Помогают ли на самом деле чат-боты в учёбе?
Рассказываем про результаты одного научного метаанализа исследований, посвящённых этому вопросу.
Фото: insta_photos / Shutterstock
Уже год мы то и дело слышим о применении чат-ботов на базе искусственного интеллекта в образовательных целях. Бум их разработки случился в связи с громадной популярностью ChatGPT — на базе этой нейросети быстро стали появляться нишевые инструменты для разных целей, в том числе учебных. Об их внедрении сообщали и EdTech-гиганты, включая Coursera, Chegg и Byju`s, Khan Academy, в России, например, — Skyeng, и даже целые государства — например, в ОАЭ решили массово использовать ботов-репетиторов в школах.
Однако среди экспертов нет единого мнения о том, насколько в действительности репетиторы-боты полезны для учёбы. Например, известный ИИ-оптимист Билл Гейтс полагает, что искусственный интеллект осуществит в сфере образования революцию (в хорошем смысле, конечно). В число знаменитых ИИ-оптимистов входит и Салман Хан, создатель Khan Academy. Разумеется, есть и те, кто сдержанно оценивает положительный эффект от внедрения нейросетей.
Представитель этой группы ― Дэн Майер, главный научный сотрудник компании Desmos, выпускающей разные технологические решения для изучения математики. Он считает, что потенциал нейросетей в школьном образовании сильно ограничен. А ещё — что чат-ботам на основе ИИ не хватает важных педагогических «умений». Наконец, есть и те, кто вообще выступает против внедрения ИИ в образовательный процесс. Например, первый заместитель думского комитета по просвещению Яна Лантратова уверена, что использование ИИ в школе демотивирует школьников и педагогов и отучит их общаться и взаимодействовать.
Но есть ли объективные данные о пользе или, наоборот, бесполезности помощников в виде чат-ботов для образовательных результатов? На этот вопрос попытались ответить специалисты Пекинского университета языка и культуры, изучив все существующие эмпирические исследования о применении чат-ботов на базе искусственного интеллекта в школах и высших учебных заведениях. Всего они проанализировали 24 исследования. Их работа опубликована в научном журнале British Journal of Educational Technology. Кроме того, её выводы пересказали в издании Tech & Learning.
Так есть ли польза от ботов-репетиторов?
Исследователи сразу отметили, что результаты рассмотренных научных работ противоречивы — в том числе некоторые из них обнаружили негативное влияние чат-ботов или не выявили вообще никакого эффекта от их использования.
Но в то же время метаанализ показал, что чат-боты могут оказывать значительное положительное влияние на учёбу. Среди позитивных эффектов — повышение учебной мотивации, производительности, самоэффективности, интереса к обучению и его воспринимаемой ценности. Кроме того, чат-боты могут снижать у учащихся уровень тревожности.
Однако есть пара нюансов. Во-первых, такие инструменты оказывают заметное положительное влияние только на студентов (то есть взрослых людей), а среди школьников статистически значимых улучшений не наблюдается. Во-вторых, со временем положительный эффект использования ботов снижается.
Читайте также:
С чем связаны выявленные ограничения?
Исследователи объяснили, почему для студентов чат-боты полезнее, а их эффективность со временем снижается. Всё оказалось довольно просто.
Ученики младших классов зачастую ещё не могут достаточно внятно формулировать запросы и полностью понимать ответы бота, поэтому эффективного взаимодействия может не получиться. Кроме того, у детей этого возраста в силу естественных причин ниже способность к самостоятельному обучению и уровень цифровой грамотности.
У учащихся средних классов тоже возникают трудности. Во-первых, они, как правило, ждут указаний от педагогов, и это мешает им полноценно учиться с помощью чат-ботов, то есть использовать возможности последних в полной мере. Во-вторых, подростки этого возраста часто подвергаются давлению со стороны родителей, которое возникает из-за их желания, чтобы их дети получали хорошие оценки. Это давление приводит к снижению мотивации использовать чат-боты для эффективного обучения.
А вот студенты обычно более инициативны и могут самостоятельно организовывать свой учебный процесс. Однако при длительном использовании чат-ботов они могут испытывать информационную перегрузку, из-за чего отвлекаются от учёбы, а это может привести к снижению успеваемости.
Что касается постепенного снижения эффективности, то исследователи связывают это с тем, что со временем пропадает вау-эффект от коммуникации с ботом. То есть сначала новизна опыта повышает показатели, связанные с обучением, но когда общение с нейросетью становится обыденностью, ученикам сложнее поддерживать интерес и мотивацию.
Авторы исследования считают, что необходимо глубже изучить существующие ограничения, связанные с обучением при помощи чат-ботов, но в то же время отмечают, что появляется всё больше доказательств их эффективности, особенно в сфере высшего образования.
Читайте также:
- Эксперт назвал важное «умение», которому следует обучать ИИ-тьюторов
- В Duolingo рассказали, какие факторы надо учесть, чтобы чат-бот помогал в обучении
- Преподаватель рассказал, как сам создал бота-репетитора в конструкторе от OpenAI
- Исследователь из IBM объяснил, почему у компании не получилось создать ИИ-тьютора