EdTech
#новости

Эксперт считает, что рынок EdTech должен отойти от техноцентричного взгляда на обучение

Исследователь призвал перестать относиться к образованию как к болезни, а к технологиям — как к лекарству от неё.

Об этом в своей колонке, опубликованной изданием EdSurge, заявил Таннер Хиггин, старший исследователь технологий образования в WestEd — американском некоммерческом агентстве, которое занимается исследованиями и разработками в сфере образовательных технологий и консалтингом в этой сфере.

Основное внимание Хиггина как исследователя сосредоточено на переосмыслении существующих научных работ в сфере EdTech, а также на разработке и внедрении образовательных технологий.

Что такое техноцентризм

Специалист отмечает, что период пандемии сыграл важную роль в развитии EdTech. Многие инструменты, которыми школы и вузы начали пользоваться на дистанте, актуальны до сих пор. Но от части внедрённых тогда технологий уже отказались — то есть в обычной ситуации они оказались не так уж нужны. Кроме того, постоянное использование цифровых инструментов усилило социально-экономический разрыв, а также зачастую приводило к выгоранию педагогов и учащихся при том, что польза от этих технологий не всегда была очевидной.

В результате многие EdTech-компании перестали использовать для продвижения своих продуктов идею о том, что они помогут исправить недостатки образовательной системы. Однако появление генеративного искусственного интеллекта вернуло ожидание неких прорывов в образовании исключительно за счёт технологий.

Хиггин отмечает, что идея о том, что образование нуждается в технологическом обновлении, — не что иное, как техноцентризм. Чтобы нагляднее объяснить позицию техноцентристов, он привёл такую аналогию:

«В представлении техноцентризма образование — в болезни, а образовательные технологии подобны лекарству. Предприниматели и разработчики пытаются создать лучшие средства для „лечения“ студентов, в то время как управленцы и исследователи стоят на страже, тестируя и проверяя „методы лечения“. Студенты „принимают лекарство“, их тела реагируют, и предполагается, что происходят положительные изменения».

Что не так с этим подходом

Как отмечает исследователь, эта точка зрения настолько широко распространена, что воспринимается как истина. Наиболее важным компонентам образования — людям и культуре — в этой парадигме отводится второстепенная роль. По мнению Хиггина, так быть не должно, и поэтому «нужно перестать относиться к образованию как к болезни, а к образовательным технологиям — как к лекарству», заключает он.

Хиггин подчёркивает, что есть другой подход: использовать технологии в обучении, но не рассматривать их как ключевой фактор изменений. При этом важно учитывать, как технологии влияют на учащихся и педагогов и как те задействуют новые возможности в обучении. А это зависит, отмечает исследователь, далеко не только от характеристик новых технологий: в образовательном процессе большое значение имеет контекст. Например, в какое время суток занимается ученик, как он себя чувствует физически и эмоционально, голоден ли он и так далее. И из-за большого диапазона переменных сложно выделить и доказать прямое влияние конкретной технологии на обучение.

Тем не менее это не значит, что не следует изучать эффективность образовательных технологий. Однако тем, кто проводит такие исследования, нужно быть внимательнее и критически относиться к собственным предположениям.

Кстати, ранее на конференции «СберУниверситета» «Больше чем обучение» эксперты поделились прогнозами на тему, изменит ли обучение начавшийся подъём генеративного искусственного интеллекта.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована