор по разработке и исследованиям профориентационной платформы «Профилум»;
- Алексей Конобеев, академический директор онлайн-школы «Умскул Академия».
Росту в 2024 году — быть: представители индустрии назвали его драйверы
Андрей Сизов отметил, что онлайн-формат продолжает активно проникать в образовательный процесс. Причём в сегменте допобразования показатели особенно высокие — до 40%.
«Рынок частного образования растёт, и мы ждём увеличения спроса на продукты детского EdTech в следующем году», — резюмировал он.
Гендиректор «Фоксфорда» объясняет это тем, что у россиян в приоритете обучение именно детей. Родители всё чаще стремятся дать им качественное базовое образование.
Виталий Алтухов тоже прогнозирует рост. Он напомнил, что в первом полугодии 2023-го детский сегмент EdTech впервые опередил по динамике выручки лидирующее по её объёму направление — дополнительное профобразование взрослых.
«Люди продолжат инвестировать в образование детей — особенно в тех направлениях, которые будут полезны в вопросах выбора будущей профессии и образования. Согласно нашей недавней аналитике, родители при выборе дополнительного образования детей в первую очередь исходят из того, поможет ли это обучение в дальнейшей профессии. При этом возникает парадокс: как правило, родители и ребёнок не знают, в какой профессии развиваться. Отсюда и запрос на профориентационные сервисы. Люди хотят планировать будущее детей, помогать им находить лучшие варианты профессиональной реализации во взрослой жизни», — подчеркнул он.
Аналогичное мнение выразил и Дмитрий Абрамов — он тоже отметил, что сейчас всё больше семей выбирают карьерный трек ребёнка и начинают подготовку к будущей профессии заранее.
Рынок меняется под воздействием разноплановых трендов
Руководитель Skysmart назвал тренды в детском сегменте EdTech, которые способствуют росту доходов компаний, работающих в нём. Это:
- Перетекание аудитории дополнительного образования из очного формата в дистанционный. Родители всё больше узнают о возможностях и преимуществах онлайн-платформ, в связи с чем появляется спрос на конкретные ниши — например, детское программирование и домашнее обучение по школьной программе. Причём рынок, по мнению Дмитрия, ещё далёк от своего насыщения.
- Более осторожный подход пользователей к расходам на образование. Россияне стали больше внимания уделять конкретным результатам, которые получит ребёнок, а не количеству уроков, которые он пройдёт. И если предметы, которым нужно уделить особое внимание, всё ещё стараются изучать в индивидуальном формате, то в случае с небольшими пробелами в знаниях родители отдают предпочтение групповым занятиям, поскольку это дешевле.
- Зарождение онлайн-сегмента дошкольного образования. Возник спрос на программы для детей младше семи лет, как в крупных мультипредметных онлайн-школах, так и в небольших специализированных.
- Усиление господдержки сегмента. Заметно развитие проектов с госфинансированием — например, образовательная онлайн-программа «Код будущего», в рамках которой школьники и студенты колледжей могут бесплатно пройти курсы по программированию от ведущих IT-компаний.
Ещё целый ряд важных тенденций обозначил Алексей Конобеев. По мнению академического директора онлайн-школы «Умскул Академия», на рынке развиваются практически противоположные тренды:
«Сейчас в EdTech и в образовании в России в целом идут два разнонаправленных движения — движение к стандартизации и контролю и движение к индивидуализации».
Заметно, что власти движутся в сторону стандартизации сферы образования — это касается и сферы EdTech. Например, речь о появившемся в 2022 году федеральном перечне электронных образовательных ресурсов, рекомендованных к использованию в школах. Чтобы цифровые ресурсы образовательных компаний — таких как «Умскул» — вошли туда, нужно пройти экспертизу в Российской академии образования.
А стремление к индивидуализации выражается в попытках представителей индустрии сделать любой курс гибким, подходящим каждому конкретному ученику, и в идеале — дать возможность каждому научиться именно тому, что ему нужно и потребуется в повседневной жизни или работе.
«Индивидуализацию пытаются создать на нескольких уровнях: на уровне урока — когда можно выбирать более простые или сложные упражнения, на уровне курса — когда можно выбирать, какие модули студенту нужнее, и брать только их, на уровне всей системы обучения — когда курсы и модули подбираются и рекомендуются на основе предпочтений и потребности учащихся и разрабатываются системы автоматической рекомендации», — пояснил он.
Ещё два важных тренда, по мнению Алексея, — внедрение нейросетей в образовательные решения и применение доказательного подхода к обучению (когда образовательные результаты измеряют при помощи различных метрик).
В 2023 году компании испытывали трудности, но есть и позитивные перемены
Генеральный директор онлайн-школы «Фоксфорд» в качестве одной из основных сложностей назвал то, что некоторые россияне всё ещё настороженно относятся к онлайн-образованию. По его словам, на это повлияли пандемия и негативный опыт перехода на дистант в школах. Ещё одна трудность — недостаточно развитые механизмы сотрудничества общеобразовательных организаций с частными онлайн-платформами. Хотя изменения этой ситуации к лучшему, по мнению Андрея Сизова, могли бы способствовать решению некоторых проблем обычных школ: дефицита кадров и реализации программ дополнительного образования.
Ещё Андрей отметил сложности в поиске кадров:
«Ослабление курса рубля снижает нашу конкурентоспособность по уровню зарплат. В целом часть специалистов, которые сейчас не живут в России, предпочитают работать не в РФ, а за рубежом. Как правило, это программисты, аналитики, продуктовые менеджеры, специалисты по digital-маркетингу».
А сооснователь и директор по разработке и исследованиям профориентационной платформы «Профилум» Виталий Алтухов отметил, что на фоне усиления госрегулирования в сфере онлайн-образования усложняется доступ компаний к аудитории. В то же время это имеет определённые плюсы в виде роста качества продуктов.
«Если говорить об EdTech в целом, то этот рынок уже достаточно зрелый и ввиду этого подвергается большей регуляторике (например, закон о верификации цифровых образовательных ресурсов, действующий с 1 января 2023 года), чем в период активного роста — безусловно, это добавляет прозрачности с точки зрения оценки качества образовательного контента, несмотря на усложнение доступа компаний к аудитории», — говорит Виталий Алтухов.
Игроки рынка наметили задачи на 2024 год
Академический директор «Умскул Академия» считает, что компании сосредоточатся над тем, как сделать обучение более интенсивным.
«Продолжаются поиски способов обучать как можно быстрее — как с помощью интенсивных курсов, когда каждый день занятия идут по много часов и нужно поддержать и мотивировать учеников, так и с помощью интерактивных помощников — приложений с искусственным интеллектом и так далее. Эта задача вряд ли будет решена быстро, так как есть определённые физиологические ограничения в плане скорости усвоения новой информации, но каждый, даже маленький, шаг в этом направлении очень важен», — считает он.
А глава «Фоксфорда» видит ещё три направления, на которых, по его мнению, сконцентрируются представители детского сегмента EdTech:
- Программы среднего профобразования. Он объяснил это тем, что подростки всё чаще предпочитают пойти в колледж после девятого класса, чем в старшую школу.
- Разработка недорогих продуктов. Это нужно, чтобы сделать качественное базовое школьное образование доступным для максимально широкой аудитории.
- Персонализация обучения и внедрение ИИ в операционные процессы. Это позволит автоматизировать часть работы и предложить пользователю доступные по цене продукты.
Читайте также: