Как игроки EdTech оценивают перспективы в России для курсов по нейросетям
Видят ли они спрос в В2С- и В2В-сегменте?
Иллюстрация: freepik / Vectonauta / frimufilms / benzoix / Freepik / Vasili Apostolidis / Adi Goldstein / Gerard Siderius / Mariia Shalabaieva / Unsplash / Pdassori / Wikimedia Commons / Дима Руденок для Skillbox Media
Есть ощущение, что инструменты на основе генеративного ИИ — такие как ChatGPT, Midjourney, YaGPT, Fusion Brain, «Шедеврум» и прочие — используют уже всюду, и люди, не знакомые с ними, кажутся отстающими от реалий. А значит, должен быть и большой спрос на курсы, обучающие этим навыкам? Мы расспросили об этом руководителей крупных EdTech-школ:
- Дениса Гузеева, управляющего партнёра онлайн-школы программирования «Хекслет»;
- Алексея Дворецкого, руководителя команды R&D, программного директора направления «Высшего образования» школы IT-профессий Skillfactory;
- Сергея Попова, директора образовательного продукта «Программирование» в Skillbox;
- Кирилла Пшинника, CEO Zerocoder;
- Владимира Синицына, операционного директора школы дизайна и технологий Bang Bang Education (входит в Ultimate Education);
- Светлану Шиманскую, руководителя продукта онлайн-университета профессий Skypro (от Skyeng).
Есть ли спрос в В2С?
Все эксперты согласны в том, что определённый спрос на курсы по обучению использованию нейросетей действительно есть, и ждут его роста в будущем. Однако его уровень они оценивают по-разному. Так, Алексей Дворецкий со ссылкой на аналитику Wordstat отмечает, что с марта 2023 года по февраль 2024-го популярность поискового запроса «курс по нейросетям» выросла в четыре раза — с 1 тысячи до 4,4 тысячи в месяц. От себя добавим, что в марте число показов по этому запросу выросло ещё больше — до 8,5 тысячи, но всё равно этот запрос пока нельзя назвать по-настоящему высокочастотным.
По наблюдениям Алексея, и спрос, и предложение на такие курсы заметно выросли за последние полгода — у многих компаний, как крупных, так и небольших, появились и платные, и бесплатные продукты в этой области.
Алексей Дворецкий
руководитель команды R&D, программный директор направления «Высшего образования» школы IT-профессий Skillfactory
— Спрос, определённо, есть, и он будет расти. Уверен, что в 2024 году мы увидим ощутимый прирост в количестве программ и студентов, изучающих применение нейросетей для профессиональных и личных задач.
Сергей Попов тоже подчёркивает, что появляется всё больше курсов по работе с нейросетями, а раз это происходит, то есть и спрос. Директор образовательного продукта «Программирование» в Skillbox считает, что он будет только расти, потому что освоить нейросети как инструменты, упрощающие работу, предстоит вообще всем специалистам. Люди, которые не умеют ими пользоваться, не будут востребованы на рынке труда. Это связано с тем, что они станут работать менее эффективно, чем те, кто использует в работе нейросети.
Сергей Попов
директор образовательного продукта «Программирование» в Skillbox
— Это становится стандартным навыком, и чем дальше, тем больше. Условно говоря, сейчас не уметь пользоваться нейросетями — это как если бы вы сейчас, в эру компьютеров, до сих пор работали на печатной машинке. Вы были бы, может, и неплохим писателем, но работали бы медленнее.
Кирилл Пшинник согласен с тем, что нейросети становятся частью повседневности, и спрос на соответствующие курсы обусловлен изменениями, которые нейросети вносят в бизнес-процессы и взаимодействие людей. «В отличие от мимолётных трендов, которые часто не несут значительного вклада в развитие или улучшение процессов, технологии, подобные генеративному ИИ, меняют правила игры», — подчёркивает он.
В то же время Владимир Синицын и Денис Гузеев отмечают, что ажиотажного спроса на такие курсы пока нет. Да и самостоятельных образовательных продуктов в ДПО по обучению работе с нейросетями, по наблюдениям операционного директора Bang Bang Education, не так много. Дело в том, что для их создания требуется формирование отдельной специальности, а её на данный момент не существует. Нейросети — это пока только инструмент, который интегрируется в работу разных специалистов. Поэтому в сегменте дополнительного профобразования работу с нейросетями чаще добавляют в качестве одного из модулей образовательных программ по уже существующим специальностям (например, для дизайнеров, программистов), а не в виде отдельных курсов.
Кроме того, операционный директор Bang Bang Education полагает, что ограниченный пока спрос на курсы связан с тем, что ещё нет самодостаточных продуктов на базе ИИ. В пример он привёл Midjourney — это хороший инструмент, однако его функционал ограничен. Но если бы он мог не только генерировать графику, а умел бы ещё отделять её слои и конкретные элементы, чтобы работать с каждым из них, то это был бы самодостаточный инструмент совершенно другого уровня.
А управляющий партнёр онлайн-школы программирования «Хекслет» напоминает, что инструменты на базе ИИ — это молодая отрасль, поэтому сначала должен появиться запрос на каких-то определённых специалистов в области ИИ. И только тогда EdTech-компании станут создавать соответствующие образовательные программы.
Светлана Шиманская тоже видит сейчас на рынке лишь ограниченный интерес к обучению работе с нейросетями. По мнению руководителя продукта онлайн-университета профессий Skypro, существующий спрос связан прежде всего с хайпом:
Светлана Шиманская
руководитель продукта онлайн-университета профессий Skypro
— В рамках внутреннего исследования мы выяснили, что только два человека из 20 понимают, зачем им нужны нейросети в работе. Остальные приходят из-за популярности направления, просто чтобы разобраться в том, что это. Но в вопросе прикладного применения у них нет чёткого понимания, зачем им этот инструмент.
Однако, по её прогнозу, ситуация может измениться в будущем, когда больше людей найдут практическое применение этим инструментам в своей жизни.
Готовы ли люди платить за обучение инструментам нейросетей?
Важный нюанс, который отметили большинство экспертов: обычные пользователи, как правило, не готовы приобретать платные курсы по базовому использованию нейросетей. Это должен быть продукт посерьёзнее, чтобы люди захотели за него платить.
Сергей Попов отметил, что курсами по ИИ прежде всего интересуются в разрезе рабочих задач, а не бытовых. Это значит, что студентами таких программ становятся люди, уже ставшие экспертами в какой-то профессиональной области. То есть они хотят не освоить специальность с нуля, а добавить нейросети в качестве дополнительного инструмента в свой арсенал. Поскольку это опытные специалисты, скорее всего, они уже умеют учиться сами и поэтому предпочтут сначала изучить возможности нейросетей самостоятельно и бесплатно. И только потом, возможно, будут обращаться к платным продуктам — более узкоспециализированным.
«Задача платных образовательных продуктов не в том, чтобы давать какое-то базовое понимание, которое можно и так найти в интернете, а в том, чтобы помогать людям находить правильные способы применения. Часто мы говорим, например: „Если вы дизайнер, то вы можете использовать ChatGPT в повседневной работе“. А как конкретно, какой в этой сфере есть опыт? То есть люди хотят послушать ребят, которые уже это делают. Вот такими должны быть образовательные программы. И тогда их заметят, и довольно много людей будет учиться», — считает директор образовательного продукта «Программирование» в Skillbox.
Денис Гузеев тоже отмечает, что в интернете можно найти много информации, которой достаточно для самостоятельного освоения работы с нейросетями на базовом уровне. Тем не менее он уверен, что если будет замечен большой спрос на навыки взаимодействия с генеративным ИИ для работы и повседневной жизни, то коммерциализация такого обучения будет неизбежна.
Светлана Шиманская объясняет невысокий спрос на платные курсы по ИИ непониманием пользователей, как работают нейросети, а также расхожими стереотипами об их низкой эффективности в решении разных задач и об опасности их распространения. По её наблюдениям, использование нейросетей пока не очень массовое, а те, кто уже хорошо разобрался в этой области, не спешат делиться своим опытом.
«Отсюда и сложности со спросом [на платные программы]: аудитории сложно захотеть платить за то, что имеет непонятную для них ценность. До тех пор, пока мы не научимся доносить эту тему, люди не будут хотеть за это платить», — говорит руководитель продукта онлайн-университета профессий Skypro.
А Алексей Дворецкий уверен, что платные продукты по ИИ-инструментам уже сейчас пользуются высоким спросом наряду с бесплатными. Эксперт отмечает, что в Skillfactory видят положительное влияние бесплатных контентных воронок на дальнейшие продажи платных продуктов.
На что делать ставку — на универсальный курс или на нишевый для конкретной профессии?
Получается, запускать курсы по базовым навыкам работы отдельными нейросетями смысла нет, и стоит сосредоточиться на создании нишевых продуктов — например, нейросети для дизайнеров, нейросети для программистов и так далее? На этот счёт мнения тоже расходятся.
Например, Денис Гузеев полагает, что обучать базовым навыкам работы с конкретными инструментами смысла нет. По его мнению, такой подход подойдёт только узкоспециализированным школам, которые стремятся получить первичный интерес среди аудитории.
А Владимир Синицын и Сергей Попов считают, что и у базовых курсов есть перспективы. Владимир полагает, что их стоит запускать, если это соответствует бизнес-модели и если у сегмента аудитории, который готов платить, есть на них запрос. А Сергей думает, что продукты, дающие базовые компетенции, в любом случае нужны, потому что без них не получится освоить более сложные навыки. Но это, по его мнению, должны быть не курсы по пользованию простыми нейросетями (для них достаточно сделать инструкции), а базовые курсы по более сложным инструментам, которые сначала действительно стоит изучить в целом, а уже потом — в контексте применения в конкретной профессиональной нише. В пример Сергей Попов привёл Stable Diffusion.
В Skillfactory тоже видят более перспективным вариант создавать нишевые курсы по нейросетям — в школе уже есть отдельные программы для дизайнеров и разработчиков. При этом Алексей Дворецкий считает, что у программ, посвящённых общим принципам работы LLM и отдельным инструментам (вроде Chat GPT, Midjourney, Stable Diffusion и GitHub CoPilot) будет своя аудитория.
Есть ли спрос в B2B и B2G?
Очевидно, что бизнес уже внедряет инструменты на базе нейросетей в рабочие процессы. На российском рынке это подтверждается растущим спросом на специалистов, умеющих работать с ИИ. Как нам сообщили в пресс-службе hh.ru, за 2023 год нейросети упоминались в 13 тысячах вакансий, что в 3,6 раза больше, чем в 2022-м. Самой популярной и востребованной у российских компаний нейросетью в прошлом году была ChatGPT, она упоминалась в 1,7 тысячи вакансий. При этом в 2022-м не было ни одного упоминания этой нейросети. С существенным отрывом следуют DALL-E 2 (600 вакансий в 2023-м против 120 в 2022-м), BERT (284 против 181), Midjourney (560 против трёх) и Stable Diffusion (212 против четырёх). Известно, что чаще всего специалистов с такими навыками ищут IT-компании — на них приходится каждая пятая вакансия, где упомянуты нейросети. А каждая десятая — на компании, оказывающие различные услуги для бизнеса. Также активны в найме специалистов с навыками работы с нейросетями финансовый сектор и СМИ (на них суммарно приходится 8% вакансий).
Кирилл Пшинник замечает, что, несмотря на некоторую медлительность и неповоротливость в сфере адаптации новых технологий, российский крупный бизнес начал внедрять искусственный интеллект в свои процессы. Но в России с этим есть определённые трудности.
Кирилл Пшинник
CEO Zerocoder
— Существуют и проблемы, такие как ограничения доступа к продуктам OpenAI в России, что усложняет использование их решений на корпоративном уровне. А российские ИИ-решения пока не способны решать все задачи на уровне OpenAI — не из-за недостатков в качестве, а из-за ограниченности текущих возможностей. Тем не менее статистика от CEO OpenAI Сэма Альтмана показывает, что 92% компаний из списка Fortune 500 используют решения OpenAI, что на глобальном уровне подтверждает значительный интерес и готовность к интеграции генеративного ИИ в корпоративные процессы.
Владимир Синицын полагает, что корпорации станут усиливать свои готовые решения при помощи генеративного ИИ, и его проникновение в профессии будет происходить естественным образом. Он связывает возможный рост спроса на обучение промптингу с постепенным переходом к облачным вычислениям.
Денис Гузеев не видит пока спроса со стороны работодателей на обучение их сотрудников навыкам работы с нейросетями. А Сергей Попов, Светлана Шиманская и Алексей Дворецкий ответили, что такой спрос замечают. По словам руководителя команды R&D и программного директора направления «Высшего образования» Skillfactory, компании уже сейчас ищут специалистов для оптимизации рабочих процессов и всё чаще в перечне требований к кандидатам указывают опыт использования инструментов на базе генеративного ИИ.
Тем не менее и Владимир, и Денис отмечают, что многое зависит от самих работодателей — крупных компаний.
Денис Гузеев
управляющий партнёр онлайн-школы программирования «Хекслет»
— Я бы ориентировался на реакцию бизнеса, поскольку области реального применения инструментов генеративного ИИ появляются там. Как только компании поймут, для чего им это нужно и насколько генеративный ИИ поможет стать эффективнее, появится и запрос на обучение среди аудитории.
Что касается B2G-сектора (когда заказчиком обучения выступает государство), то никто из экспертов в этом сегменте спроса пока не почувствовал. Однако Светлана Шиманская и Сергей Попов уверены, что в будущем такие модули появятся в вузовских образовательных программах или уже появились в передовых вузах. Тем не менее Сергей считает, что это не будет массовым явлением, потому что государственное образование может отставать от запросов рынка труда в силу более сложной работы с образовательными программами.
Пора ли учить промптингу как профессии?
Раз всем специалистам придётся освоить работу с ИИ-инструментами, то, может быть, будущее за промпт-инженерами, а значит, промптингу надо обучать сейчас как отдельной профессии? С этим наши эксперты не вполне согласны.
Светлана Шиманская, Сергей Попов и Алексей Дворецкий считают, что промптинг — это вообще не профессия, а лишь отдельный навык, который можно осваивать для улучшения работы по основной специальности. По мнению Светланы, обучение промпт-инжинирингу релевантно в контексте каких-то типовых вещей, вроде генерации текста по предложенной структуре. То есть речь о случаях, когда можно сформулировать инструкцию, где указано, какие шаги нужно предпринять, чтобы получить нужный результат. Однако если человек не владеет хотя бы базовыми знаниями по специальности, в рамках которой собирается применять этот инструмент, и не понимает, каким должен быть результат, то он, даже пройдя обучение по промптингу, не сможет решать рабочие задачи как профессионал.
Тем не менее промптинг — ценный навык, необходимый специалистам из самых разных сфер. «И IT-специалист, и другие специалисты должны будут уметь пользоваться нейросетями. Это в любом случае предполагает написание промптов, и поэтому изучение промпт-инжиниринга — это мастхэв», — подчёркивает Сергей Попов.
Не займут ли нишу таких курсов мелкие игроки, пока крупные присматриваются?
Похоже, пока участники EdTech-рынка не пришли к какой-то единой стратегии в отношении запуска курсов, обучающих применению инструментов на базе нейросетей. Школы, конечно, держат руку на пульсе и обновляют свои линейки образовательных программ, но делают это по-разному.
Например, у Skillbox и Skillfactory уже есть отдельные курсы по нейросетям («Нейросети: практический курс», «Нейросети для решения творческих задач»). По мнению Сергея Попова, это «базовый гигиенический минимум». Курсы посвящены применению таких технологий для решения реальных рабочих задач. Также в обеих компаниях дополняют уже существующие курсы по разным профессиям модулями о работе с нейросетями именно в контексте этих специальностей.
В Bang Bang Education и «Хекслете» пока нет отдельных курсов по применению таких инструментов, хотя компании рассматривают возможность их запуска, но пока интегрируют модули по нейросетям в существующие программы. При этом Владимир Синицын и Денис Гузеев отмечают, что для запуска отдельных курсов по нейросетям необходим выраженный индустриальный запрос на обучение таким навыкам. Ещё одним важным фактором Владимир назвал возникновение соответствующих специальностей.
Не получится так, что пока крупные игроки индустрии только присматриваются к этой нише, новые маленькие онлайн-школы и частные преподаватели уже её займут? Ни один из наших спикеров не выразил опасений на этот счёт. Например, Светлана Шиманская и Денис Гузеев подчеркнули, что маленькие компании всегда первыми выходят на новые ниши, и это абсолютно нормально. Алексей Дворецкий полагает, что конкуренция в целом благотворно влияет на рынок, повышая качество образовательных продуктов и способствуя повышению спроса на них.
Сергей Попов уверен, что в конечном счёте распределение выручки в этой нише будет примерно таким же, как в сегменте дополнительного профобразования в целом — «самый большой кусок пирога будет у крупных онлайн-платформ».
Кроме того, у разных игроков рынка и студентов разные цели.
Владимир Синицын
операционный директор школы дизайна и технологий Bang Bang Education
— Тут надо смотреть на рыночную точку сбыта, которой для крупных игроков является индустрия. Аудитория как элемент базы формируется долго. Кому-то будет интересно за условные 5000 рублей послушать, как в Midjourney делать промпты. И этого будет достаточно как для студента, так и для школы. А для кого-то средний чек в 5000 рублей неинтересен, и модель подразумевает другой подход.
Таким образом, можно сказать, что EdTech-компании пока занимают выжидающую позицию, но готовы оперативно реагировать на запросы рынка труда.