EdTech
#статьи

Из-за новой версии GPT-4 языковые образовательные платформы станут не нужны?

Вроде бы стоимость акций Duolingo из-за этого уже упала. Но так ли это на самом деле?

Иллюстрация: Cottonbro / Pexels / Pngwing / Freepik / Colowgee для Skillbox Media

13 мая OpenAI представила обновлённую версию GPT-4 — GPT-4o («o» означает omni, то есть «всесторонний»). Нейросеть может анализировать текст, звук, изображения и код в режиме реального времени. Её главная особенность в том, что кроме текста и картинок нейросеть понимает голосовые запросы. Пользователи могут задавать вопросы и получать ответы с разными эмоциональными окрасками. Нейросеть можно даже прервать во время ответа или сразу же задать уточняющие вопросы.

Новая модель будет доступна не только пользователям, оплачивающим подписку, но и тем, кто пользуется бесплатной версией ChatGPT.

По данным Financial Times, после того, как на презентации новой модели главный технический директор OpenAI Мира Мурати продемонстрировала живой голосовой перевод на разные языки, стоимость акций Duolingo упала примерно на 5%.

Правда, фактических подтверждений того, что эти события напрямую связаны, похоже, нет. Более того, известно, что акции Duolingo начали падать в стоимости после объявления итогов первого квартала текущего года, несмотря на рост по целому ряду показателей. Например, компания сообщила о росте выручки на 45% по сравнению с аналогичным периодом 2023-го и рекордной прибыльности. Аналитики считают, что падение стоимости акций почти на 4%, зафиксированное 9 мая, связано со снижением темпа роста числа пользователей Duolingo. Кроме того, этому падению предшествовал значительный рост — аналитики считают вполне естественным, что теперь инвесторы хотят получить часть этой прибыли.

Наконец, стоит отметить и то, что у Duolingo есть вариант подписки, работающей на базе GPT-4. В рамках неё доступны две дополнительные функции — «Ролевая игра» и «Объясни мой ответ». Первая позволяет оттачивать знания с помощью текстовых и голосовых диалогов с виртуальным преподавателем. Суть в том, что в беседе можно сымитировать конкретную ситуацию — например, поход в кафе. А с помощью второй можно получать подробные объяснения правил. То есть платформа использует возможности GPT-4, а значит, развитие этого бота ей не вредит, а наоборот, способствует её росту.

Что обо всём этом думают эксперты?

Как эксперты оценивают прогнозы о смерти языковых проектов

14 мая школа английского языка «Антишкола» провела онлайн-дискуссию о влиянии развития ИИ на EdTech-индустрию. Помимо прочего, её участники коротко обсудили слух насчёт падения акций Duolingo из-за последнего релиза OpenAI. Например, Михаил Свердлов, экс-CBDO онлайн-университета Skypro и экс-директор по образовательному продукту и контенту онлайн-школы Skyeng, подчеркнул, что нет ясности, корреляция это или просто совпадение. При этом, по его словам, многие аналитики и СМИ преподнесли это как напрямую связанные явления и заявили, что «мир языковых школ накрылся медным тазом».

Михаил напомнил, что это далеко не первый раз, когда предсказывают скорую смерть таких образовательных проектов. По его словам, подобные прогнозы звучали, когда появился Google-переводчик и когда в нём появилась функция синхронного перевода.

Фото: Alliance Images / Shutterstock

Поэтому эксперт не видит причин переживать за судьбу направления, связанного с обучением иностранным языкам, но признаёт, что оно станет «интереснее».

«Лет десять назад я в первый раз услышал, что разные технологии убьют процесс изучения языков, что нам в принципе не надо будет изучать языки, не надо будет учиться, [даже сейчас существуют предположения о том, что] нам встроят куда-нибудь чипы в недалёком будущем, потому что Илон Маск уже этим активно занимается в компании Neuralink, и уже даже встроили его человеку. <…> Значит, не надо будет учиться — то есть [будет] вот такая флешечка — нажал кнопочку и знаешь всё, что у тебя есть в мире, и можешь использовать это. <…> Другой вопрос, что это всё равно сухие знания, а не возможность использовать их так же, [как] когда ты установил взаимосвязи нейронов, они у тебя запомнились», — подчеркнул он.

Наталья Перельдик, соосновательница Funexpected Math, тоже усомнилась в том, что падение акций Duolingo связано с выходом новой версии GPT-4. В первую очередь она отметила, что EdTech только кажется огромной отраслью, но на самом деле занимает всего 5–6% от всего рынка образования. А значит, перевести всё образование в диджитал-пространство очень непросто. Более того, по словам Натальи, пока почти никому не удалось добиться удержания клиентов (метрика retention) без участия живых специалистов. Она отметила, что людей сложно заставить учиться, и они склонны бросать курсы.

Кроме того, по её словам, лучше всего мотивируют продолжать обучение именно человек — то есть учитель — и коммуникация с ним. Однако ИИ-инструменты могут помочь педагогам стать эффективнее и изменить их роль, превратив скорее в коучей, которые меньше говорят, что нужно делать, и больше рекомендуют, что ученик может сделать в рамках образовательного процесса.

Помимо этого, Наталья указала на то, что феноменальность Duolingo в том, что фактически это социальная платформа, и компания сама порой заявляет, что прежде всего заменяет бездумный скроллинг в соцсетях, а не просто помогает учить языки.

Аника Брейн, основательница проектов «Антишкола», Brainika, Bilingval и PlaySEND, согласилась, что на фоне развития технологий постоянно звучат прогнозы о том, что это навредит сфере EdTech, и некоторые компании действительно не справляются с изменениями. Тем не менее развитие технологий постоянно приносит новые полезные инструменты. В то же время они далеко не всегда так продвинуты, как может показаться на первый взгляд. «Это пока что ещё такая витаминка скорее, чем лекарство», — считает она.

Что про это думают в Skyeng

Мы решили узнать, как оценивают судьбу языковых онлайн-школ в российском лидере языковой ниши — Skyeng. Варвара Новожилова, руководитель отдела поиска и развития инноваций компании, считает, что ИИ — скорее подспорье, чем проблема для больших игроков рынка.

«Нейросети уже являются частью нашей жизни и глупо отрицать их пользу для развития сегмента EdTech, ведь ИИ-инструменты позволяют качественнее и быстрее перестраивать контент, исходя из адресного запроса студента. На рынке сейчас присутствует множество разнообразных моделей, в том числе у Skyeng, которые так или иначе справляются с отдельными аспектами образовательной деятельности. Скорее, ИИ является угрозой для небольших компаний или частных репетиторов, которые не смогут конкурировать с ним», — полагает она.

Для небольших игроков рынка проблема заключается в сильной ограниченности их ресурсов — у них просто нет возможности разрабатывать собственные нейросети с сильным функционалом, обученные на больших базах данных. Маленькие школы и репетиторы, конечно, могут использовать коробочные решения, однако это будет не так эффективно, считает Варвара Новожилова.

Она также отметила, что хотя нейросети упрощают учащемуся образовательный путь, они всё же не являются панацеей, потому что большинству учеников нужен помощник-человек, «который поможет собрать программу, найти подходящие материалы, направит, сэкономив время на подготовку обучения, оставив за учеником только одну задачу — учиться». Простой пример: в интернете давно есть вся информация, необходимая для обучения чему-либо. Однако люди продолжают пользоваться услугами репетиторов и онлайн-школ. Да и роль преподавателя давно меняется — из носителя знаний он превращается в тьютора, который помогает не потерять мотивацию, показывает, как можно пройти свою образовательную траекторию с максимальной эффективностью.

Фото: Ground Picture / Shutterstock

Наконец, не у всех пользователей интернета уже есть возможность активно прибегать к ИИ-инструментам, тому же ChatGPT и подобных. Во-первых, для этого необходимо освоить промптинг хотя бы на начальном уровне. Во-вторых, что касается ChatGPT, то из российских интернет-пользователей в силу трудностей с регистрацией к ним прибегают только самые мотивированные.

Что касается падения акций Duolingo, то Варвара, как и другие эксперты, не связывает этот факт с релизом новой языковой модели — акции и ранее показывали отрицательную динамику.

Могут ли языковые ИИ-боты стать прорывом для обучения детей?

Варвара Новожилова добавила, что главная фишка новой GPT-4o — умение разговаривать с пользователем — не такой уж и прорыв с точки зрения образовательных проектов. Да, этого раньше не умел сам основной бот ChatGPT, однако ранее уже появилось множество образовательных решений на базе него, способных воспринимать голос, хотя и не с такой скоростью реакции.

А вот Михаил Свердлов и Никита Лозовский, образовательный продюсер и автор канала «Технологии образования», выступая в дискуссии, организованной «Антишколой», расценили новое умение GPT понимать голос как прорыв. Они считают, что это даёт огромные возможности тем интернет-пользователям, которые раньше не могли учиться при помощи ИИ-ботов из-за низкого уровня собственной образованности и слабого владения родным языком — то есть людям, которые по разным причинам не могли корректно составлять запросы и понимать ответы нейросетей. Например, детям.

Фото: Ann in the uk / Shutterstock

К слову, не так давно китайские учёные попытались выяснить, помогают ли на самом деле чат-боты в учёбе. Для этого они проанализировали более 20 научных работ, посвящённых этому. Помимо прочего, они выяснили, что хотя чат-боты и правда могут быть эффективными в учёбе, на школьников такие инструменты не оказывают заметного положительного влияния. Это связано, в частности, с тем, что дети младшего возраста зачастую ещё не могут достаточно внятно формулировать запросы и полностью понимать ответы бота, поэтому эффективного взаимодействия может не получиться. Но речь шла о письменном взаимодействии.

Можно предположить, что ИИ-репетиторы, с которыми можно общаться голосом и которые к тому же распознают разные интонации, могли бы улучшить процесс обучения детей. Но здесь возникает то же препятствие, о котором говорили Варвара Новожилова и Наталья Перельдик, и, пожалуй, проявляется ещё сильнее, чем в обучении взрослых: ребёнку в обучении не обойтись без человека-наставника, который сделает его обучение систематизированным и будет мотивировать. Просто поболтать с ботом по-английски — ещё не значит выучить язык.

Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована