EdTech
#новости

Представители рынка EdTech назвали инвестиционные тренды в своей сфере

В частности, они рассказали, в каких нишах больше шансов привлечь финансирование.

Как обстоят дела с инвестициями в российской EdTech-индустрии, проанализировало агентство Smart Ranking.

Как обстоят дела с инвестициями

Сообщается, что в прошлом году на российском EdTech-рынке заключили всего 17 сделок. Крупнейшей (и рекордной за всю историю развития образовательных технологий в стране) стало приобретение платформы «Учи.ру» экосистемой VK. Сумма сделки составила 8,7 млрд рублей. Однако без учёта этого кейса инвестиции в российский EdTech составили лишь 618 млн — это почти на 80% меньше, чем в 2022 году.

Второй и третьей по величине сделками стали:

  • покупка платформы для создания онлайн-курсов AXL агрегатором платёжных систем Prodamus (цена сделки 480 млн рублей);
  • инвестиция от венчурного фонда МТС в систему корпоративного обучения кибербезопасности Phishman (цена сделки 90 млн).

Эксперты объяснили, что снижение финансирования связано с осторожностью инвесторов. Из-за геополитической и макроэкономической нестабильности они переключаются на менее рисковые направления, полагает Оксана Погодаева, управляющий партнёр венчурного фонда HR&ED-tech. К таким направлениям относятся, например, инвестиции в недвижимость или вложения в бизнес по дивидендной модели.

А по мнению директора EdTech-направления Фонда «Сколково» Натальи Царевской-Дякиной, в сфере венчурных инвестиций наступил «ледниковый период». Как она объяснила, это не значит, что финансирования совсем нет, однако у инвесторов в приоритете понятные и работающие проекты, приносящие доход. Кстати, в глобальном EdTech международные эксперты тоже прогнозируют продолжительную инвестиционную «зиму», так что это не чисто российская особенность. Кроме того, известно, что число EdTech-«единорогов» в мире сократилось на две трети за 2023 год.

Отмечается, что треть прошлогодних сделок пришлась на инвестиции крупных корпораций и государства. По мнению CEO «Зерокодера» Кирилла Пшинника, их интерес к онлайн-образованию связан с кадровым голодом и потребностью в рескиллинге, то есть в профессиональной переподготовке.

Кроме того, крупные компании приобретают стартапы, которые могут дополнить их бизнес-стратегии. Дело в том, что сейчас купить готовый продукт дешевле, чем создать с нуля свой.

Как привлекать финансирование в 2024 году

Эксперты также рассказали о способах, которыми EdTech-проекты могут привлекать финансирование в свои продукты. Например, Наталья Царевская-Дякина советует полагаться на государственные меры поддержки: гранты, льготы, займы, возврат НДФЛ.

Оксана Погодаева назвала несколько важных пунктов:

  • если проект предполагает технически сложную реализацию, то его модель лучше выбирать в сегментах B2G и B2B, чтобы было больше шансов получить инвестиции от существующих игроков этих ниш;
  • желательно выбирать стратегию синдикационных раундов, в которых нужная сумма складывается из небольших сумм, полученных от инвесторов, бизнес-ангелов и фондов.

А Кирилл Пшинник считает, что больше шансов получить финансирование у российских фондов имеется у тех стартапов, которые генерируют выручку в России. Поэтому лучше фокусироваться на одном рынке.

Эксперты назвали и наиболее перспективные ниши, в которых больше всего шансов на инвестиции. По мнению Оксаны Погодаевой, это обучение «синих воротничков», переквалификация пожилых людей и проекты, связанные с киберграмотностью (потому что бизнес сейчас старается минимизировать риски кибератак). А Кирилл Пшинник назвал перспективным обучение персонала работе с нейросетями. «Это то направление, которое должно активно развиваться и финансироваться просто потому, что здесь грядут очень быстрые изменения и инвесторы любят такие хайповые проекты», — считает он.

Кстати, ранее эксперты обозначили перспективные ниши на европейском рынке EdTech в 2024 году.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована